Бурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литература

Цели:   1) способствовать  формированию  знаний  учащихся  о  признаках  бурного  пейзажа,  образа                    моря  /в  поэзии  и  в  прозе/,  образа  леса  в  художественной  литературе;                        2) способствовать  развитию  навыков  выразительного  чтения  стихотворений,  навыков  их       анализа,  умению  работать  с текстом  /находить  изобразительно–выразительные  средства       языка/; умения  выделять  главное  в  характеристике  образа  \грозы,  моря,  леса\;  п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литература

урок

7 классБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураБурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литератураТема: Бурный пейзаж в художественной литературе.

Признаки. Символика. Картины моря в искусстве слова.

Макрообраз леса в литературе.

Цели: 1) способствовать формированию знаний учащихся о признаках бурного пейзажа, образа

моря /в поэзии и в прозе/, образа леса в художественной литературе;

2) способствовать развитию навыков выразительного чтения стихотворений, навыков их

анализа, умению работать с текстом /находить изобразительно-выразительные средства

языка/; умения выделять главное в характеристике образа \грозы, моря, леса\; пониманию

динамического и открытого художественного пространства;

3) способствовать воспитанию умения видеть красоту природы /образ моря и леса в разное

время года, суток/; интереса к изобразительному искусству, искусству слова, изображающему

грозу, море, лесное пространство.

Оформление: портреты Пушкина, Фета и других авторов слова, репродукции картин

Айвазовского, Шишкина и других живописцев, изображающих разные виды

пейзажа.

Тип урока: комбинированный.

План.

I. Оргмомент. Цели и задачи урока.

II. Повторение изученного.

? Что мы называем пейзажем? Какие виды пейзажа знаете?

/описание неба, солнца, луны, флоры и фауны, морской пейзаж и т. д./

? Какие роды литературы знаете?

? Что лежит в основе каждого из них?

? Какое произведение мы называем лирическим?

III. Опрос д/з. / учащиеся рисуют на доске модели «Художественная картина неба в

литературе», «Художественная картина солнца и луны в литературе»

В это же время идёт опрос наизусть стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро».

Письменная работа «Что называется ХП»? /записали, проверили друг у друга, пост. оценки/

IV. Бурный пейзаж в художественной литературе. Признаки. Символика.

1) составление модели /по материалам учебника стр. _____ /

Гроза бурный пейзаж

сильный звуковой эффект

мгла

ветер имеет художественно - символическое

трепет, дрожь мироздания значение

дождь, ливень, молния

2) чтение и анализ стихотворений

* А. Майков, «Гроза»

? Каковы устойчивые признаки грозового пейзажа в стихотворении?

? Опишите картину природы. Найдите зрительные образы, звукообразы, образы - запахи,

осязательные образы.

? Как воспринимают грозу дети? Боятся ли её?

/рассматривание репродукции картины Маковского «Дети, бегущие от грозы»/

* Н. Заболоцкий, «Гроза»

? Проследите процесс постепенного воодушевления /персонификации/ природного явления.

? В каком образе олицетворяется гроза?

? Каковы мифологические истоки «светлоокой девы»?

/вспоминается древнегреческая боиня любви и красоты Афродита, родившаяся из морской пены/

? Почему именно с этим образом связан у Заболоцкого образ грозы?

* рассказ А. Я. Загороднего «Гроза»

? Что называется рассказом?

? Как воспринимают грозу главные герои - дед Арсений и Матвейка?

? Каковы их чувства и ощущения?

? Какое предупреждение человечеству несёт гроза, по мысли автора?

3) подведение итогов.

Каждый из художников слова, живущих в разные времена эпохи, по своему выражают видение и чувство при осмыслении образа, используют свои изобразительно - выразительные средства языка. Они заставляют задуматься, что гроза - это стихия, способная не только напугать человека /во время темноты, сильного ветра с дождём, громом и молнией/, но и даёт возможность задуматься о смысле жизни.

V. Художественная картина моря в литературе.

мифология Бурный пейзаж в художественной литературе. 7 класс литература

* источник жизни

*хаос, бесформенность, блеск. движение

*чудовища, острова, таинств. корабли


составление модели.

литература

обладает привлек. тайной таинственность глубина

беспредельность

море


2) чтение и анализ стихотворений, в которых изображается море.

* А. С. Пушкин, «К морю».

Составление композиции стихотворения.

* элегия - размышление /стр. 316, т. 1 Пушкина/

? Попытайтесь разобраться в композиции стихотворения.

? Почему поэт сравнивает двух гениев: Наполеона и Байрона?

* Ф. И. Тютчев, «Как хорошо ты, о море ночное…»

? В какое время суток изображается море?

? Каким оно предстаёт перед ЛГ?

? Почему сияние тусклое? /эпитеты, сравнения, метафоры/

- оно хорошо в безлюдье ночном.

- звёзды чуткие /согласуются со вселенной/

- ЛГ стоит потерян /он может понять, но не может сладить с этой морской стихией/

3) рассматривание репродукций картин Айвазовского.

* картины, изображающие море, - марины.

* художник, изображающий морской пейзаж, - маринист.

4) образ моря в прозе К. Станюковича («В шторм», «Максимка»), беседа по ??

/сравнительный анализ двух текстов, изображающих морской пейзаж/

1) небо 2) облака \тучи/ 3) солнце 4) ветер 5) море /океан/ 6) корабль /корвет/

«В шторм»

штиль «Максимка»

небо

заволокло тёмными кучевыми облаками

бирюзовый небосклон, бесконечно высокий и прозрачно - нежный, местами подёрнутый, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облаками

облака (тучи)

тёмные кучевые облака бешено несутся в одном направлении

скрывают солнце

маленькие кружевные перистые облачка

солнце

показывается лишь на мгновение, обдавая блеском седой океан и вновь скрывается под тучами

золотистый шар солнца, жгущий и ослепляющий, заливает радостным блеском водяную холмистую поверхность океана /светлые, ласковые, нежные/, на солнце сверкают волны, изредка рыбка

ветер

ревёт, срывая по пути верхушки волн, рассыпающихся серебристой пылью; воет в рангоуте, в снастях, потрясает их, точно негодуя, что встретил препятствие …

-

море (океан)

величественное зрелище,

грозное величие стихийной силы;

не видимое глазом пространство;

весь пепел в белой пене;

взрытая холмистая поверхность волн, несущаяся с бешеной силой и шумом, разбивающаяся одна о другую своими седыми гребнями; вблизи преобра-жаются в высокие водяные горы

водяная холмистая поверхность океана;

голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль; торжественно безмолвно кругом; могучие светло - синие волны, нагоняя одна другую, плавно переливаются с ласковым ропотом

корабль

(корвет)

маленький чёрный корвет с почти оголёнными мачтами …

раскачивается то вперёд, то назад, то вправо, то влево, поднимаясь на волну, разрезает её и иногда зарывается в ней с носом, и часть волны попадает на бак, а другие бешено разбиваются о бока судна; иногда черпает бортом громадный вал; может обрушиться и залить корвет /без всякого следа/;

крохотная скорлупа

бережно, заботливо несёт океан на своих волнах корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами

не видно ни одного белеющего паруса



Станюкович - писатель - маринист.

? Почему морской пейзаж является динамическим и открытым пространством?

? В чём, по - вашему, отличие изображения морского пейзажа в поэзии и в прозе?

5) сравнение изображённого образа моря в поэзии и прозе, подведение итогов.

Пушкин

Тютчев

Станюкович

море - собеседник,

свободная, гордая, своенравная стихия

море океан

/мощный, необъятный/

ассоциация с Байроном, Наполеоном /в сравнении/

панорама ночного моря, изображено во всём блеске, величии, в движении

всегда наделено душой, оно живое /простор, гром, грохот, сверкание несущихся волн/

море - тайна /красота ночного моря в бурю/

море - безбрежное пространство, великая стихия, которая вольна делать всё, что вздумается,

это - свободная стихия

Вывод: Пушкин и Фет передают свои чувства, мысли, настроение, а не только рисуют

картину моря. Но у Станюковича море показано в разные периоды своего

существования. И сходство с поэтами в том, что это свободная стихия.

VI. Макрообраз леса в литературе. «Лес, точно терем расписной …»

  1. составление модели.

- место тайн, опасностей, испытаний

- мифология, персонажи, звери

- человек - гость

- чужое пространство

ЛЕС

динамическая пространственная

картина жизни природы

2) чтение и анализ произведений

* А. Майков «В лесу»

? В какое время изображается лес?

? При какой погоде?

? Какие качества пробуждает лес у ЛГ?

? Какое влияние лес оказывает на мир героя?

* И. Бунин «Листопад»

? Какое время года изображается в стихотворении?

? Как описывается лес? /эпитеты, метафоры, сравнения/

? Какие чувства испытывает ЛГ, наблюдая за картиной осеннего леса?

* Е. В. Курдаков «Мир полон птиц …»

? Определите, статический или динамический образ изображён в произведении? Докажите.

? Какие чувства у вас возникают при чтении стихотворения?

* Т. Мадзигон «Стихи и лес»

? Каким видит лес ЛГ?

? В какое время предстаёт лес перед нами?

? Можно ли сравнить лесное пространство с морским?

? Что происходит с человеком, оказавшимся в лесу? Почему?

? Почему стихотворение имеет такое название?

* И. Никитин «Лес»

? Какое влияние лес оказывает на мир лирического героя?

? С кем сравнивает себя ЛГ?

? Каким он видит лес?

VII. Подведение итогов.

VIII. Д/з. выучить наизусть любое стихотворение - конкурс на лучшего чтеца,

повторить все модели, уметь воспроизвести их на доске

инд. задания по след. теме.

миниатюра «Штормовое море», «Почему люди идут в лес», «Буря» и др.







© 2010-2022