- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Фонетика»
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Фонетика»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мищенко А.В. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Фонетика»
Цель: повторить и систематизировать знания о фонетике.
Задачи:
-
повторить систему гласных и согласных звуков, способы их обозначения на письме;
-
показать связь звукового и буквенного облика слова, выработать умение видеть основные фонетические процессы в слове.
Ход урока:
- Что объединяет данные слова: телефон, микрофон, саксофон, диктофон, смартфон? (у всех слов одна и та же вторая часть сложного существительного - ФОН)
- Какое значение у данной части слова? (Фон (от греч . phone - звук, голос), часть сложных слов, указывающая на отношение их к голосу, звуку.)
Продолжите ряд своими примерами.
- Как называется раздел науки о языке, который изучает звуки речи? (Фонетика)
Задание:
Выпишите в два столбика буквы и звуки: е, [а], с, а, й, [с'], у, [йа], ъ, [c], [т'].
Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим)
Задание:
Какие звуки изображены на картинке? (РИС 1)
Чем отличается произношение гласных, сонорных, согласных звонких и глухих звуков? (наличием или отсутствием голоса / шума)
- Какие пары образуют согласные звуки? (глухие-мягкие, твердые-звонкие)
Задание:
Дополнить таблицу
Звонкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[ж]
[з]
[й]
[л]
[м]
[н]
[р]
Глухие
[х]
[ц]
[ч]
[щ]
Мягкие
[й']
[ч']
[щ']
[б']
[в']
[г']
[д']
[з']
[к']
[л']
[м']
Твердые
[ж]
[ш]
[ц]
[н]
Мягкие
[ф']
[х']
Твердые
[п]
[р]
[с]
[т]
- Опираясь на таблицу, расскажите, какие звуки имеют пару по мягкости и звонкости, а какие нет.
В устной речи звуки взаимовлияют друг на друга, что приводит к их изменению. Такие изменения звуков называются фонетическими процессами.
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками:
1. Оглушение звонких парных на конце слова.
2. Оглушение звонких парных перед глухими.
3. Озвончение глухих парных перед звонкими.
4. Расподобление звуков - усиление различий между звуками для облегчения произношения.
5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится.
Задание:
Подберите примеры, иллюстрирующие данные фонетические процессы. Запишите транскрипцию данных слов.
Сердце, дуб, молотьба, ногти, смеяться, праздник, низкий, перевод, просьба, когти.
Задание:
Дополните транскрипцию. Какие слова скрываются за данной транскрипцией?
-
? [ ] - согл., сонорн., тв.
? [ а ] -
д [ ] -
? [ э ] -
? [ ] - согл., сонорн., мягк.
? [ - ]
-------------------------
6 букв; ? звука (ов)
-
? [ ] - согл., звонк., мягк.; гласн., ударн.
? [ л] -
к [ ] -
? [ а ] -
-------------------------
4 буквы; ? звука (ов)
-
п [ ]
? [ а ]
д [ ]
? [ - ]
? [ ] - согл., звонк., мягк.; гласн., ударн.
? [ ] - согл., сонорн., тверд.
-------------------------
6 букв; ? звука (ов)
ВЫВОД
Ответить на вопросы:
-
Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
-
Что нового вы узнали?
-
Какие умения и навыки совершенствовали?