Статья Развитие познавательной активности

  Колупаева Н.В. учитель литературы и   русского языка МБОУ «СОШ № 37»                              г. Барнаула.   Развитие познавательной активности  одаренных  детей.   Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Для педагогов же наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько ее реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колупаева Н.В. учитель литературы и

русского языка МБОУ «СОШ № 37»

г. Барнаула.

Развитие познавательной активности одаренных детей.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Для педагогов же наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько ее реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Сколько может быть видов одаренности? В педагогической психологии су- ществует такая классификация видов одаренности:

  1. Художественная одаренность.

  2. Общая интеллектуальная ( академическая) одаренность.

  3. Лидерская одаренность.

  4. Практическая одаренность.

Учителя общеобразовательных щкол в основном имеют дело с общей интеллектуальной или академической одаренностью. Дети с общей интел-лектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими по-нятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые спо-собности переработки информации позволяют им приуспевать во многих об-ластях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении по отельным предметам и счита-ется более избирательной.

Общая интеллектуальная одаренность базируется на трех основных состав-ляющих: интеллект, одаренность, высокая познавательная потребность. Сле-довательно, при работе с одаренными детьми необходимо:

  • постоянно стимулировать их познавательную активность и познава-тельную мотивацию;

  • развивать креативность мышления, стремится придавать познаватель-ному процессу творческий характер;

  • ориентируясь на тип направленности интеллекта ученика, выбирать те виды творческой, познавательной деятельности, в которых ребенок бу-дет наиболее успешным.

Одаренные дети обладают более высоким уровнем познавательной активности, и задача педагога заключается в том, чтобы разработать систему приемов, позволяющую стимулировать познавательную активность и мотивацию. Предлагаем несколько приемов:

- поощрять знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

- поощрять глубокую проработку выбранной темы;

- актуализировать более сложные виды деятельности, требующие владения абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня;

- формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

- предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустре-мленности в решении задач;

- поощрять творческое и продуктивное мышление.

Данные рекомендации сыграют позитивную роль в том случае, если педагог при организации совместной деятельности не будет забывать о трех моментах:

1. Во время урока для активизации познавательных потребностей не забывать делегировать ряд традиционных преподавательских полно-мочий одаренным детям:

  • подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;

  • использование альтернативных путей поиска информации (элек-тронные учебники, энциклопедии; поиск через Интернет; виртуальные экскурсии).

  • установление причинно-следственных связей между изучаемыми языковыми явлениями;

  • построение гипотез;

  • интегрирование и синтез информации ( например, через таблицы, схемы).

  • составление заданий разного типа;

  • выстраивание алгоритма или составление рекомендаций к выпол- нению заданий;

  • формулировка выводов;

  • работа в роли руководителя группы.

2. Стремиться активнее использовать проблемно-диалогический метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного

диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой идеи, сообщают свою информацию, систематизируют, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся.

3. Работая с одаренными детьми, необходимо выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Как показывает практика, наиболее эффек-тивный метод взаимодействия - индивидуальные занятия - консультации с акцентом на самостоятельную работу с материалом. В этом случае необхо-димо:

-а) Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразо-вания, склонности, психические особенности.

-б) Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

-в) Выбрать форму отчетности за определенные промежутки времени.

-г) Предоставить ученику: название темы; план изучения темы; основные вопросы; понятия и термины, которые он должен усвоить; практические ра-боты; список необходимой литературы; формы контроля; задания для само-проверки.

Все результаты работы анализируются и заносятся в таблицу.

Работая с одаренными детьми, учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д. Б. Богоявленская - Ростов-на-Дону., 1983.

  2. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. - Ж. Брюно // Психологический журнал. - 1995.- №4.

  3. Матюшкин А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин.- М., 1992 г.

  4. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека / Г. Мелхорн.- М.: Просвещение, 1989.





© 2010-2022