Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Фонетика»

Данный урок способствует повторению и систематизации знаний по теме «Фонетика», полученных в 5-8 классах.Урок включает в себя теоретические сведения и практические задания.Теоретический материал предоставляется в готовом виде или добывается учащимися самостоятельно, путем ответа на поставленные учителем вопросы.Практические задания направлены на актуализацию знаний по теме «Фонетика», а именно на повторение материала о характеристике звуков речи, основных фонетических процессах, фонетическом раз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Фонетика»

Цель: повторить и систематизировать знания о фонетике.

Задачи:

  • повторить систему гласных и согласных звуков, способы их обозначения на письме;

  • показать связь звукового и буквенного облика слова, выработать умение видеть основные фонетические процессы в слове.

Ход урока:

- Что объединяет данные слова: телефон, микрофон, саксофон, диктофон, смартфон? (у всех слов одна и та же вторая часть сложного существительного - ФОН)

- Какое значение у данной части слова? (Фон (от греч . phone - звук, голос), часть сложных слов, указывающая на отношение их к голосу, звуку.)

Продолжите ряд своими примерами.

- Как называется раздел науки о языке, который изучает звуки речи? (Фонетика)

Задание:

Выпишите в два столбика буквы и звуки: е, [а], с, а, й, [с'], у, [йа], ъ, [c], [т'].

Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим)

Задание:

Какие звуки изображены на картинке? (РИС 1)

Чем отличается произношение гласных, сонорных, согласных звонких и глухих звуков? (наличием или отсутствием голоса / шума)

- Какие пары образуют согласные звуки? (глухие-мягкие, твердые-звонкие)

Задание:

Дополнить таблицу

Звонкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

[й]

[л]

[м]

[н]

[р]





Глухие












[х]

[ц]

[ч]

[щ]

Мягкие

[й']

[ч']

[щ']




[б']

[в']

[г']

[д']

[з']

[к']

[л']

[м']


Твердые




[ж]

[ш]

[ц]









[н]

Мягкие





[ф']

[х']

Твердые

[п]

[р]

[с]

[т]



- Опираясь на таблицу, расскажите, какие звуки имеют пару по мягкости и звонкости, а какие нет.

В устной речи звуки взаимовлияют друг на друга, что приводит к их изменению. Такие изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками:
1. Оглушение звонких парных на конце слова.
2. Оглушение звонких парных перед глухими.
3. Озвончение глухих парных перед звонкими.
4. Расподобление звуков - усиление различий между звуками для облегчения произношения.
5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится.

Задание:

Подберите примеры, иллюстрирующие данные фонетические процессы. Запишите транскрипцию данных слов.

Сердце, дуб, молотьба, ногти, смеяться, праздник, низкий, перевод, просьба, когти.

Задание:

Дополните транскрипцию. Какие слова скрываются за данной транскрипцией?


  1. ? [ ] - согл., сонорн., тв.

? [ а ] -

д [ ] -

? [ э ] -

? [ ] - согл., сонорн., мягк.

? [ - ]

-------------------------

6 букв; ? звука (ов)


  1. ? [ ] - согл., звонк., мягк.; гласн., ударн.

? [ л] -

к [ ] -

? [ а ] -

-------------------------

4 буквы; ? звука (ов)


  1. п [ ]

? [ а ]

д [ ]

? [ - ]

? [ ] - согл., звонк., мягк.; гласн., ударн.

? [ ] - согл., сонорн., тверд.

-------------------------

6 букв; ? звука (ов)

ВЫВОД

Ответить на вопросы:

  1. Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

  2. Что нового вы узнали?

  3. Какие умения и навыки совершенствовали?

© 2010-2022