- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Современные стратегии организации чтения и анализа художественного текста
Современные стратегии организации чтения и анализа художественного текста
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клабукова У.А. |
Дата | 18.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
У.А.Клабукова
Научный руководитель - доктор пед.наук, профессор Е.О. Галицких
Современные стратегии организации чтения и анализа художественного текста
Привлечение внимания к чтению как феномену, равному письменности и литературе по значимости, осуществляется на протяжении нескольких столетий. Проблема актуальности не исчерпается никогда. С каждым годом появляются все новые и новые аспекты обучения и в то же время мы видим, как снижается уровень читательских компетенций в основном общем образовании. Обучение чтению в школе рассматривается в рамках Федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования. Чтение изучается в 3 аспектах: как общеучебное умение, как работа с информацией и как чтение художественных (литературных) произведений. Среди учебно-информационных умений работы с текстом выделяют извлечение информации из учебного и научного текста и других источников; переработка информации (сжатие, переструктурирование) и представление в иных формах (таблицы, схемы и т.д.); передача информации в текстовой форме с разной степенью сжатия и обобщения (пересказ, конспект, реферат, академическое эссе).
Цель данной статьи - указать на современные стратегии организации чтения и анализа художественного текста.
Начнем с определения стратегии. Термин «стратегии чтения» зародился в психолингвистике, в работах К. Гудмана и П. Колерса. Читатель извлекает зрительную информацию из письменной речи, звуковую - из устной, а информацию о звуко-буквенных отношениях - из опыта связи устной и письменной речи1.
Самое общее определение принадлежит Дж. Брунеру: «Стратегия - это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам»2.
Стратегия выбирается читателем под конкретную цель и может состоять из нескольких операций.
От читателя требуется владение набором стратегий, чтобы максимально эффективно достичь цели.
В школьной практике выделим три направления организации чтения: 1) методика чтения художественного текста; 2) технологии организации чтения научного текста; 3) методика организации чтения публицистического текста3.
Смена педагогических концепций по обучению чтению, внедрение в практику обучения теории деятельности, осознание организации начала деятельности - все эти моменты представляют собой новое в деятельности учителя. Если в традиционной методике предтекстовое задание представляло собой «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то методика инновационная предполагает более организованный этап предчтения, который облегчает понимание учащимся прочитанное, а впоследствии и приводит к лучшим результатам.
Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению. «Интерес, действующий до начала чтения и побуждающий к нему, создает некоторую первоначальную (исходную) зарядку активности чтения, с которой читатель приступает к книге. Далее, в процессе чтения, эта зарядка активности должна все время поддерживаться, пополняться и усиливаться. Только при таких условиях чтение будет продолжаться. Иначе первоначальная зарядка постепенно истощится, чтение прекратится, и книга останется неоконченной»1.
«Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения содержания текста», «Предваряющие вопросы» др. - вот наиболее распространенные стратегии предтекстовой деятельности.
Выполнив ряд предтекстовых заданий, учащийся с помощью учителя переходит непосредственно к текстовой деятельности, к стратегиям которой относятся «Чтение вслух» и «Чтение про себя». Эти стратегии широко применяются в образовательной деятельности.
Стратегии послетекстовой деятельности должны обучать процессу осмысления текста, а также контролировать результат на уровне «понял - не понял».
Приступая к чтению художественного текста, читатель имеет несколько установок:
- на восприятие (в том числе и эмоциональное) и понимание содержания текста, позиции и точки зрения автора;
- на достраивание текста с помощью воображения;
- на восстановление культурно-исторического контекста и в том числе на законы формы и владение этой формой1.
В. Лабов, Дж. Валетски как авторы стратегии «Бриллиантовая схема рассказа» исходили из схематического объяснения формы повествования и рассказа. Выделяется пять основных элементов, которые можно наложить на разные жанры художественных текстов. Это: 1) герои текста; 2) время и место действия; 3) сюжетная линия; 4) проблема, с которой сталкивается герой (обозначим как конфликт); 5) решение им этой проблемы (разрешение конфликта).
Работа со структурой художественного текста является формальной, но данная стратегия позволяет легко вычленять элементы и помогает учащемуся в творческом прочтении литературного произведения и создания им своего продукта: «Для создания «креативных» текстов необходимо знание обучающимися законов того или иного жанра художественного произведения, постижение на основе диалога с писателем образов персонажей, готовность и способность к игре и интерпретации», когда маленький писатель становится большим читателем4.
Примечания
-
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Баласс, 2011. С. 40-41, 45, 51.
-
Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: 1977.
-
Галицких Е.О. Чтение как искусство: герменевтический аспект: коллективная монография / сост. и науч. ред. Е.О. Галицких. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. С. 12.
-
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения и понимания текста: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. М.; Пенза: МГПИ: ПГПУ, 2011. С. 60-61.