Литературный брейн-ринг «В гостях у сказки». 5-6классы по сказкам А. С. Пушкина

Литературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.ПушкинаЦель:  Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.Оборудование:·         Книжная выставка «Сказки».·         Красивая надпись на доске: «Брейн-ринг «Сказки».·         Бубен вместо гонга.·         Магнитофон с записями для музыкальных пауз.·         «Волшебный сундук», из которого извлекается «Черный ящик» и т.п.·         Предметы для «Черного ящика»: швейная игла, мочалка, муляжи или картинки (луковица, помидор, а...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

{Внеклассные }мероприятия по {}русскому {языку и лишрцц ■


Литературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.Пушкина

Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.

Задачи:

Литературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.Пушкина

Образовательные:

  • Закрепить понятия: народная и литературная сказка.

  • Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др.

  • Учить детей определять виды сказок.

  • Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.

Развивающие:

  • Продолжить обогащение словаря детей новыми словами.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.

Оборудование:

  • Книжная выставка «Сказки».

  • Красивая надпись на доске: «Брейн-ринг «Сказки».

  • Бубен вместо гонга.

  • Магнитофон с записями для музыкальных пауз.

  • «Волшебный сундук», из которого извлекается «Черный ящик» и т.п.

  • Предметы для «Черного ящика»: швейная игла, мочалка, муляжи или картинки (луковица, помидор, апельсин, лимон), игрушка Чебурашка, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».

  • Конверты с вопросами игры.

  • Призовые фишки за правильные ответы.


Ход урока

Вступительная беседа

Сейчас на уроках литературы вы читаете народные сказки. И сегодня наша игротека посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.
Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).

Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)

Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)

Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные).

Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).

Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»).

Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки («Белый медведь и Бурый медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).

В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

Правила игры

Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру «Брейн-ринг» и выясним, хорошо ли вы знаете сказки.Но прежде давайте просмотрим мультфильм по мотивам сказки Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»

1.Конкурс «Внимательный читатель»

Ведущий зачитывает по очереди командам цитаты из сказок, Учащиеся должны назвать персонаж, которому принадлежат | слова. Дополнительный балл можно присудить за правильное название сказки, из которой взята реплика.

  • «Не печалься, ступай себе с Богом!» (Золотая рыбка)

  • «Поживи-ка на моём подворье, окажи своё усердие и про ворье». (Поп)

  • «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...» (Елисей)

  • «Братец мой! Не видал я девы красной. На стороже я сток только в очередь мою». (Месяц)

  • «Кабы я была царица... я б для батюшки царя родила бог» тыря!» (Третья сестра)

  • «Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал да хозяев* поджидал». (Братья)

Конкурс «Великолепный сыщик»

Ведущий читает шуточные описания предметов. Команды уга­шают, что это за предмет и кому он принадлежит.

  • Устройство для наблюдения за собой со стороны. (Зеркаль­це - царице)

  • Механизм из золота, который указывал на сторону, откуда надо было ждать войны. (Золотой петушок - царю Дадопу)

  • Средство передвижения, не имеющее видимых механизмов управления. В нём часто передвигаются, держа в руках сред­ство для уборки. (Ступа - Бабе-Яге из «Пролога к "Руслану и Людмиле"»)

  • Маленький зверёк, поедающий совсем не пригодные для пи­тания вещи и добывающий для своего хозяина драгоценные камни и металлы. (Белочка - царю Гвидону)

  • Ёмкость, в которой трудолюбивые хозяйки прошлого с помо­щью определённых магических движений превращали гряз­ное бельё в чистое. Загрузка белья вертикальная, вес зависит от размеров ёмкости. (Корыто - Старухе)

2.Конкурс «Знатоки древностей»

Команды получают записанные на листах слова из пушкин­ских сказок. Устаревшее слово из пушкинской сказки необходи­мо заменить современным. Побеждает команда, которая быстрее всех справилась с заданием.

  • Снарядился - ... (собрался);

  • инда - ... (даже);

  • очи - ... (глаза);

  • перст - ... (палец);

  • нрав - ... (характер);

  • тягаться - ... (соперничать);

  • кручиниться - ... (печалиться);

  • величать - ... (называть);

  • терем - ... (дом);

  • молвил - ... (сказал);

  • хватилася - ... (вспомнила).

3.Конкурс «Собери сказку»

Каждой команде предлагается два набора карточек. В пер- ном наборе на карточках написаны названия сказок, во втором - персонажи.

Сказки

Персонажи

«Сказка о царе Салтане»

Поп

Владычица морская

«Сказка о мёртвой царевне и се­

Бабка Вабариха

ми богатырях»

Балда

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Чернавка

Царевна-лебедь

«Сказка о попе и его работнике

Братья

Балде»

Рыбка

Задание: соедините героев с названием сказки. Победа при­суждается команде, которая первой справится с заданием

.

4.Конкурс «Алфавит»

Задание построено по принципу телевизионной игры «Алфавит». Для его проведения следует приготовить таблицу буквами (можно использовать магнитную доску). Команды называют первую букву ответа на вопрос ведущего. Как только прозвучал ответ, буква закрывается, снимается с доски или вытирается, если заготовка была выполнена ме лом. Если команда не может ответить, можно предоставить отгадывать слово соперникам.

А

Б

в

г

д

Б

■Ш*

/IV

3

и

к

Л

м

н

О

п

Р

с

т

У

ф

X

ц

ч

ш

щ

Я






А

Имя няни Пушкина. {Арина)

Б

В неё посадили жену и сына царя Салтана. (Бочка)

в

К нему обращался Елисей в поисках невесты. (Ветер)

г

Фамилия прадеда поэта по материнской линии. (Ганнибал)

д

Ею хотела стать старуха. (Дворянкой)

Е

Имя жениха хорошенькой царевны. (Елисей)

/IV

Что делала первая царевна, когда её муж уехал? (Ждала)

3

Над ним чахнет один бессмертный старичок. (Злато)

И

Место проживания одной старушки-долгожительницы. (Избушка)



Литературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.ПушкинаНоги этой птички носят жилище старушки-долгожительницы.

(Курица)

Сказочная страна на берегу моря. (Лукоморье)

Кого из встретившихся королевич Елисей назвал «дружком»? (Месяц)

Его забрасывал старик в море. (Невод)

Город, куда был сослан А. С. Пушкин. (Одесса)

Кем стала одна из сестёр жены царя Салтана. (Поварихой) Созвучие в конце строк. (Рифма)

Пёс из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». (Соколко) Сколько витязей вышло из моря? (Тридцать)

Что случилось с матерью царевны? (Умерла)

Как называли Пушкина в Лицее? (Француз)

Из него был сделан гроб царевны. (Хрусталь)

На неё посадили очень умного кота. (Цепь)

Она повела царевну в лес. (Чернавка)

На него посадили Золотого петушка. (Шпиль)

Это получал поп от Балды. (Щелчок)

Его съела молодая царевна. (Яблочко)

Некоторые творческие задания помогут занять зрителей во иремя работы жюри или стать основой для домашнего задания командам. Например:

  • придумать текст телеграммы для одного из героев сказок А. С. Пушкина (старуха, старик, золотой петушок, царь Сал- тан, учёный кот и т. д.);

  • продолжить «Сказку о рыбаке и рыбке»: «Старуха пришла к синему морю, а золотая рыбка ей сказала...»;

  • сочинить небольшую сказку про следы невиданных зверей;

  • угадать, к какой сказке выполнена иллюстрация (художни­ков или самих детей);

  • с помощью пантомимы изобразить диалоги старика и старухи;

  • с помощью открыток и дорисовки или методом коллажа изо­бразить одного из героев: кота учёного, третью сестрицу из «Сказки о царе Салтане», царевну, золотого петушка.


5.Инсценировка (домашнее задание) Завершение игры

Подведение итогов игры. Награждение победителей и участников игры

Литературный брейн-ринг «В гостях у сказки».5-6классы по сказкам А.С.Пушкина(образец фишки)

132


© 2010-2022