Зачёт по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Данная разработка поможет провести небольшую творческую работу по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", нацеленную к тому же на проверку знания текста и умения анализировать, сопоставлять, понимать главное идейное содержание романа, учащийся в форме рассждения должен пранализировать тезис, содержащй взгляд литературоведа на героев романа, высказать свою позицию по данному вопросу, подтверждая или опровергая высказывание литературного критика. в свете того, что в школу "вернулось" б...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературовед Г.А.Вялый пишет: «Родион Раскольников должен был совершить преступление и совершил его. Он был подведён к убийству…уже зараженный своей идеей, на каждом шагу встречает доказательства её справедливости, жизнь развёртывает перед ним картины, показывающие невозможность примирения со злом»

1.можете вы согласиться с тем, что Раскольников был подведён к убийству? Аргументируйте свой ответ.

2.Какой идеей заражён Р.? Эта идея как-то связана для героя с невозможностью примирения со злом?

Литературовед Г.А.Вялый пишет: «Родион Раскольников должен был совершить преступление и совершил его. Он был подведён к убийству…уже зараженный своей идеей, на каждом шагу встречает доказательства её справедливости, жизнь развёртывает перед ним картины, показывающие невозможность примирения со злом»

1.можете вы согласиться с тем, что Раскольников был подведён к убийству? Аргументируйте свой ответ.

2.Какой идеей заражён Р.? Эта идея как-то связана для героя с невозможностью примирения со злом?


Литературовед У. Гуральник пишет: «не только личные боли и невзгоды терзают задавленного бедностью студента и не только нужда и страдание сестры и матери - его мучает нужда всеобщая, горе вселенское. Пробуждения героя, таким образом, высоконравственные.

1.Можете вы согласиться с тем, что Р. терзают «не только личные боли и невзгоды»? Обоснуйте свой ответ.

2.Есть ли, на ваш взгляд, основания называть мотивы, побуждения героя «высоконравственными»? Почему?

Литературовед У. Гуральник пишет: «не только личные боли и невзгоды терзают задавленного бедностью студента и не только нужда и страдание сестры и матери - его мучает нужда всеобщая, горе вселенское. Пробуждения героя, таким образом, высоконравственные.

1.Можете вы согласиться с тем, что Р. терзают «не только личные боли и невзгоды»? Обоснуйте свой ответ.

2.Есть ли, на ваш взгляд, основания называть мотивы, побуждения героя «высоконравственными»? Почему?


В записной книжке Достоевского есть такая мысль: «Кто очень уж часто жалеет злодея (вора, убийцу), тот часто не способен жалеть жертву его»

1.Жалеет ли сам автор своего героя? А старуху-процентщицу? А её сестру Лизавету?

2.Не противоречит ли, на ваш взгляд, приведённая запись тому, что рассказал её автор в романе?

В записной книжке Достоевского есть такая мысль: «Кто очень уж часто жалеет злодея (вора, убийцу), тот часто не способен жалеть жертву его»

1.Жалеет ли сам автор своего героя? А старуху-процентщицу? А её сестру Лизавету?

2.Не противоречит ли, на ваш взгляд, приведённая запись тому, что рассказал её автор в романе?


Г.Н.Поспелов утверждает что «основная идейно-психологическая антитеза романа - рассудочные теории Р., ведущие к злу, и религиозно-нравственные порывы Сони, в которых так много добра»

1.Как показывает Д. столкновение «рассудочных теорий Р.» с «религиозно-нравственными порывами Сони»?

2.Кто, на ваш взгляд, выходит в этом столкновении победителем?

Г.Н.Поспелов утверждает что «основная идейно-психологическая антитеза романа - рассудочные теории Р., ведущие к злу, и религиозно-нравственные порывы Сони, в которых так много добра»

1.Как показывает Д. столкновение «рассудочных теорий Р.» с «религиозно-нравственными порывами Сони»?

2.Кто, на ваш взгляд, выходит в этом столкновении победителем?


Исследовательница М.С. Горячкина пишет: «Нищий студент Р., пошедшая на улицу ради куска хлеба Соня, погибающая с детьми с голоду Катерина Ивановна думают и страдают не о хлебе насущном…а о поруганном самолюбии, о бездушии окружающего их мира, о невозможности сосуществования со злом»

1.Прокомментируйте это рассуждение литературоведа. Можете вы с ним согласиться?

2.Докажите, что герои, о которых говорит М.С. Горячкина, думают именно о том, на что она указывает? Есть ли в романе те, кто думает только «о хлебе насущном»? Если да, то чем они отличаются от тех, кто об этом не думает?

Исследовательница М.С .Горячкина пишет: «Нищий студент Р., пошедшая на улицу ради куска хлеба Соня, погибающая с детьми с голоду Катерина Ивановна думают и страдают не о хлебе насущном…а о поруганном самолюбии, о бездушии окружающего их мира, о невозможности сосуществования со злом»

1.Прокомментируйте это рассуждение литературоведа. Можете вы с ним согласиться?

2.Докажите, что герои, о которых говорит М.С. Горячкина, думают именно о том, на что она указывает? Есть ли в романе те, кто думает только «о хлебе насущном»? Если да, то чем они отличаются от тех, кто об этом не думает?


Литературовед Б.Кузнецов пишет: «Произведения Д. полны действия, но, в сущности, это действие - эксперимент…»

1.Как вы думаете, справедливы эти слова по отношению к роману? Аргументируйте свой ответ.

2.Кто над кем или чем проводит эксперимент? Оцените все действия романа, о которых вы можете поразмышлять.

Литературовед Б.Кузнецов пишет: «Произведения Д. полны действия, но, в сущности, это действие - эксперимент…»

1.Как вы думаете, справедливы эти слова по отношению к роману? Аргументируйте свой ответ.

2.Кто над кем или чем проводит эксперимент? Оцените все действия романа, о которых вы можете поразмышлять.


Режиссёр фильма по роману Лев Кулиджанов говорит: «История Р. - это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым всё дозволено»

1.Вы согласны с тем, что Р. - «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?

2.Вы согласны, что история Р. - это развеянный миф о «сверхчеловеке»? Аргументируйте свой ответ.

Режиссёр фильма по роману Лев Кулиджанов говорит: «История Р. - это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым всё дозволено»

1.Вы согласны с тем, что Р. - «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?

2.Вы согласны, что история Р. - это развеянный миф о «сверхчеловеке»? Аргументируйте свой ответ.


Писатель Д.С.Мережковский считал, что Д. ставит вопрос: «Спасёт ли пролитая кровь?»

1.Вы согласны, что такой вопрос поставлен Д.? Если да, то какова позиция автора. Аргументируйте свой ответ.

2.О каком, на ваш взгляд, спасении может идти речь в романе?

Писатель Д.С.Мережковский считал, что Д. ставит вопрос: «Спасёт ли пролитая кровь?»

1.Вы согласны, что такой вопрос поставлен Д.? Если да, то какова позиция автора. Аргументируйте свой ответ.

2.О каком, на ваш взгляд, спасении может идти речь в романе?


Режиссёр фильма по роману Лев Кулиджанов говорил: «Глубоко ошибаются те, кто считает, что обращаться к Д. - значит оглядываться в прошлое»

1.Каким предстаёт «прошлое», его люди и идеи в романе?

2.Можете вы согласиться с утверждением Кулиджанова? Аргументируйте свой ответ.

Режиссёр фильма по роману Лев Кулиджанов говорил: «Глубоко ошибаются те, кто считает, что обращаться к Д. - значит оглядываться в прошлое»

1.Каким предстаёт «прошлое», его люди и идеи в романе?

2.Можете вы согласиться с утверждением Кулиджанова? Аргументируйте свой ответ.

Г.Н.Поспелов считает, что «Р. - человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям»

1.Можете вы согласиться, что «Р. - человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду»? Если да, то на основании чего можно прийти к такому выводу?

2.Что, на ваш взгляд, в романе свидетельствует о способности героя «к стихийным демократическим стремлениям»? Есть ли какие-либо результаты таких стремлений Р.?

Г.Н.Поспелов считает, что «Р. - человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям»

1.Можете вы согласиться, что «Р. - человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду»? Если да, то на основании чего можно прийти к такому выводу?

2.Что, на ваш взгляд, в романе свидетельствует о способности героя «к стихийным демократическим стремлениям»? Есть ли какие-либо результаты таких стремлений Р.?

Литературовед Г.А. Бялый утверждает: «народные низы в романе символизированы Соней, она же прямо осуждает Р. за гордыню, а её устами говорят все «бедные, кроткие, с глазами кроткими», о которых с болью думает Р. А «мужики наши», как язвительно замечает Порфирий Петрович, для Р. «те же иностранцы».

1.Действительно Соня осуждает Р. именно «за гордыню»? Как реагирует Р. на её осуждение?

2.Справедливо, на ваш взгляд, утверждение, что «народные низы» символизирует собой в романе Соня? Обоснуйте своё мнение.

3.Как вы думаете, в чём отказывает Р. Порфирий Петрович, когда говорит, что мужики для него - «те же иностранцы»?

Литературовед Г.А. Бялый утверждает: «народные низы в романе символизированы Соней, она же прямо осуждает Р. за гордыню, а её устами говорят все «бедные, кроткие, с глазами кроткими», о которых с болью думает Р. А «мужики наши», как язвительно замечает Порфирий Петрович, для Р. «те же иностранцы».

1.Действительно Соня осуждает Р. именно «за гордыню»? Как реагирует Р. на её осуждение?

2.Справедливо, на ваш взгляд, утверждение, что «народные низы» символизирует собой в романе Соня? Обоснуйте своё мнение.

3.Как вы думаете, в чём отказывает Р. Порфирий Петрович, когда говорит, что мужики для него - «те же иностранцы»?

Е.Старикова так объясняет причину преступления Р.: «на протяжении всего романа: ужас добить и подлость примириться. И нет выхода для человека. И потому - трагедия».

1.Согласны вы с точкой зрения литературоведа? Аргументируйте свой ответ.

2.Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает Д. на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?

Е.Старикова так объясняет причину преступления Р.: «на протяжении всего романа: ужас добить и подлость примириться. И нет выхода для человека. И потому - трагедия».

1.Согласны вы с точкой зрения литературоведа? Аргументируйте свой ответ.

2.Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает Д. на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?

На вопрос Р. «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «…Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»

1.когда, в каких условиях были произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом?

2.Есть в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?

3.Если в этих словах заключён основной смысл романа, то в каком свете тогда предстаёт всё, происходящее с Раскольниковым?

На вопрос Р. «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «…Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»

1.когда, в каких условиях были произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом?

2.Есть в романе, куда «пойти» Соне, Мармеладову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?

3.Если в этих словах заключён основной смысл романа, то в каком свете тогда предстаёт всё, происходящее с Раскольниковым?

Литературовед М.М.Бахтин пишет: «Каждое лицо входит в сознание Р. ..как символ некой позиции, определённого жизненного решения идеологических вопросов, которые его мучат».

1.Согласны вы с такой характеристикой системы персонажей романа? Аргументируйте свой ответ.

2.С какими жизненными позициями сталкивается Р.? Включите в свой ответ понятия «двойник» и «антипод». Какую задачу решает автор, выстраивая такую систему персонажей?

Литературовед М.М.Бахтин пишет: «Каждое лицо входит в сознание Р. ..как символ некой позиции, определённого жизненного решения идеологических вопросов, которые его мучат».

1.Согласны вы с такой характеристикой системы персонажей романа? Аргументируйте свой ответ.

2.С какими жизненными позициями сталкивается Р.? Включите в свой ответ понятия «двойник» и «антипод». Какую задачу решает автор, выстраивая такую систему персонажей?



© 2010-2022