- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа факультатива В мире тестов для 5 класса
Рабочая программа факультатива В мире тестов для 5 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ерлина И.Н. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
факультатива по русскому языку
« В мире тестов»
5 класс
Учитель: Ерлина Ирина Николаевна
с. Тюгурюк, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Тюгурюкская ООШ» на 2014 - 2015 учебный год, приказ № 76 от 02.08.14 г.
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении курса русского языка в 5 классе. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через факультативные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся через различные тесты.
Цель:
- развитие кругозора и мышления учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в решении устных и письменных тестах;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать различны тесты, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию теста;
анализировать тесты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных тестов. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
-
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
-
анализ и просмотр тестов;
-
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными тестами;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-
игровая;
-
теоретическая;
-
практическая.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Программа рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю)
Содержание программы
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Фонетический разбор и его особенности. Гласные. Согласные.Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает»
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (8 ч)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Этимология слов. Работа со словарями. Морфемный и словообразовательный разбор. Составление паспорта слова. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Пунктуационный разбор. Не пером пишут - умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (7ч)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Раздел 6
Речевой этикет.(2 ч)
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Раздел 7
Обобщающие занятия. (2 ч)
Защита проектов. Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Дата
План
Факт
1
Организационное занятие
1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)
2
Тест № 1 Звучание и написание слова
1
3
Тест № 2 Звуковые повторы в речи.
1
4
Тест № 3 Роль интонации в устной речи
1
5
Тест № 4 Фонетический разбор и его особенности. Гласные. Согласные.
1
6
Обобщающие занятия «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
1
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (8 ч)
7
Тест № 5 Словообразовательная модель слова.
1
8
Тест № 6 Словообразовательное гнездо однокоренных слов
1
9
Тест № 7 Этимология слов
1
10
Работа со словообразовательным словарём.
1
11
Тест № 8 Морфемный состав слова
1
12
Сказочные превращения.
1
13
Тест № 9 Морфемный разбор
1
14
Тест № 10 Словообразовательный разбор.
1
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) ( 5ч)
15
Тест № 11 Алфавит
1
16
Тест № 12 Правописания морфем
1
17
Тест № 13 Пунктуационные знаки
1
18
Не пером пишут - умом. Тайны письма.
1
19
Тест № 14 Пунктуационный разбор.
1
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
20
Тест № 15 Словарный состав русского языка
1
21
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
1
22
Тест № 16 Фразеологизмы
1
23
Фразеология в художественных произведениях.
1
24
Словари фразеологизмов
1
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (7 ч)
25
Тест № 17. Имя существительное
1
26
Тест № 18 Имя прилагательное
1
26
Тест № 19 Глагол.
1
27
Тест № 20. Наречие.
1
28
Тест № 21 Служебные части речи.
1
29
В чём секрет глагола и его форм.
1
30
Тест № 22 Предложение.
1
Речевой этикет.(2ч)
31
Правила речевого этикета.
1
32
Формулы речевого этикета.
1
Обобщающие занятия. (2ч)
33
Итоговый тест № 23
1
34
Аукцион знаний
1
Литература
1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам
для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
2. Русский язык. 5 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА (Учебное пособие). С.В,Дробкина, Д.И.Субботин.- М.: Интеллект-Центр, 2012. - 128 с.
3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 кл. Е.А.Ефремова. - М.: Просвещение, 2012.
4. Рабочая тетрадь по русскому языку 5 классс. С.В.Савченкова. - М.: АСТ.Астрель, 2009
5. Скорая помощь по русскому языку 5 кл. В 2 - х ч. В.Д.Янченко, Л.Г.Латфуллина. - М.: Просвещение, 2013
6. Готовимся к ГИА. Русский язык. 5 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./авт.-сост. Н.В.Булыгина. - Ярославль: Академия развития, 2012.