Конспект по русской литературе для 10 класса по теме «К нему не зарастёт народная тропа. .. »

"Описание материала: Что влияет на успех урока? Прежде всего, четкая постановка его цели и правильное определение задач, которые должны быть решены на уроке. "Целью данного урока стал анализ стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», через который учащимся необходимо понять основной замысел поэта о бессмертии человека-творца. "Задачи урока были сформированы следующим образом: систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках литературы, про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комбинированный урок на тему

«К нему не зарастет народная тропа …»


Г.К.Аскарова, учитель русского языка и литературы

средней школы №8,

г. Астана

Что влияет на успех урока? Прежде всего, четкая постановка его цели и правильное определение задач, которые должны быть решены на уроке. Целью данного урока стал анализ стихотворения А.С.Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», через который учащимся необходимо понять основной замысел поэта о бессмертии человека-творца. Задачи урока были сформированы следующим образом: систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках литературы, продолжать развивать умение анализировать лирическое стихотворение и пробудить у учащихся интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина. Методы и приемы обучения на уроке были следующие: слово учителя, работа в группах, видеосюжет, художественное чтение учащихся, самостоятельная работа. Успешной реализации цели и задач урока способствовали тщательно продуманная наглядность и оборудование: портрет А.С.Пушкина, фотографии памятников в городе Астана; иллюстрации памятников, созданных в честь великого поэта в разных городах; выставка произведений, музыка Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», текст пушкинского стихотворения «Памятник», интерактивная доска, телевизор.

Эмоционально настраивают учащихся на урок о великом русском поэте поэтические строки Ф.И.Тютчева, взятые в качестве эпиграфа к нашей беседе об А.С.Пушкине:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.


Тихо звучит музыка вальса Г.В.Свиридова, и на ее фоне ученик читает отрывок из стихотворения Жамбыла Жабаева «Песня о Пушкине»:

Горишь ты алмазом, цветешь, как рубин,

Поэзии русской могучий акын.

Жемчужины песен ты миру создал,

Из черного века твой гений сверкал.

Трусливая свора придворных царя

Гнала тебя в горы, презреньем даря.

Не в битве великой и не от меча -

Погиб ты от грязной руки палача

Но что тебе смерть, если песня жива? -

Сияют твои золотые слова.

Прослушав музыкальное и поэтическое произведения, учащиеся говорят о своем эмоциональном состоянии, а затем они внимательно вслушиваются в слова учителя:

- Поэзия Пушкина… Это высокая правда о человеке, о жизни, о душе. Это духовное достояние, гордость и любовь всего человечества. Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания, полученные на предыдущих уроках литературы по творчеству поэта и проведем анализ его стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…».

После вступительного слова учитель на интерактивной доске проецирует высказывания об А.С.Пушкине.

Л.С.Пушкин (брат поэта): «… был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но сложен необыкновенно крепко и соразмерно».

В.П.Горчаков: «Человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой…».

М.П.Погодин: «… без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим приятным голосом».

Прочитав высказывания, учащиеся в парах готовят ответ на вопрос:

« Пушкин… Какой он? » (Каждой паре даются чистые листы, учащиеся дают свою характеристику личности и внешности поэта).

После того как учащиеся зачитали свои ответы на вопрос учителя, они получают новое задание: дать определение слову «памятник» с помощью словаря. Завершив эту работу, они приступают к очередной деятельности:

1-ая группа подбирает синонимы к слову «памятник», а 2-ая группа дает перевод этого слова и его синонимов на казахский язык. Учитель обращает внимание учеников на иллюстрированный материал, представляющий памятники города Астана и среди них выделяет памятник А.С.Пушкину, который был открыт в 1999 году. На нем есть такая надпись: «Народу Казахстана от гражданина России В.С.Столповских, скульптор А.Ковальчук». Знакомятся учащиеся и с другими памятниками великому поэту, находящимися в разных городах.

С большим интересом ученики смотрят видеосюжет у памятника А.С.Пушкина в Астане, посвященный празднованию дня рождения поэта. Группа учащихся рассказывает, что ежегодно не только в городе Астана, но во всех городах Казахстана отмечают день рождение поэта, а также о мероприятиях, посвященных этому празднику.

Учитель просит учащихся задуматься над вопросом: « Предчувствовал ли Пушкин, что после его смерти будут помнить о нем?»

Высказав свои предположения, ученики внимательно слушают стихотворение «Памятник», который поэт написал в 1836 году. Когда оно прослушано, то учащиеся включаются в словарную работу. На доске записано объяснение следующих слов:

Пиит - поэт.

Александрийский столп - колонна высотой в 27 метров, воздвигнутая в честь Александра Ι на Дворцовой площади Петербурга (демонстрируется иллюстрация Дворцовой площади в Петербурге).

Заветная лира - искусство поэта.

Воздвиг - поставил, построил.

Памятник нерукотворный - такой, какого нельзя сделать руками, нельзя сотворить из камня, бронзы.

Приемли - прими

Милосердие - доброта.

Ознакомившись с объяснением некоторых слов, данных в стихотворении, учащиеся возобновляют работу в группах, формулируя ответы на следующие вопросы:

  • Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу?

  • Почему поэт уверен, что «к нему не зарастет народная тропа»?

  • В каких строках поэт говорит о бессмертии своего творчества?

Ответив на данные вопросы, ученики с помощью учителя приступают к анализу стихотворения, стараясь проследить за замыслом поэта и отметив особенности композиционного построения стихотворения. Для более полного анализа учащимся необходимо повторить некоторые сведения из теории литературы, поэтому они обращаются к словарю литературоведческих терминов, восстанавливая в памяти определение таких понятий, как: тема, идея, композиция, эпитет, олицетворение, метафора.

Поработав по схеме анализа стихотворения: 1) год написания стихотворения; 2) тема стихотворения; 3) идея, как она раскрывается;

4) композиция; 5) художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры), ученики отвечают на вопрос: «Что хотел донести до читателя поэт этим стихотворением?» В своих ответах учащиеся подчеркивают, что, по мнению Пушкина, настоящий поэт независим от служения светской толпе, он должен служить свободе, красоте, истине, добру.

Когда урок подходит к концу, учитель обращается к своим ученикам с заключительным словом, стараясь сохранить в них эмоциональный настрой, полученный ими от соприкосновения с творчеством гениального поэта: Кипучей творческой жизнью продолжал жить Пушкин до самых последних дней. Погиб поэт, как сказал Герцен, « в расцвете сил, не допев своих песен, не досказав того, что мог бы сказать». Последние часы жизни… (Тихо звучит вальс Свиридова). Послушайте, какими они были для поэта.

Ученик 1: Весть о дуэли быстро распространилась по Петербургу. К дому на Мойке спешили сотни людей. Не было только придворной знати. Жуковский в письме к отцу Пушкина сообщал о последних часах жизни поэта: « Послав Даля ободрить жену надеждою, Пушкин сам не имел никакой. Однажды он спросил: «Который час?» И на ответ Даля продолжал прерывающимся голосом: «Долго ли… мне… так мучиться? Пожалуйста, поскорей!» Последние слова Пушкина: «Кончена жизнь…»

Ученик 2: 29 января поэт умер. В «Санкт-Петербургских ведомостях»

30 января 1837 года было сделано сообщение: «Вчера, 29-го января, в3-м часу пополудни скончался Александр Сергеевич Пушкин».

Могила поэта находится в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского. В честь великого поэта дважды в год - в день его рождения и его гибели - звонят колокола Святогорской церкви.

Ученик 3:

Гордись, Россия вековая,

Ты миру Пушкина дала.

Скорби и плачь, страдая,

Что ты его не сберегла…

© 2010-2022