Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5 Краснооктябрьского района г. Волгограда»



Тема урока



«Лингвистический детектив»

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)















Участник конкурса

Ситникова Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Волгоград, 2016

Форма проведения: урок-расследование.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Предметная область: филология.

Тема: Выдающиеся учёные-русисты: просветительская миссия Кирилла и Мефодия.

Актуальность: Появление письменности у древних славян было обусловлено рядом культурно-исторических факторов. Но очевидно, что приобщение к государственной форме общественного бытия и христианской культуре, наиболее, эффективно могло быть обеспечено только письменностью. Необходимо подчеркнуть, что в общем контексте христианской культуры средневековой Европы всё сделанное святыми Кириллом и Мефодием для славян поистине уникально. Просветительская миссия святых Кирилла и Мефодия и их южно- и западнославянских последователей чрезвычайно важна для русской культуры. Ибо с крещением и христианизацией Руси восточные славяне полностью восприняли книжное наследие своих соседей; в течение семи веков они не только использовали его по ходу постижения христианского знания, как опору и ориентир, но и преумножали его и новыми литературными переводами и плодами собственного литературного творчества, таким образом, воздавая благодарную память первоучителям словенским и сохраняя культурное единство славянского православного мира.

Цель: формирование понимания ценности родного языка и его вклада в культуру других народов.

Задачи:

  • знакомство с трудами выдающихся филологов, создателей славянской азбуки святых Кирилла и Мефодия, их открытиями и исследованиями.

  • понимание взаимосвязи языка и истории народа.

Целевая аудитория: учащиеся 11 класса.

Количество участников: 25 человек.

Продолжительность: 40 минут.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оснащение урока: дидактический материал.

Ожидаемые результаты:

  1. Личностные: осознание национально - культурной ценности родного языка, миссии славянских просветителей Кирилла и Мефодия для всех славянских народов;

  2. Метапредметные: умение моделировать языковые конструкции в процессе изучения языка в одном временном отрывке;

  3. Предметные: применять в речевой практике языковые конструкции научного стиля.

Структура и ход урока:

1.Организационный момент.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство.- Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования.

(На доске вывешивается карточка с изображением выдающихся филологов).

2. Актуализация прежних знаний.

Слово учителя: Ребята, что это за люди? Вы понимаете, для чего их нам прислали их изображения? (ответы детей).

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

3.Знакомство с новой темой.

Всех этих людей мы можем назвать выдающимися лингвистами, учеными, которые внесли огромный вклад в развитие русского языка. Но на сегодняшнем уроке мы познакомимся с открытиями и исследованиями только некоторых из них. А о ком идет речь, вам предстоит выяснить, выполняя задания в группах.

4.Задание по группам.

1. Переведите на современный русский язык.

«Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

Слово учителя: Обсудите в группе и предложите вариант ответа, о ком может быть речь в этом отрывке? (ответы детей).

2.Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева и вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Запишите текст в тетрадь, восстановив смысловые пропуски.

«Взгляд на рус (сс) кую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали также отличительной особенностью всех восточно? славянских литератур и отчасти были унаследован (нн) ы ими через единую литературу Древней Руси от ____________просветителей______________________. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны каждого народа в обще?человеческом устроении(е) и просвещении(е) о служении(е) каждой страны человечеству».

3. Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах - фразеологизмах. Все эти фразеологизмы были хорошо понятны в России до 1917 года. Попробуйте вспомнить значения этих языковых конструкций. Подумайте, какое отношение они имеют к героям нашего расследования?

Знать на ять - __________________________________________________

Прописать ижицу -______________________________________________

Сперва аз да буки, а потом и науки - _______________________________

Слово учителя: Мне кажется, что вы уже догадались о каких ученых- филологах идет речь? (ответы детей). Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья - гордость всего славянского народа.

5.Закрепление изученной темы.

Слово учителя: Приведите свои аргументы тому, что мы по праву можем назвать их выдающимися - филологами. Свой ответ запишите в тетрадь по модели: тезис - аргумент - вывод. В качестве подсказки используйте конспект учебника.

6. Домашнее задание.

Слово учителя: Наше расследование подошло к концу, вы большие молодцы, что помните имена тех, кто сохранил для нас богатую русскую речь, великое русское слово. Дома вам предстоит написать отчет о проделанной работе, используя научный стиль по теме: «Открытия и вклад просветителей Кирилла и Мефодия в культуру славянских народов».













Приложение 1



ДКонспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс).С.Лихачев

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

В.В.Виноградов

МКонспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс).В.Ломоносов

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

Равноапостольные Кирилл и Мефодий

СКонспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс).И.Ожегов

Конспект урока по русскому языку Лингвистичесий детектив (11 класс)

В.И.Даль




















Приложение 2

Знать на ять - знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки - т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.



























Список литературы:

1.Верещагин Е. М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. М., 1971.

2.Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуке. М., 1963.

3.Цуркан Р. Славянский перевод Библии: Происхождение, история текста и важнейшие издания. СПб., 2001.

4.Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад, 2005.

9

© 2010-2022