- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)
Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ситникова Т.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5 Краснооктябрьского района г. Волгограда»
Тема урока
«Лингвистический детектив»
Участник конкурса
Ситникова Татьяна Владимировна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Волгоград, 2016
Форма проведения: урок-расследование.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Предметная область: филология.
Тема: Выдающиеся учёные-русисты: просветительская миссия Кирилла и Мефодия.
Актуальность: Появление письменности у древних славян было обусловлено рядом культурно-исторических факторов. Но очевидно, что приобщение к государственной форме общественного бытия и христианской культуре, наиболее, эффективно могло быть обеспечено только письменностью. Необходимо подчеркнуть, что в общем контексте христианской культуры средневековой Европы всё сделанное святыми Кириллом и Мефодием для славян поистине уникально. Просветительская миссия святых Кирилла и Мефодия и их южно- и западнославянских последователей чрезвычайно важна для русской культуры. Ибо с крещением и христианизацией Руси восточные славяне полностью восприняли книжное наследие своих соседей; в течение семи веков они не только использовали его по ходу постижения христианского знания, как опору и ориентир, но и преумножали его и новыми литературными переводами и плодами собственного литературного творчества, таким образом, воздавая благодарную память первоучителям словенским и сохраняя культурное единство славянского православного мира.
Цель: формирование понимания ценности родного языка и его вклада в культуру других народов.
Задачи:
-
знакомство с трудами выдающихся филологов, создателей славянской азбуки святых Кирилла и Мефодия, их открытиями и исследованиями.
-
понимание взаимосвязи языка и истории народа.
Целевая аудитория: учащиеся 11 класса.
Количество участников: 25 человек.
Продолжительность: 40 минут.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оснащение урока: дидактический материал.
Ожидаемые результаты:
-
Личностные: осознание национально - культурной ценности родного языка, миссии славянских просветителей Кирилла и Мефодия для всех славянских народов;
-
Метапредметные: умение моделировать языковые конструкции в процессе изучения языка в одном временном отрывке;
-
Предметные: применять в речевой практике языковые конструкции научного стиля.
Структура и ход урока:
1.Организационный момент.
Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство.- Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования.
(На доске вывешивается карточка с изображением выдающихся филологов).
2. Актуализация прежних знаний.
Слово учителя: Ребята, что это за люди? Вы понимаете, для чего их нам прислали их изображения? (ответы детей).
3.Знакомство с новой темой.
Всех этих людей мы можем назвать выдающимися лингвистами, учеными, которые внесли огромный вклад в развитие русского языка. Но на сегодняшнем уроке мы познакомимся с открытиями и исследованиями только некоторых из них. А о ком идет речь, вам предстоит выяснить, выполняя задания в группах.
4.Задание по группам.
1. Переведите на современный русский язык.
«Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».
Слово учителя: Обсудите в группе и предложите вариант ответа, о ком может быть речь в этом отрывке? (ответы детей).
2.Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева и вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Запишите текст в тетрадь, восстановив смысловые пропуски.
«Взгляд на рус (сс) кую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали также отличительной особенностью всех восточно? славянских литератур и отчасти были унаследован (нн) ы ими через единую литературу Древней Руси от ____________просветителей______________________. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны каждого народа в обще?человеческом устроении(е) и просвещении(е) о служении(е) каждой страны человечеству».
3. Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах - фразеологизмах. Все эти фразеологизмы были хорошо понятны в России до 1917 года. Попробуйте вспомнить значения этих языковых конструкций. Подумайте, какое отношение они имеют к героям нашего расследования?
Знать на ять - __________________________________________________
Прописать ижицу -______________________________________________
Сперва аз да буки, а потом и науки - _______________________________
Слово учителя: Мне кажется, что вы уже догадались о каких ученых- филологах идет речь? (ответы детей). Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья - гордость всего славянского народа.
5.Закрепление изученной темы.
Слово учителя: Приведите свои аргументы тому, что мы по праву можем назвать их выдающимися - филологами. Свой ответ запишите в тетрадь по модели: тезис - аргумент - вывод. В качестве подсказки используйте конспект учебника.
6. Домашнее задание.
Слово учителя: Наше расследование подошло к концу, вы большие молодцы, что помните имена тех, кто сохранил для нас богатую русскую речь, великое русское слово. Дома вам предстоит написать отчет о проделанной работе, используя научный стиль по теме: «Открытия и вклад просветителей Кирилла и Мефодия в культуру славянских народов».
Приложение 1
Д.С.Лихачев
В.В.Виноградов
М.В.Ломоносов
Равноапостольные Кирилл и Мефодий
С.И.Ожегов
В.И.Даль
Приложение 2
Знать на ять - знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф
Сперва аз да буки, а потом и науки - т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
Список литературы:
1.Верещагин Е. М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. М., 1971.
2.Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуке. М., 1963.
3.Цуркан Р. Славянский перевод Библии: Происхождение, история текста и важнейшие издания. СПб., 2001.
4.Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад, 2005.
9