Деепричастный оборот

Конспект урока для 7 класса.Цели урока:1)Повторение грамматических особенностей деепричастий и закрепление умения находить их в тексте и использовать в речи;2)знакомство с деепричастным оборотом;3)формирование и совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте.  Интересное для учеников:   Деепричастный оборот — это способ сократить придаточное предложение, в котором используется то же подлежащее, что и в главном. Например, Когда я проснулся, я пошёл умываться. = Проснувшись, я пошёл умываться.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Деепричастный оборот

Цели урока:

1)повторение грамматических особенностей деепричастий и закрепление умения находить их в тексте и использовать в речи;

2)знакомство с деепричастным оборотом;

3)формирование и совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Рис. № 1. Приложение)

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.

II. Фронтальный опрос. (Рис. № 2. Приложение)

- Что обозначает деепричастие?

- Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

- Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?

- Каким членом предложения является деепричастие?

- Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?

(Рис. № 3, рис. № 4. Приложение)

III. Работа с текстом. (Рис. № 5. Приложение). Изучение нового материала.

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания.

  1. Вставить пропущенные знаки препинания и орфограммы, объяснить их.

  2. Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.

  3. Найти деепричастия.

- Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.

- Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова.

Что представляет собой причастие с зависимыми словами?

- А деепричастие с зависимыми словами?

- От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?

- Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?

- Определите место деепричастного оборота в предложениях.

- Когда обособляется причастный оборот?

- В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.

(Рис. № 6. Приложение).

Итак, деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения - обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.

- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?

(Рис. № 7. Приложение)

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

IV. Закрепление изученного материала. (Рис. № 8. Приложение)

Слово "мама" пусть всегда пребудет
И пробьется сквозь любой затор
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенный совести укор.
Р.Гамзатов

  1. Объяснить значение непонятных слов (по толковому словарю).

  2. Синтаксический разбор предложения.

(Найдите основу предложения, охарактеризуйте, постройте схему).

  1. Глагол " пробьется" замените деепричастием;

- выпишите деепричастие с зависимыми словами;

- найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом;

- расставьте необходимые знаки препинания;

- охарактеризуйте получившееся предложение.

Вывод о деепричастии и деепричастном обороте.

V. Минута отдыха. (Рис. № 9. Приложение). Прослушивание старинной горской легенды.

"Было у матери трое сыновей. Двое - дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был совсем плохим человеком, мать любила и жалела его. И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой… И безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно - убить родную мать? И не ушли, тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?"

Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду?

VI. Самостоятельная работа.

Тест.

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного.
Б) Наречия и прилагательного.
В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие -

А) изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.

4. Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________

5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

А) 1, 2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.

(Рис. № 10. Приложение)

Ключ: 1. Б), 2. В), 3. Б), 4. Деепричастный оборот, 5. В), 6. Б)

Оценка
"5"
"4"
"3"
"2"

Ошибки
0
1-2
3- 4
более 4-х

VII. Итог урока.

Домашнее задание. (Выполнить задание, данное на листочках.)

VIII. Заключительная часть.

Сегодня звучали слова о самом дорогом и близком каждому из нас человеке - о матери. Мама ведет нас по жизни. Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к матери. Она мечтает о том, чтобы вы выросли хорошими людьми. Я думаю, что этот урок заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям. Думайте больше о ваших мамах, берегите их, любите!

(Рис. № 11, рис. № 12. Приложение).

Спасибо вам, мамы, спасибо большое -
За все, что вы сделали в жизни для нас!
Спасибо за вашу заботу и ласку,
За добрую жизнь, что семье отдана,
За первую песню, за первую сказку,
За годы тревоги, за ночи без сна.
Мы поздно у вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз…
Спасибо вам, мамы,
Спасибо большое -
За все,
Что вы сделали в жизни для нас!
И.Финк




© 2010-2022