Рабочая программа по литературе 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ъ

03-02х

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Карасульская средняя общеобразовательная школа

п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область




СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

____________Зуева О.Г.

31.08.2015

ПРИНЯТО

Методическим Советом

Председатель _________З.А. Изулина

31.08. 2015г. Протокол №2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Карасульская СОШ____________ Т.В. Гинтер

31.08. 2015г. Приказ №65


Рабочая программа

по учебному предмету «Литература» 9 класс

на 2015-2016 учебный год

Составитель: учитель Волосянко В.В.








п.Октябрьский

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе 9 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе. (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования") с учётом авторской программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».


Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часа для обязательного изучения литературы на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану 2015-2016 учебного года МАОУ Карасульской СОШ на изучение литературы в 9 классе отводится 3 ч в неделю (102 часов за год). В том числе 11 часов на развитие речи и 4 часа на региональный компонент.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским

Задачи курса:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литератур народов России;

  • формирование умений сопоставлять произведения русской, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально обусловленные различия;

  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся;

  • воспитание уважения к русской литературе и культуре.

Учебно-методический комплект утвержден приказом директора МАОУ Карасульской СОШ от 29.05.2015 года №38/4

  • Программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы - М: «Просвещение», 2010 г.

  • Учебник «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.

  • Золотарева И.В., Беломестных О.Б. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: «ВАКО», 2003.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них на развитие речи

Контрольная работа

Региональный

компонент

1.

Основные литературные направления

1

-

-

-

2

Древнерусская литература


2

-

-

-

3

Юван Шесталов

2

-

-

2

4

Литература XVIII века

11

-


-

5

Литература XIX века

60

8

1

-

6

Литература XX века

23

1

1

2

7

Зарубежная литература

3

-


-


Итого:

102

9

2

4



Содержание тем учебного курса

Основные литературные направления (1 час)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Древнерусская литература (2ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Региональный компонент.(2 часа)

Юван Шесталов «Языческая поэма»

Литература 18 века (11ч)

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Д.И.Фонвизин Жизнь и творчество. (Об­зор.) «Недоросль» Герои и события. Проблема гражданственности. Образование и воспитание в комедии.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Литература XIX века (60ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов.) Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Критика о комедии Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «К*** («Я помню чудное мгновенье»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «Пророк»

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» - роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

В. Г. Белинский. Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи 8,9 (фрагменты). Пушкинский роман в зеркале критики.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» - первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков - «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Комедия «Свои люди - сочтемся»

Слово о писателе. Герои пьесы. Особенности сюжета.. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев Личность, судьба, творчество. «Первая любовь» Психологизм и лиризм. Теория литературы. Психологизм, лиризм, герой-повествователь

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Анна на шее». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника»

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и другие поэты о родной природе. Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Русская литература ХХ века. (23ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Рабочая программа по литературе 9 классТеория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Региональный компонент С.И.Баянов. Стихи о войне

Русская поэзия ХХ века.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «О, я хочу безумно жить…» «О, весна без конца и без краю!» «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. «А вы могли бы…», «Нате», «Люблю»

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», «Родина», «Имя твое - птица в руке». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. «Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», «Молитва», «Не с теми я, кто бросил землю». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

О.Э.Мандельштам. «О, как мы любим лицемерить», «Сусальным золотом горят…», «Твое чудесное произношенье…»

Б.Л.Пастернак. «Перемена», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво»

Русская литература 60-90 годов 20 века.

А.И.Солженицын «Матренин двор». Нравственные проблемы в произведении.


Зарубежная литература (3 часа)

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Пьеса эпохи классицизма. Теория литературы. Резонёр, интрига.

Данте «Божественная комедия»

И.В.Гете «Фауст» (фрагменты)

В результате изучения литературы ученик должен знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. сопоставлять литературные произведения;

  6. выделять и формулировать тему, идею;

  7. характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  8. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  9. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  10. владеть различными видами пересказа;

  11. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  12. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  13. отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Список дополнительной литературы

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2009.

4. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

Цифровые Образовательные Ресурсы

1. Сеть творческих учителей it-n.ru/

2. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

График контрольных работ.


Дата

Тема

1


Контрольная работа по теме «Русская литература XIX века».

2


Контрольная работа по теме «Русская литература XX века».



График сочинений



Дата

Тема

Кол-во часов

1


Урок развития речи. Сочинение «Моё любимое стихотворение А.С.Пушкина»

2

2


Развитие речи.

Сочинение. Сравнительная характеристика героев в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

3


Урок развития речи.

Сочинение « Моё любимое стихотворение Лермонтова»

1

4


Урок развития речи. Сочинение. Анализ эпизода (по главе «Тамань» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

2

5


Развитие речи. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

2

6


Урок развития речи.

Анализ стихотворения Блока, Есенина, Маяковского (по выбору учащегося)

1


Календарно-тематическое планирование

№ уро­ка

Дата

Тема урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Основные понятия

По плану

коррекция

кодификатор


02.09


Основные литературные направления

Знать: основные теоретико-литературные понятия

Уметь: работать с книгой

1.5

шедевры

Древнерусская литература - 2 часа

04.09


Древнерусская литература. Богатство и разнообразие жанров.

Знать: основные теоретико-литературные понятия;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

3.1

Жанр


07.09


«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Знать: содержание литературного произведения;

Уметь: вести беседу по прочитанному произведению; оценивать выразительность чтения;

3.1

Стихотворный перевод

09.09


Региональный компонент.

Юван Шесталов - первый писатель таежного народа

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя

Уметь: работать с книгой;


11.09


Региональный компонент.

Юван Шесталов. «Языческая поэма».

Знать: содержание литературного произведения;

Уметь: владеть различными видами пересказа; находить в тек­сте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;



Русская литература XVIII века (11 часов)

14.09


Классицизм в русском и мировом искусстве

Знать: основные теоретико-литературные понятия;

Уметь: работать с книгой

1.6

Классицизм

государственность


15.09


Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Знать: содержание произведения

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному

4.2

Сатира

ирония

16.09


«Недоросль». Герои и события. Проблема гражданственности

Знать: содержание произведения

Уметь: характеризовать особенности сюжета, героев и их поступки;

4.2

Проблема

Благодетель

благонравие

18.09


Образование и воспитание в комедии»

Знать: содержание произведения

Уметь: характеризовать особенности сюжета, героев и их поступки;

4.2

Воспитание

образование

21.09


М.В.Ломоносов.

«Петр Великий русской литературы»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Аст­ронома в пиру...».

Уметь: выразительно читать произведение; давать развернутые ответы на во­просы по прочитанному произведению


Реформа


23.09


Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма.

Знать: содержание произведения

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

4.1

Ода

жанр


25.09


Новая эра русской поэзии.

Творчество Г.Р.Державина.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

4.3

максимализм

28.09


Стихотворения Державина.

Знать: содержание произведения

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

4.3

Пафос

псалом


30.09


Сентиментализм.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Знать: содержание произведения

Уметь: характеризовать особенности сюжета, героев и их поступки;

4.4

Сентиментализм

чувственный

02.10


Анализ повести Карамзина «Бедная Лиза».

Н.М.Карамзин - писатель и историк.

Знать: содержание произведения

Уметь: высказывать свою точку зрения

4.4

Публицист

Эпистолярный жанр

05.10


Обобщающий урок по разделу «Литература 18 века»

Знать: основные теоретико-литературные понятия;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.




Русская литература XIX века (63 часа)

07.10


Русская литература 19 века.

«Золотой век» русской литературы.


Знать: основные теоретико-литературные понятия;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.


Классик

романтизм

09.10


Романтическая лирика начала века. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

5.2

Фольклорная основа

Субъективизм

12.10


В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.3

Сравнение.

Эпитет

Метафора


14.10


Обучение анализу лирического стихотворения. Урок-практикум.

Знать: план анализа

Уметь: сопоставлять литературные произ­ведения с иллюстрациями к ним; исполь­зовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных про­изведений 11аргументировано и последова­тельно доказывать свою точку зрения


Стихотворение

Сравнение.

Эпитет

Метафора



16.10


А.С.Грибоедов: личность и судьба.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С.Грибоедова

Уметь: строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного;


Гениальность

Цензура

энциклопедизм


19.10


Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

Знать: содержание произведения;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.


5.4

Семантика фамилий


21.10


2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

Знать: содержание произведения;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

5.4

Прогресс

Консерватизм

Крепостничество

23.10


3 действие комедии. Анализ сцены бала.

Знать: содержание произведения;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

5.4

кульминация

02.11


4 действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра.

Знать: содержание произведения;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

5.4


06.11


Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.

Знать: содержание произведения;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

5.4

Герой времени

антигерой

09.11


И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

Знать: правила конспектирования статьи

Уметь: конспектировать статью



11.11


А.С.Пушкин. Жизнь и судьба.

Знать: сведения о детских и юношеских годах А.С.Пушкина

Уметь: выразительно читать произведе­ние; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведе­ния литературы и живописи

5.5

Стихотворение

Средства выразительности

13.11


Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.5


16.11


Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.5

Свободолюбие

Эволюция

идиллия

18.11


Любовная лирика А.С.Пушкина.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.5


20.11


Адресаты лирики А.С.Пушкина.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.5


23.11


Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.5

Сквозная теме

25.11


Образы природы в лирике А.С.Пушкина.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.5

27.11


Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Моё любимое стихотворение А.С.Пушкина»

Знать: сюжет и содержание произведения; тео­ретико-литературные понятия

Уметь: составлять план сочинения; под­бирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).



30.11


Урок развития речи. Сочинение «Моё любимое стихотворение А.С.Пушкина»

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением.

Уметь: писать сочинение



02.12


«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. «Онегинская строфа»

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: делать аналитический пересказ произведения;


5.7

Реализм

«Онегинская строфа»

04.12


Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: давать сравнительную характери­стику героев; строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргу­ментировать свою точку зрения

5.7

Сюжет

Композиция

конфликт

07.12


Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

5.7


Лирическое отступление

09.12


Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: давать сравнительную характери­стику героев; строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргу­11ментировать свою точку зрения


5.7

11.12


Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргу­ментировать свою точку зрения

5.7

автор

14.12


Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргу­ментировать свою точку зрения

5.7

Реализм


16.12


В. Г. Белинский. Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина»

Знать: содержание статей

Уметь: работать с книгой


Критик

Критическая статья


18.12


Развитие речи.

Сочинение. Сравнительная характеристика героев в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением.

Уметь: писать сочинение



21.12


М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова (кратко);

Уметь: выразительно читать текст;

5.10

Преемник

пафос

23.12


Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.10

Инверсия



25.12


Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.10


28.12


Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи

5.10

Пейзажная миниатюра

11.01


Урок развития речи.

Сочинение « Моё любимое стихотворение Лермонтова»

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением.

Уметь: писать сочинение



13.01


«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: давать сравнительную характери­стику героев; строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргу­ментировать свою точку зрения

5.13

Сюжет

Сказ

Фантастика


15.01


Печорин - «портрет поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргу­ментировать свою точку зрения

5.13

Сказка

Сюжет

Проблема

Фантастика

18.01


«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргу­ментировать свою точку зрения

5.13

Образ

характер

19.01


Дружба и любовь в жизни Печорина

Знать: сюжет и содержание романа

Уметь: строить развернутые выска­зывания на основе прочитанного; аргу­ментировать свою точку зрения

5.13

Философская проблематика


20.01


Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Знать: содержание статей

Уметь: работать с книгой


Критик



22.01


Урок развития речи. Подготовка к сочинению. Анализ эпизода (по главе «Тамань» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением.

Уметь: составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя;



25.01


Урок развития речи. Сочинение. Анализ эпизода (по главе «Тамань» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением.

Уметь: писать сочинение



27.01


Н.В.Гоголь. Страницы жизни. Первые творческие успехи.

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя (кратко);

Уметь: работать с учебником


Реальное

Фантастическое


29.01


«Мёртвые души». История создания, особенности сюжета.

Знать: сюжет и содержание поэмы..

Уметь: выразительно читать фрагменты поэмы; характеризовать героев и их по­ступки; оценивать актерское чтение

5.16

Сюжет


01.02


Система образов поэмы «Мертвые души». Чичиков и помещики.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

5.16


Система образов

03.02


Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

5.16

эволюция

05.02


«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

5.16


08.02


Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением.

Уметь: составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя;.



10.02


Развитие речи. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением.

Уметь: писать сочинение



12.02


А.Н.Островский. Слово о драматурге.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н.островского

Уметь: работать с разными источниками информации


Драма

Трагедия

Комедия

ремарка

15.02


Комедия «Свои люди - сочтемся». Герои пьесы. Особенности сюжета.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

6.1

Сюжет


17.02


Основной конфликт комедии.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

6.1

Конфликт


19.02


И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С.Тургенева

Уметь: синтезировать полученную информацию



24.02


История любви как основа сюжета повести «Первая любовь»

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

6.2

Повесть

сюжет


26.02


Психологизм и лиризм И.С.Тургенева. Образ героя-повествователя.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

6.2

Психологизм

Повествователь


27.02


Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи И.С.Тургенева.

Знать: содержание произведения;

Уметь: строить устные и письменные высказывания.

6.2


29.02


Ф.М.Достоевский.

Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского (кратко); сюжет и содержание повести «Белые ночи»

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его по­ступки; прослеживать изменения в по­ведении и характере героя;

6.7


02.03


Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

6.7


04.03


Эпоха А.П.Чехова.

Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

6.1

Экспозиция

Развязка

Завязка

кульминация

05.03


Особенности рассказа «Анна на шее»

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

6.1

Рассказ

09.03


Особенности поэтического мира

Н.А.Некрасова, ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;

6.3

6.4

6.5

Метафоричность

мироощущение

11.03


Контрольная работа по теме «Русская литература XIX века».

Знать: содержание литературного произведения;

Уметь: отвечать на вопросы; строить письменное высказывание; выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять героев.



Русская литература XX века - 23 часа


14.03


Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литеры XX века

Знать: основные теоретико-литературные понятия;

Уметь: работать с книгой


Жанр

16.03


И. Бунин. Рассказ «Темные аллеи»

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

7.1

Рассказ

18.03


М.А.Булгаков.

История создания и судьба повести «Собачье сердце»

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения


Повесть


28.03


Проблемы и художественные особенности повести Булгакова «Собачье сердце»

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения


Фабула

сюжет

30.03


М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

7.5

Сюжет


01.04


Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

7.5

Композиция


04.04


Региональный компонент.

Лирика С.И.Баянова «Я из сотни один…»

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;



06.04


С.И.Баянов «Мы помним войну»

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;



08.04


Поэзия Серебряного века

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;


Серебряный век

Символизм

Акмеизм

футуризм

11.04


А.А.Блок. Слово о поэте

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;

7.2


13.04


Тема родины в творчестве А.А.Блока.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;

7.2


15.04


С.А.Есенин.

Образ родины в лирике поэта.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;

7.4


18.04


Тема любви в лирике Есенина

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;

7.4


20.04


Поэтическое новаторство В.В.Маяковского.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;

7.3

Футуризм


22.04


Сатира В.В.Маяковского

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;

7.3


25.04


Урок развития речи.

Анализ стихотворения Блока, Есенина, Маяковского (по выбору учащегося)

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением.

Уметь: писать сочинение



27.04


М.И.Цветаева. Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;



Средства выразительности

29.04


А.А.Ахматова. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;


Средства выразительности

04.05


Поэзия О.Э.Мандельштама.

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;



06.05


Этапы жизни и творчества Б.Л.Пастернака

Знать: содержание произведения

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение;



11.05


Русская литература 60-90 годов XX века. А.И.Солженицын. «Матренин двор».

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

7.8


13.05


Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

7.8

Праведник


16.05


Контрольная работа по теме «Русская литература XX века».

Знать: содержание литературного произведения;

Уметь: отвечать на вопросы; строить письменное высказывание; выявлять авторскую позицию, выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять героев.



Зарубежная литература - 3 часа

18.05


Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» - пьеса эпохи классицизма

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

8.3

Классицизм


20.05


Данте. «Божественная комедия»

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зренияЗнать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения



23.05


И.В.Гете «Фауст»

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зренияЗнать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения

8.4



Приложение

Тест по разделу «Литература XIX века»


Вариант I

1. Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно - встал здорово»:

1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?

2. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова «25 глупцов на одного здраво­ мыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окру­жающим»:

1) И.А. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.

3. Названию произведения какого автора соответствует название оды А. С. Пушкина «Вольность»:

1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?

4. Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимир Ленский:

1) Германия; 2) Италия; 3) Англия; 4) Франция?

5. Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?

6. Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю. Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?

7. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является последней в хронологическом отношении:

1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3) «Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?

8. Какой эпиграф взят П. В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus… О Русь!»;

2) «Береги платье снову, а честь смолоду»;

3) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»;

4) «И дым отечества нам сладок и приятен»?

9. Какое произведение не входит в петербургские повести Н. В. Гоголя:
1) «Портрет»; 2) Женитьба»; 3) «Шинель»; 4) «Коляска»?

10. Соотнесите названия произведений и их авторов:

  1. «Умом Россию не понять…»;

  2. «Поэт и гражданин»;

  3. «Нет, я не Байрон…»;

  4. «Я пришел к тебе с приветом…»;

а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.

11. Как звали героиню повести И. С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?

12. Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;

3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?

13. Как определил ФМ. Достоевский жанр «Белых ночей»:

1) повесть; 2) роман; 3) поэма в прозе; 4) сентиментальный роман?










Тест по разделу «Литература XIX века»


Вариант 2

1. Кому из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза:

«Чины людьми даются, а люди могут обмануться»:

1) Чацкому; 2) Скалозубу; 3) Фамусову; 4) Молчалину?

2. Кто является автором критического этюда «Мильон терзаний»:
1) В.Г. Белинский; 2) Н.Г. Чернышевский;

3) А.С. Грибоедов; 4) И.А. Гончаров?

3. Какое произведение А, С. Пушкина не относится к его ранней лирике:
1) «Деревня»; 2) «Вольность»; 3) «Осень»; 4) «К Чаадаеву»?

4. Какое отчество было у Татьяны Лариной, героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) Николаевна; 2) Владимировна; 3) Дмитриевна; 4) Александровна?

5. Сколько строк в «онегинской строфе»:

1) четыре; 2) шесть; 3) семь; 4) четырнадцать?

6. Какой герой не является действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени»:

1) Вадим; 2) Вернер; 3) Грушницкий; 4) Вера?

7. Соотнесите названия стихотворений М.Ю. Лермонтова и их жанры:
1) «Печально я гляжу на наше поколенье…»;

2) «Н.Ф.И.»;

3) «Перчатка»; 4) «Бородино»;

а) сюжетное стихотворение; б) баллада; в) дума; г) послание.

8. В какое произведение Н.В. Гоголя включена «Повесть о капитане Копейкине»:
1) «Мертвые души»; 2) «Ревизор»; 3) «Шинель»; 4) «Нос»?

9. Как определил Н.В. Гоголь жанр «Мертвых душ»:
1) роман; 2) поэма; 3) эпопея; 4) повесть?

10. Соотнесите авторов и названия их произведений:

1) А.А. Фет; 2) Н.А. Некрасов; 3) И.С. Никитин; 4) Ф.И. Тютчев;

а) «Весенняя гроза»; б) «Зеленый шум»; в) «Ласточки пропали…»; г) «Пахарь».

11. Какое из произведений не принадлежит перу И. С. Тургенева:

1) «Бесприданница»; 2) «Первая любовь»; в) «Отцы и дети»; г) «Утро туманное…»?

12. Какая пьеса была первой в череде произведений А.Н. Островского:
1) «Бедность не порок»;

2) «Гроза»;

3) «Доходное место»;

4) «Свои люди - сочтемся»?

13. Как звали героиню произведения Ф.М. Достоевского «Белые ночи»:
1) Елена; 2) Светлана; 3) Анастасия; 4) Софья?




Тест по разделу «Литература XX века»


1. Кто из русских писателей начала 20 века был удостоен Нобелевской премии?

а) М.Горький

б) А.И.Куприн

в) И.А.Бунин

г) Л.Н.Андреев

2. Излюбленный художественный приём Бунина - соединение несоединимого, например «грешно - скромная девушка». Как называется этот приём?

а) метафора

б) сравнение

в) антитеза

г) оксюморон

3. Соотнесите произведения А.Блока и даты их написания:

А) «Стихи о Прекрасной Даме» а) 1908 - 1913

Б) «Ночная Фиалка» б) 1918

В) Фаина» в) 1906- 1908

Г) «Возмездие» г) 1906

Д) «Двенадцать» д) 1904

4. Какие художественные средства выразительности использованы в строке С.Есенина: «Отговорила роща золотая…»

а) гипербола и метафора

б) сравнение и градация

в) олицетворение, эпитет, инверсия

г) олицетворение, инверсия?

5. Одно из ранних стихотворений В.Маяковского называется:

а) «Будьте!» б) «Возьмите!» в) «Отстаньте!» г) «Нате!»

6. Определите временные рамки «человеческой» жизни героя повести М.Булгакова «Собачье сердце» Шарика

а) один год б) один месяц в) в течение весны г) с Рождества до Пасхи

7.Какой афоризм не принадлежит одному из героев повести М.Булгакова «Собачье сердце», профессору Преображенскому?

а) «Лягушка жены не заменит»

б) «Пропал Калабуховский дом»

в) «Не читайте советских газет»

г) «Разруха не в клозетах, а в головах»

8. Кому принадлежат следующие произведения: «Вечер», «Чётки»,

«Белая стая», «Подорожник», «Поэма без героя»?

а) С.Есенину

б) М.Цветаевой

в) А.Ахматовой

г) Н.Заболоцкому

9. Кто из великих поэтов начал писать стихи в пятилетнем возрасте и сразу на трёх языках - по- русски, по-французски и по-немецки?

а) В.Маяковский

б) С.Есенин

в) М.Цветаева

г) А.Ахматова

10. Кому принадлежат следующие произведения: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», Вёрсты», «Стихи о Москве», «Разлука»?

а) А.Ахматовой б) М.Цветаевой

в) Н.Заболоцкому г) Н.Гумилёву

11. Назовите произведение и автора строк: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить, плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюблённые, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли»

а) А.Ахматова

б) М.Цветаева

в) Н.Заболоцкий

г) М.Шолохов

12. Каким композиционным приёмом пользуется М.Шолохов в рассказе «Судьба человека»?

а) последовательность событий

б) рассказ в рассказе

в) зеркальная композиция

13. Назовите черты, отличающие лирику Б.Пастернака от поэзии его современников, делающие его произведения оригинальными и неповторимыми

а) пафосность, гражданственность

б) публицистичность, идеологическая направленность

в) ассоциативные ряды символических образов, динамичная метафоричность и философичность

г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотребления

14. Герой поэмы Твардовского «Василий Тёркин»

а) реальный человек

б) обобщённый образ русского воина

в) второе «я» автора

15. Какое произведение не принадлежит перу А.Солженицына?

а) «Один день Ивана Денисовича»

б) «Колымские рассказы»

в) «Матрёнин двор»

г) «Раковый корпус»

д) «В круге первом»


8


© 2010-2022