Конспект по русскому языку на тему Согласные звонкие и глухие (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: - закрепить навык различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

- обнаружить, что парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими:

- развивать фонематический слух;

- развивать умение соотносить произношение и написание слов;

- воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Послушайте сказку.

ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.

А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг.

Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

Как вы думаете, как будет называться наша тема? И какова наша цель на уроке? Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдёт сегодня разговор. Запишите тему урока.


  1. Объяснение нового материала

Работа с записью на доске

- Сколько букв и звуков слове НЕСЛИСЬ? (7 б., 6 зв.)

- Сколько гласных звуков в русском языке? (10 гласных звуков)

- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем)

- Из чего состоят согласные звуки? (Согласные звуки состоят из голоса и шума)

Давайте запишем звонкие и глухие:

Согласные звуки, состоящие только из одного шума (такие, как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса (такие, как б, в, г, д, ж, з) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости. Это, например, глухие согласные х, ц, ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, л, м, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. Мы их называем сонорные.

- Предлагаю немного поиграть в зоопарк. Представьте себе необычный зоопарк, в котором живут такие животные, чьи названия состоят только из глухих согласных. Выберите из двух животных то, которое находится в этом зоопарке.

Баран или кот?

Зебра или щука?

Пёс или выдра?

Утка или гагара?

Олень или кит?

-Непарные согласные вам нужно запомнить, поэтому их мы запишем в нашу тетрадь для правил.

- Наш мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приёмники, телевизоры, слышен звон колоколов, тиканье часов, птичьи голоса. Люди при помощи звуков речи умеют передавать эти звуковые ощущения. Такое художественное средство называют «звукописью».

- Послушайте, как звучит отрывок из стихотворения К. Д. Бальмонта

Камыши

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?


- Какой звук несколько раз повторяется? (звук [Ш]).

- Действительно, в этом отрывке система звуковых повторов подобрана с расчетом на звукоподражание шороху.

3. Закрепление изученного материала.

1. На доске записаны пословицы.

- Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.

Старый дру… лучше новых двух.

Тру… кормит, а лень портит.

- Какие буквы вставили? Парные согласные в конце слова могут слышаться не четко и чтобы проверить нужно после согласного вставить гласную букву.

- Найдите проверочные слова к данным словам.

- Будьте очень внимательны.

Вот царь зверей - могучий ле…,

А тут жира… с длиннющей шеей.

Ушастый ё… . Чем не хорош?

Ено… - красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры..ь.

Плывет могучий бегемо…,

Медве…ь над нерпою ревет.

И белый голу…ь там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

Выводы: Продолжите фразу «Я сегодня узнал что…»

5. Домашнее задание

Упражнение 284, Параграф 56

© 2010-2022