Рабочая программа факультатива В мире тестов для 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая программа

факультатива по русскому языку

« В мире тестов»


5 класс

Учитель: Ерлина Ирина Николаевна


с. Тюгурюк, 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Тюгурюкская ООШ» на 2014 - 2015 учебный год, приказ № 76 от 02.08.14 г.

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении курса русского языка в 5 классе. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через факультативные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся через различные тесты.

Цель:

- развитие кругозора и мышления учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в решении устных и письменных тестах;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать различны тесты, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию теста;

анализировать тесты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных тестов. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.


Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр тестов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными тестами;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Программа рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю)

Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Фонетический разбор и его особенности. Гласные. Согласные.Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает»

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (8 ч)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Этимология слов. Работа со словарями. Морфемный и словообразовательный разбор. Составление паспорта слова. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Пунктуационный разбор. Не пером пишут - умом. Тайны письма.

Бенефис знаний.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.

Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (7ч)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Раздел 6

Речевой этикет.(2 ч)

Правила речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Раздел 7

Обобщающие занятия. (2 ч)

Защита проектов. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Организационное занятие

1




Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)




2

Тест № 1 Звучание и написание слова

1



3

Тест № 2 Звуковые повторы в речи.

1



4

Тест № 3 Роль интонации в устной речи

1



5

Тест № 4 Фонетический разбор и его особенности. Гласные. Согласные.

1



6

Обобщающие занятия «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1




Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (8 ч)




7

Тест № 5 Словообразовательная модель слова.

1



8

Тест № 6 Словообразовательное гнездо однокоренных слов

1



9

Тест № 7 Этимология слов

1



10

Работа со словообразовательным словарём.

1



11

Тест № 8 Морфемный состав слова

1



12

Сказочные превращения.

1



13

Тест № 9 Морфемный разбор

1



14

Тест № 10 Словообразовательный разбор.

1




Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) ( 5ч)




15

Тест № 11 Алфавит

1



16

Тест № 12 Правописания морфем

1



17

Тест № 13 Пунктуационные знаки

1



18

Не пером пишут - умом. Тайны письма.

1



19

Тест № 14 Пунктуационный разбор.

1




Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)




20

Тест № 15 Словарный состав русского языка

1



21

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1



22

Тест № 16 Фразеологизмы

1



23

Фразеология в художественных произведениях.

1



24

Словари фразеологизмов

1




Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (7 ч)


25

Тест № 17. Имя существительное

1

26

Тест № 18 Имя прилагательное

1

26

Тест № 19 Глагол.

1

27

Тест № 20. Наречие.

1

28

Тест № 21 Служебные части речи.

1

29

В чём секрет глагола и его форм.

1

30

Тест № 22 Предложение.

1


Речевой этикет.(2ч)


31

Правила речевого этикета.

1

32

Формулы речевого этикета.

1


Обобщающие занятия. (2ч)


33

Итоговый тест № 23

1

34

Аукцион знаний

1

















































Литература

1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам

для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

2. Русский язык. 5 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА (Учебное пособие). С.В,Дробкина, Д.И.Субботин.- М.: Интеллект-Центр, 2012. - 128 с.

3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 кл. Е.А.Ефремова. - М.: Просвещение, 2012.

4. Рабочая тетрадь по русскому языку 5 классс. С.В.Савченкова. - М.: АСТ.Астрель, 2009

5. Скорая помощь по русскому языку 5 кл. В 2 - х ч. В.Д.Янченко, Л.Г.Латфуллина. - М.: Просвещение, 2013

6. Готовимся к ГИА. Русский язык. 5 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./авт.-сост. Н.В.Булыгина. - Ярославль: Академия развития, 2012.


© 2010-2022