Научная работа по литературе Символика цвета в творчестве Леонида Андреева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение.

Леонида Андреева читают уже целое столетие. Пик его популярности пришелся на 1902 - 1908 годы, когда были написаны и опубликованы основные произведения: «Жизнь Василия Фивейского» и «Тьма», «Иуда Искариот» и «Жизнь человека». Андреев был одним из самых издаваемых и читаемых авторов России. Его популярность была сравнима с популярностью Горького, по тиражам он вряд ли уступал Толстому и Достоевскому. Но даже в годы творческого расцвета Леонид Андреев продолжал оставаться объектом нападок критиков и самых разных публицистов, иронично отрицавших качество его прозы и драматургии. Андреева обвиняли в анархизме и безбожии, в отсутствии чувства меры.

Годы прошедшие после смерти писателя, показали, что интерес к нему не был случайностью, не был волей читателя, стремящегося к массовой культуре. В течение многих лет литературоведы пытаются терминологически определить метод Андреева. Его называли реалистом и символическим реалистом, декадентом экспрессионистом, экзистенциалистом и символистом. Такое многообразие определений свидетельствует о том, что нет смысла в поисках одного термина. Все эти факты свидетельствуют о том, что творчество Андреева интересно не только читателям, но и до сих пор остается загадкой и для литературоведов.

Андреев-художник обладал трагическим мировосприятием, сочетавшимся с ярким общественным темпераментом. Бунтарство, неприятие мира в его бытийном и конкретно-социальном обличье, - одно из основных свойств его героев.

Степень изученности проблемы.

Об Андрееве сказано многое.

При жизни Андреева о нем писали очень часто, особенно в 1903 - 1908 годах, когда его талант достиг кульминационной высоты. Нет необходимости делать обзор всей литературы. Нас интересует проблема символики цвета, варианты интерпретации его творчества именно в этом контексте. В библиографическом списке мы приводим достаточно много работ, так или иначе решающих указанную проблему. Сейчас же попробуем опереться на суждения современных личностей, которые имели возможность объемно оценить произведения Андреева. Для этого используем статьи Афонина Л.Н., Иезуитовой Л.А., Муратовой К.Д.. Во введении мы не будем специально останавливаться на указанных монографиях и статьях, уже хорошо известных в литературоведении. Подробнее остановимся на работе, имеющей прямое отношение к изучаемой нами проблеме. Исследование творчества Леонида Николаевича Андреева представляет собой достаточно трудную задачу. Его творчество настолько многообразно, разносторонне, что, на первый взгляд, очень трудно решить с какой позиции его следует рассматривать.

Действительно, творчеству этого писателя посвящено немало научных работ как биографического, так и исследовательского характера.

Проследить применение цветовой гаммы в языке Андреева и проанализировать функционирование используемых для этого средств - одна из основных задач исследования.

Основным направлением работы является непосредственный анализ художественных произведений Андреева, как их содержательной, так и формальной стороны.

Конечным итогом должно стать целостное описание языковых средств, используемых писателем для выражения своего мироощущения и мировосприятия.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть использован на уроках русской литературы.





7


© 2010-2022