- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по внеурочной деятельности Устное народное творчество 5-6 кл
Программа по внеурочной деятельности Устное народное творчество 5-6 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бредихина Н.Ф. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа курса «Устное народное творчество» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предлагаемая программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования программных занятий, списка учебной и популярной литературы, необходимой для изучения русского устного народного творчества.
Содержание программы по обучению 5-6 классов УНТ направлено на воспитание художественной культуры учащихся через приобщение их к традициям русского народа. Безусловно, нельзя объять необъятного, но воспитать в школьниках уважение к народной культуре, дать им знание элементарных вещей, необходимых для постижения любого искусства, - просто необходимо.
Народное искусство вобрало в себя и запечатлело нравственные высшие и духовные ценности человека: образ мыслей, чувств, историю. Уважение к народной культуре, знание её способствует не только повышению интеллектуального уровня подрастающего поколения, но и помогает воспитать личность, человека - носителя национальной культуры.
Программа предполагает знакомство учащихся с основными жанрами фольклора, их спецификой, своеобразием, идейным значением, сюжетами и типами героев. Большое место в приобщении детей к народному творчеству занимает календарный фольклор. В народных праздниках и традициях фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Таким образом, программа «Устное народное творчество» ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;
- создание целостной системы представлений о жанрах фольклору;
- раскрытие перед учениками определённого и необходимого объёма информации по фольклору;
- создание багажа культурно-исторических знаний;
- активизация познавательного интереса;
- развитие способности к анализу, оценке произведений УНТ;
- развитие у учащихся творческих способностей, потребности общаться с искусством.
В соответствии с поставленными задачами в разделах программы, посвящённых анализу жанров, выделяются наиболее важные стороны их содержания, художественного стиля. Историческим разделам программы предпослан теоретико-методологический раздел « Введение в УНТ», в котором раскрывается понятие фольклора как особого вида искусства, его возникновение, специфика, состав и классификация жанров.
В конце программы приводится список учебной и популярной литературы, необходимой для изучения устного народного творчества.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его традициям, культуре, национальной принадлежности;
-
интерес к чтению, к ведению диалога; потребность в чтении, потребность общаться с искусством;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению народного творчества;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
учиться работать по предложенному учителем плану
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
совершенствовать умение искать, анализировать и обобщать информацию;
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-
владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Тематическое планирование по устному народному творчеству
в 5 классе
№ урока
Содержание программного материала
Введение (2ч.)
1
Что мы знаем о фольклоре. Определение фольклора и его значение. Возникновение фольклора, его специфика, жанры.
2
Жанровая система русского фольклора. Составление схемы
« Жанры русского фольклора».
3
Земледельческий календарь. Деление года у славян. Народные приметы.
4
« Что летом родится, - зимой пригодится». Летние календарные обряды. Обрядовое прощание с летом - отпевание Ярилы.
5
« Октябрь - грязик- ни колеса, ни полоза не любит». Народные обычаи и праздники ( Покров, Сергиев день и др.) Осенние календарные обряды и обрядовая поэзия.
Детский фольклор (4ч.)
6
Определение детского фольклора. «Ходит сон близ окон». Колыбельные песни: происхождение, виды, тематика.
7
Детские игровые песни и стихи, жеребьёвки и считалки. Применение игрового фольклора в детских играх.
8
Скороговорки. Роль скороговорки в развитии детской речи и в детских развлечениях.
9
« Шутку шутить - людей насмешить». Дразнилки как форма детской сатиры. Страшилки. Группа сатирического фольклора. Словесные состязания или песенные прения детей. Словесная игра «Путаницы».
Семейно-бытовой фольклор ( 4,5ч.)
10
Родильные обряды. Магическое и воспитательное значение обрядов детства. Обряд положения ребёнка в колыбель, « бабина каша», первое пострижение и др.
11
Происхождение свадебных обрядов. Основные обрядовые моменты свадьбы.
12
Свадебные «чины» и их роль в обряде. Свадебная обрядовая поэзия. Свадебные обряды Тульской губернии.
13
Рекрутские обряды и фольклор. Рекрутские причитания, песни, частушки. Народная сказка « Каша из топора». Образ воина-защитника Отечества.
14
Похоронные обряды. Поминальные обряды, причитания.
15
«Зимние сказки». « Морозко»: идейное содержание, особенности построения и языка сказки.
16
« Пришла Коляда накануне Рождества». Коляда. Святки. Святочные гадания в Туле. Подблюдные песни, их смысл. Рождество Христово.
17
Рождество в Ясной Поляне.
18
« Гуляй, да присматривайся». Народная сказка « Два Мороза».
19
Народная сказка « Зимовье зверей». Происхождение сказок о животных. Животное- «тотем». Чтение сказки « Медведь».
20
«Мудрёному и счастье к лицу». Знакомство со сказкой
« Семилетка». Происхождение загадок. Изображение мира земной природы.
21
Тематическое многообразие загадок. Образность загадок, ритмичность, язык и построение.
22
« Честная Масленица - широкая боярыня». Время празднования. Смысл названия. Масленичные песни. Проводы Масленицы в Туле.
23
« Грач на горе- весна на дворе». Весенние календарные обряды и обрядовая поэзия. Хоровые переклички девушек (веснянки). Средокрестье. Вербное воскресенье. Чистый четверг.
24
Велик день (Пасха Христова). Вспомним Библию. Обрядовый хлеб. Светлая седмица.
25
Красная горка. Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Частушки.
26
« Весна красна цветами». Повторение закличек, песен, загадок о весне.
27
Семицко-Троицкие календарные обряды. Семицкие игры в селениях Тульской губернии. Обряды «завивания» и «развивания» берёзы. Троицын день - зелёные святки.
28
Летние календарные обряды. Праздник Ивана Купалы ( культ света, солнца, всего живого).
29
Значение календарно - обрядовой поэзии в истории развития народного поэтического творчества и народной жизни. Художественное воздействие календарных обрядов на русскую литературу, живопись, искусство.
Пословицы и поговорки (4ч.)
30
« Человек без Родины, что соловей без песни». Пословицы и поговорки о Туле. Художественный стиль пословиц.
31
« Дело мастера боится». Пословицы о труде и мастерстве. Поэтическая образность пословиц.
32
« Друг за дружку держаться - ничего не бояться». Пословицы о дружбе и любви. Определение художественных особенностей пословиц.
33
« От пословицы не уйдёшь» ( В.И.Даль). Обобщение по теме
« Пословицы и поговорки».
34
Резервный урок. Обобщение изученного материала.
Тематическое планирование по устному народному творчеству в 6 классе
№ урока
Содержание программного материала
1
Повторение изученного в 5 классе. Жанры русского фольклора. Особенности каждого из жанров.
2
Фольклор о Туле и Тульском крае. О работах П.В.Киреевского и И.П.Сахарова.
Былины ( 12ч.)
3
Происхождение и формирование былин. Классификация русских былин, киевский и новгородский циклы былин. Собирание и изучение былин. Сказатели былин.
4
Киевский цикл - основной свод былинного эпоса. « Святогор и Илья Муромец». Время создания. Разумное начало в образе Ильи. Художественные особенности былины.
5
« Добрыня и змей». Добрыня- «крестовый брат» Ильи Муромца. Прообраз былинного Добрыни. Отражение национального самосознания русского народа в былине. Художественные особенности былины.
6
« Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром». Время возникновения былины. Причины ссоры. Новая черта в характере Ильи: умение постоять за своё человеческое достоинство.
7
« Алёша Попович и Тугарин Змеевич». Алёша Попович - третий по значению богатырь. Прообраз былинного героя. Время возникновения былины.
8
« Богатырское слово». Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград. Создание образа богатыря в былине.
9
Новгородские былины, своеобразие их проблематики. Новгородские богатыри. « Садко». Изображение жизни и быта новгородского купечества. Прообраз Садко.
10
« Василий Буслаевич». « Смерть Василия Буслаева». Бытовые черты новгородской жизни 13-15 вв. Образ Василия Буслаева.Двоякое отношение народа к герою.
11
Былины и живопись. Фольклорные мотивы русской поэзии. Былины в истории русской культуры. Былинный герой в живописи: иллюстрации к былинам и картины на сюжеты былин ( И. Билибин, П.Корин, В.Васнецов, К. Васильев, художники Палеха и др.)
12
Обобщение по теме « Русские народные былины»
Исторические песни ( 6ч.)
13
Определение жанра. Происхождение исторических песен, время и условия их формирования. Исторические песни 13-14 вв.: « Авдотья Рязаночка», «Щелкан Дудентьевич», «Татарский полон». Исторические факты и явления, лежащие в основе их содержания.
14
Исторические песни 16 века. Песни об Иване Грозном, о взятии Казани. Песни о Ермаке.
15
Исторические песни 17 века. Песни о борьбе русского народа с польско-шведской интервенцией. Песни о Степане Разине.
16
Исторические песни 18 начала 19 века. Песни о Петре I. Отношение народа к Нему и его вельможам. Песни о Емельяне Пугачёве.
17
Песни об Отечественной войне 1812 года. Образы народных героев и М.И. Кутузова. Туляки в Отечественной войне 1812 года.
18
Обобщение по теме « Исторические песни».
Народные традиции лирической песни ( 7ч.)
19
Тематические группы традиционных лирических песен, их содержание. Типичные герои, жанровые черты.
20
Песни на бытовые темы. Любовные песни. Основные темы: встречи и гулянья девушки и молодца, их отношения.
21
Песни на бытовые темы. Семейные песни.
22
Песни на социальные темы. Песни о крепостной неволе, разбойничьи, тюремные, солдатские, бурлацкие песни.
23
Шуточные песни. Осмеяние в них нерадивой жены, ленивого мужа, глупости, невежества, семейного деспотизма.
24
Плясовые песни. Хороводные песни. Роль хороводов в дни народного отдыха, праздников и гуляний.
25
Обобщение по теме « Традиционные лирические песни». А.С. Пушкин и декабристы - собиратели народных песен.
Фольклорный театр ( 2ч.)
26
Фольклорный театр. Балаган, раёк. Народный кукольный театр, его виды.
27
Народная драма. Героико-драматические драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Художественные особенности народной драмы.
Частушки ( 3ч.)
28
Частушка как жанр народной поэзии. Возникновение жанра. Художественные особенности частушки. Частушки о Туле.
29
Отражение в частушках различных сторон народной жизни. Частушки на любовные и семейные темы.
30
Связь частушки с другими фольклорными жанрами. Фольклор рабочих. Процесс создания новых произведений в фольклоре рабочих.
31
Фольклор периода Великой Отечественной войны.
32-33
Обобщение изученного. Фольклор в нашей жизни. Фольклор как коллективное творчество народа.
34
Резервный урок.
ЛИТЕРАТУРА
1.Брусилев Б. Хлеб да соль в посты и праздники. - М.,1998.
2.Воробьёв П.Г. Изучение устного народного творчества в 5 классе средней школы. - М.,1956.
3. Гольцман Е.Е. Дурной глаз и порча. - М.,1996.
4. Даль В.В. Пословицы русского народа: в 2 томах. - М.,1998.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс,1999.
6. Панкеев И.А. Обряды и традиции русского народа. - М.,1998.
7. Панкеев И.А. От крестин до поминок. - М.,1997.
8. Панкеев И.А. Русские праздники. - М.,1997.
9. Панкеев И.А. Тайны русских суеверий. - М., 1997.
10. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники и забавы для детей. - М.: ТЦ « Сфера»,2000.
11.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники и забавы для детей. - М.: ТЦ « Сфера»,2000.
12. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники и забавы для детей. - М.: ТЦ « Сфера»,2000.
13. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники и забавы для детей. - М.: ТЦ « Сфера»,2000.
14. Потешки. Считалки. Небылицы /Сост. Мартынова А.Н./ - М.,1989.
15. Русская народная словесность: Книга для чтения /Авт. - сост. Костанян Н.Н./ - М.: Просвещение, 1991.
16. Сахаров И.П. Народные праздники и обычаи. - М., 1991.
17. Старинные русские пословицы и поговорки. - М.: Дет. лит.,1984.
18. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. - М.: Российский Раритет,1991.
19. Церковно-народный месяцеслов / Сост. Калинский И.П./ - М.,1997.
20. Чудаков Н.В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. - М.,1997.