Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изобразительно-выразительные средства языка

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

В.Короленко В качестве средств художественной выразительности писатели и поэты используют различные тропы и приёмы. (Троп - это употребление слова в переносном значении, которое формирует яркие смысловые оттенки. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности.)

1.

Метафора -

употребление слова в его переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

(слова - загадки)

Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности.

Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа…

Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен час. (А. Блок)

2.

Метонимия -

троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысл

Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности.

Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа

("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.). Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит... (А.С. Пушкин)

3.

Синекдоха -

троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

Обладают экспрессивностью, высокой степенью информативности.

Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана? (М. В. Лермонтов)

4.

Олицетворение -

перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, наделение предметов признаками и свойствами человека

Помогают передать мысли и чувства автора, его настроение.

Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия.

Душа поёт, река играет…. Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые?

5.

Сравнение -

слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. уподобление/

Помогает, кроме основного признака, выявить ряд дополнительных, что обогащает впечатление от художественного образа.

В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин) Принакрылся снегом, точно серебром

6.

Перифраза -

замена одного слова описательным выражением, передающим смысл

Помогает избежать повторения. Придает повествованию выразительность и торжественность.

(«царь зверей» - вместо «лев»

Вечный город. (Рим)

7.

Гипербола -

преувеличение

Преувеличение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления

В сто сорок солнц закат пылал…

6.

Литота

намеренное преуменьшение

Преуменьшение размеров, силы, красоты, значения описываемого явления

Мальчик с пальчик.

9.

Эпитет -

образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-

Образно характеризует предмет, явление/ подчёркивает характерное свойство предмета. Передает впечатления автора. Придает тексту яркость, художественную выразительность, образность.

Раскрывает или уточняет значение слова в тексте.

«…твои небесные черты!»

«парус одинокий», «роща золотая»…

10

Аллегория -

образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа

Являются выражением индивидуально - авторского видения мира, образа

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами.

11

Гротеск -

изображение людей и

явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Используется для характеристики

Придает повествованию выразительность

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая7 (В. Маяковский)

12

Ирония -

выражение насмешки

или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Используется для характеристики

Придает повествованию выразительность Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот. (Ф.И.

Тютчев)

.

Стилистические фигуры ( приёмы)

Приём - особые, зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания

1.

Антитеза

Яркое противопоставление сравниваемых понятий усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия.

Дома новы, да предрассудки стары. (А.Грибоедов).

Анафора

(единоначатие) - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

выделяет такие параллельные элементы и позволяет свести в один ряд различные по строению и синтаксическому уровню конструкции (например, отдельное словосочетание и предложение), соотнося с одним и тем же предшествующим или последующим элементом. Вместе с тем анафора развертывает веером содержание речи в определенной смысловой точке изложения.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин)

2.

Инверсия

ложение членов предложения в особом порядке, нарушающем так называемый прямой порядок, с целью усилить ьность речи. Об инверсии можно говорить тогда, когда с её анием ставятся стилистические задачи - повышение вности речи.

Изумительный наш народ! Руку мне подал на прощанье.

3.

Градация

нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация).

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).

4.

Умолчание

это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном.

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. (Пушкин)

5.

Повтор слова

избыточное повторное употребление слова или синонима, посредством которого уточняется или подчеркивается оттенок значения слова или авторское отношение к обозначаемому предмету.

6.

Эллипсис

намеренное опущение слова или оборота, которые предполагаются по смыслу, что создает значимую незавершенность речи. Достигается динамичность и

Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги

(Жуковский)

Офицер - из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком.

сжатость речи, передается напряженная смена действия.

(Твардовский)

7.

Параллелизм

- это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач).

Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура. (Д.Лихачёв)

8.

Риторические !?

Р? это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

Р !. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью

Р.обращение сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь)

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин).

9.

Оксюморон

сочетание прямо противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность ситуации, явления, объекта. Оксюморон приписывает противоположные качества одному предмету или явлению.

Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин). Наступило вечное мгновение. (А.Блок). Нагло скромен дикий взор. (Блок)

10

Многосоюзие

стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Куприн)

11

Бессоюзие

стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.

Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин)

12

Эпифора

вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев:

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Гоголь).

Изобразительно-выразительные средства языка. ГИА 9 - А6 Задание 1: Найдите стилистическую фигуру.

1.В каких предложениях использована антитеза?

А.Сито свито, золотом покрыто- кто взглянет, всяк заплачет.

Б.Белый ест ананас спелый , черный - гнилью моченый.

В.Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Г.Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

2.В каких примерах использован параллелизм? А.Ты вёл мечи на пир обильный. Б.В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.

В.Я любуюсь тобою: Твоими глазами, твоею улыбкою, твоими речами.

Г.В начале ноября ударили морозы, они были необычно холодны.

3.В каких предложениях использована инверсия? А.Полночь сошла, непроглядная темень.

Б.Тучки грозовые по небу плывут.

В.День был жаркий, грозовые облака тяжелели ежечасно.

Г.Изумительная весна наступила.

4.В каких предложениях использована анафора?

А.Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

Б.Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди. В.Мне бы только видеть тебя,

Мне бы только слышать твой голос. Г.Степям и дорогам не кончен счет,

Камням и порогам не найден счет.

5. В каких предложениях использована градация?

А.Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь…

Б.И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.

В.Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым.

Г.Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.

Задание 2: Определите средства выразительности. А - градация, Б - инверсия, В - параллелизм, Г - антитеза, Д - анафора, Е - риторический вопрос, Ж - эллипсис,

З - многосоюзие, И - парцелляция.

1.Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?

  1. Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы…

  1. Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги.

  2. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность.

  3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

  4. Тучки грозовые по небу плывут.

  5. Возникают, стираются лица, мил сегодня, а завтра далёк.

  6. Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда.

  7. О России петь - что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь - что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть!

  1. Ученье - свет, а неученье - тьма.

  2. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой. 12. Где ещё есть на земле, как у нас, В золоте реки, в рябинах озера?

13. Музыки бесполезные звуки, лишние звуки, Непримеряемые тоны, болью не вызванные стоны… 14. Я быстро шла. Почти бежала. Не догнать меня.

Ответы: 1-б,в 2 - б,в 3 - б,г 4 -б,в 5 - а,в,г 1Е, 2Д, 3Ж, 4З, 5А, 6Б, 7Г, 8И, 9В, 10Г, 11Б, 12Е, 13А, 14 И

Изобразительно-выразительные средства языка. ГИА 9 - А6 Задание 1: Найдите тропы:

А. МЕТАФОРА

  1. У меня в душе ни одного седого волоса.

  2. Ты вел мечи на пир обильный

  3. Как чайка, парус там белеет в вышине.

  4. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.

Б.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

  1. Улыбнулись сонные березки.

  2. Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.

  3. И дряхл, и сед закат осенний.

  4. Плачет дождь, воет вьюга.

В. МЕТОНИМИЯ

  1. Солнце нижет лучами в отвес.

  2. Забормотал спросонок гром.

  3. И бредёт гармонь куда-то, только слышится куда.

  4. Ликует буйный Рим.

Г.ЭПИТЕТ

  1. Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.

  2. Ледовая дорожка ждет..

  3. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

  4. Я хочу под синим взглядом слушать чувственную вьюгу.

Д.СИНЕКДОХА 1. Студент нынче пошёл не тот.

  1. Часок! И я освобожусь.

  2. И раб судьбу благословил.

  3. В сумерки луга похожи на море.

Е.СРАВНЕНИЕ

  1. Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.

  2. Богат, хорош собою Ленский. Везде был принят как жених.

  3. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…

  4. Морозной пылью серебрится его воротник бобровый. Ж.ГИПЕРБОЛА.

  1. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут эти берега.

  2. Она бежала легче серны молодой.

  3. Василий принес тысячу извинений.

  4. Как былинку ветер молодца шатает.

З.ОКСЮМОРОН

  1. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

  2. Скучна мне оттепель: вонь, грязь - весной я болен.

  3. К нему и птица не летит, и тигр нейдёт.

  4. Порой влюблялся он страстно в свою нарядную печаль

И. ПЕРИФРАЗА

  1. Погиб поэт, невольник чести…

  2. Пароход в стоярусных огнях

  3. На восток, сквозь дым и копоть, по домам идет Европа.

  4. Золотой телец поглотил его чувства

К.ЛИТОТА

  1. Одни дома длиною до небес, другие - длиною до луны.

  2. И вот кончается дорога дальняя, земли касается звезда печальная

  3. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

  4. Стоит избушка на курьих ножках.

Задание 2: Определите метафору - А, метонимию - Б, синекдоху -В.

1.Поэт, задумчивый мечтатель, убит приятельской рукой.

2.Траурный Шопен громыхал до заката.

  1. И на русского солдата брат француз, британец брат, брат поляк и все подряд с дружбой будто виноватой, но сердечною глядят.

  2. Солнце нижет лучами в отвес.

5.Бурю страсти не унять.

6.С берёз неслышен, невесом слетает желтый лист.

  1. И дряхл , и сед закат осенний

  2. Под окнами костер метели белой.

9.Их села и нивы за буйный набег подверг он мечам и пожарам.

10.Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

© 2010-2022