Методическая разработка Практические приемы развития речи (работы с текстом) на уроках русского языка

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом, адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения, создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения, овладение различными видами чтения, изложение содержание прослушанного или прочитанного текста подробно, сжато, выборочно - таков...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лямина О.А.
Практические приемы развития речи (работы с текстом) на уроках русского языка


Лямина Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского»


Аннотация:

На уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов воспитывается положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Уроки развития речи призваны прежде всего развивать коммуникативные универсальные действия, так как учат умению выбирать адекватные языковые средства для успешного решения речевых задач.


Тезисы:

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом, адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения, создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения, овладение различными видами чтения, изложение содержание прослушанного или прочитанного текста подробно, сжато, выборочно - таков перечень умений, входящих в обязательный минимум содержания основных образовательных программ русского языка в школе с русским языком обучения, в частности в содержание формирования коммуникативной компетенции. Именно поэтому интерес к практическим приемам работы с текстом растет.

Задания

на произвольное построение речевого высказывания, близкое к оригиналу:

  1. Разученный диктант.

Представляет собой прием, в основе которого лежит письмо по памяти, то есть воспроизведение с максимальной точностью заранее выученного небольшого по объему авторского текста. Написанию обычно предшествует совместный анализ содержания, композиции, стилистического оформления, орфографии и пунктуации.

  1. Прием «Кто больше?».

Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова и выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом, что является более жестким условием.

Задания,

рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся:

  1. Прием «Словарик»

Класс делится на команды. Каждая команда вспоминает и записывает в течение отведенного времени слова, удовлетворяющие какому-либо заранее оговоренному требованию. Усложнить задачу можно, если ввести разнообразные ограничения (имена существительные должны быть только одушевленными, или все слова должны состоять исключительно из трех слогов и др.).Затем слова из получившегося списка участники команды поочередно называют своим соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать лексическое значение каждого названного слова. Побеждает команда, которой удалось составить наиболее длинный список, а также дать толкование слов команды противников.

  1. Прием «Замена».

В основе лежит прием перефразировки, который позволяет отработать отдельные моменты сжатия текста за счет использования слов вместо развернутых их толкований. Возможно и расширение текста за счет замены толкований понятий их краткими эквивалентами.

Задания

для формирования познавательных УУД

  1. Прием «Выделяем существенные признаки»

Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные. Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь (так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха». Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное.

  1. Прием «Мозаика».

Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Задания

коммуникативного характера на самостоятельное составление связного монологического высказывания

  1. Прием «Бусы».

Учитель заранее готовит список слов или словосочетаний. Участникам игры нужно составить связный текст, последовательно включив все слова (словосочетания), нанизывая их подобно бусинам на леску, при этом форма слова должна быть сохранена (например, незабудки, с первыми лучами солнца, огненно-красный, на рассвете, расцвета, музыка цветов).

  1. Прием «Если бы...».

Использование такого приема позволяет ничем не ограничивать фантазию сочинителя и составлять повествование с самым невероятным сюжетом, с самым удивительным и неожиданным оборотом событий, этому способствует заданная в начале фраза, для которой весь последующий рассказ является своеобразным продолжением (например, «Если бы я стал великаном, то...», «Если бы отменили все правила в русском языке, то...»).

Задания,

направленные на анализ стилистических особенностей текста

  1. Прием «Выбираем стиль».

Руководствуясь знаниями о стилистических особенностях текста, учащиеся могут выбрать из предложенных вариантов единственный уместный.

  1. Прием «Меняем стиль».

Для овладения этим приемом необходимо, сохранив содержание текста, передать его, изменив только стиль повествования.

Задания,

связанные с анализом коммуникативной ситуации и отбором адекватного типа речи

  1. Прием «Составляем сюжетную таблицу».

Сюжетная таблица представляет собой таблицу, столбцы которой озаглавлены вопросительными словами, позволяющими вычленить из текста и классифицировать фактическую информацию. Для работы с сюжетной таблицей оптимально подходят тексты повествовательного характера, комбинированные описательно-повествовательные тексты, а также тексты, насыщенные фактическим материалом.

  1. Сочинения-миниатюры.

Это самостоятельное сочинение небольших по объему текстов, отвечающих заранее заданным параметрам (в том числе - принадлежности определенному типу речи).

Список литературы:

  1. Голуб, И.Б. Сочинения и изложения без репетитора / И.Б.Голуб, Л.В.Давыдова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 336 с.

  2. Дюжева, О.А. Развитие речи. 5‒9 классы : инновационная технология обучения / О.А.Дюжева. - Волгоград : Учитель, 2013. - 167 с.

  3. Капинос, В.И. Развитие речи. Теория и практика обучения. 5‒7 классы : книга для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - М. : Просвещение, 1991. - 342 с.

© 2010-2022