- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик-щик»
Конспект урока «Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик-щик»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дегтярева Л.В. |
Дата | 05.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик-(-щик-).
Цели урока: Образовательные:
-
сформировать у учащихся понятие о правописании букв ч и щ в суффиксе -ЧИК- (-ЩИК-) и продолжить работу над формированием умений и навыков написания слов с данной орфограммой.
Развивающие:
-
содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
· содействовать развитию связной речи, творческих возможностей учащихся;
-
развивать орфографическую зоркость, зрительную память.
Воспитательные:
-
воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах;
-
вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: исследовательский
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний
Запись на доске: грибок, домик, лесник
- Как образованны данные слова?
- От каких слов и каким способом?
- Что такое суффикс?
- О чем же будет наша новая тема?
III. Изучение новой темы:
1. Объявление темы урока.
2. Запись в тетрадь числа, темы урока
- Итак, вы знаете, что суффикс служит для образования новых слов. А сейчас понаблюдайте за словами. Выделите суффиксы в этих словах.
переводчик арматурщик
летчик приемщик
грузчик упаковщик
разносчик банщик
перебежчик бетонщик
3. Ситуация затруднения.
- Что обозначает в этих словах значимая часть слова - суффикс - чик -,
- щик ?
(обозначает человека по профессии и роду занятий)
- А теперь на время станьте учёными и попробуйте, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, сформулировать правило о правописании суффиксов - чик - щик.
4. Проверим ваши выводы по учебнику (стр. 104)
Очень важно знать, что выбор букв Ч и Щ в суффиксах - чик - -щик- определяется не произношением, а правилом.
IV. Закрепление
-
Упр. 294 с 105 (у доски)
- В этой работе пусть вам поможет эта путеводная звезда (закрепить на доске)
-
А сейчас закройте тетради, учебники и расскажите правило наизусть. - Что вызывает затруднение?
-
Творческая работа.
- Чтобы запомнить буквы д. т. з. с. ж. придумайте «запоминалку» : схему, рисунок, стих, таблицу. (Учащиеся выполняют работу, выходят к доске, рисуют и защищают свою «запоминалку», указывают на её достоинства. Выбираем самый удачный вариант, записываем в тетрадь)
- Я тоже предлагаю вам «запоминалку», запомните такую фразу:
- чик - «я ТоЖе ЗДеСь»
- Теперь, я думаю, вы надолго заполните правописание суффиксов - чик - -щик-.
-
А сейчас послушаем сказку о суффиксе - чик - (сообщение учащегося)
Вывод: - чик - 1. Обозначает людей по роду занятий;
2. Имеет уменьшительное значение
-
Упр. 297 (2 учащихся у доски)
- Посмотрите на эти слова и ответьте на вопрос:
Стекольщик, пильщик, прогульщик, барабанщик, съёмщик, прессовщик
- Когда перед - щик пишется мягкий знак?
Вывод: Буква Ь перед - щик пишется только после л.
-
Самостоятельная работа по вариантам
Упр. 302 (ключ для проверки записан на доске)
7. Лексическая разминка.
-
1. Солдат, служащий в ракетных войсках (ракетчик)
-
2. Специалист по каменной кладке (каменщик)
-
3. Специалист по литейному делу( литейщик)
-
4. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик)
-
5.Работник, который занимается приёмом чего-нибудь (приёмщик).
-
6. Водитель самолёта (лётчик)
-
7.Солдат, обслуживающий пулемет (пулемётчик).
Д/з выучить правило на с тр.104 - 106, упр. 298
V. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- В каких заданиях вы испытывали трудность и почему?
- Я благодарю всех за работу, оценки за урок я поставила…….
4