Рабочая программа по литературе 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г. Новый Уренгой


« Согласовано»

Руководитель методического объединения


___________________/ Н.В. Патракова/



Протокол № _____ от «____» ___ 2014 г.


« Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9


_____________________/_В. Г.Житникова/



«____»__________ 2014г.

« Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9


_________________/С.Н. Демидова/



Приказ № ____ от «____»________ 2014г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Сухачевой Инны Владимировны

Ф.И.О., квалификационная категория


по литературе

предмет


10

класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________

от «___» ________ 2014 г.


2014/2015 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образо­вания, примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования. Рабочая программа составлена в полном соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования в 10 классе на профильном уровне.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.

Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цели:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Место и роль учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «литература» в инвариантной части (базовый уровень) отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).

Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля

Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:

Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.

Описываются методические особенности тем.

Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.

Программа составлена с учетом специфики данного класса. В 10 классе обучаются 7 мальчиков и 10 девочек. По итогам прошлого учебного года уровень качества знаний составил 75 %, уровень обученности 100%. 65% учащихся положительно мотивированы на получение знаний. 35% учащихся со слабыми знаниями по предмету по причине отсутствия системы в подготовке к предмету. Большая часть учащихся предпочитает выполнять работу по образцу. Есть проблемы в умении выражать свои мысли, делать анализ текста. Поэтому при подготовке данной программы было уделено внимание формированию навыков работы с текстом (составление плана, конспекта, опорных схем, заполнения сравнительных таблиц). При объяснении нового материала запланированы лекции с элементами беседы с целью развития навыков рассуждения, сравнения, анализа. Устные ответы учащихся строятся в соответствии с планом, опорной схемой. Для развития коммуникативных компетенций используются групповые формы работы по изучению нового материала.

Система оценивания.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических ошибок

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

· соответствие работы ученика теме и основной мысли;

· полнота раскрытия темы;

· правильность фактического материала;

· последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

· разнообразие словаря и грамматического строя речи;

· стилевое единство и выразительность речи;

· число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





















Название раздела

Количество часов

Из них на развитие

речи,

ч.

Из них на внеклассное чтение,

ч.

1.

Введение

1

-

-

2.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

1



3.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

11

2


4.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

10

2

2

5.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество

8

2

1

6.

Литература второй половины XIX века

-Обзор

-И. А. Гончаров

- А. Н. Островский

-И. С. Тургенев

-Ф. И. Тютчев

-А. А. Фет

-А. К. Толстой

-Н. А. Некрасов

-М. Е. Салтыков-Щедрин

-Л. Н. Толстой

-Ф. М. Достоевский

-Н. С. Лесков

- А. П. Чехов

Зарубежная литература

Резервные уроки



1

4

6

8



4

3

1



8

3

13

8

3

6

3

3












1

1



1

1

1



1



3

1

-

2
















-





1



1





1





1



2








7.

Итого

105

18

7



















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина - три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) \

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр - лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы­лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа - сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та - практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» - ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость - основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проб­лема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры - сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

• соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

• создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



  1. Ю.В.Лебедев Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) в двух частях - М.: Просвещение,2012. (рекомендован Минобрнауки РФ).

  2. Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс: практикум пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение,2010.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

2. Учебный словарь синонимов русского языка /Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

3. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

4. Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. openclass.ru/


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Тип урока

Знания, умения

Домашнее задание

Дата

1-2

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся

2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Вводный урок

(лекция)

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой

Работа с учебником, подготовить развернутый ответ, заполнить таблицу

3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

1

Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание

Комбинированный

Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

Письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким- либо его стихотворение.

Подумать над смыслом высказывания В.Г. Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека».

Попробовать написать сочинение-размышление на эту тему.

4

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок

(с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

1

Особенности пушкинского лирического героя

Урок погружения в поэзию

Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.

Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.

Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор)

5

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1

«Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Поэт», «Поэту», «Осень»

Урок практикум

Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта

Подготовить ответ на вопрос: в чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие?

Выучить наизусть (на выбор) «Пророк», «Я памятник…», обоснуйте свой выбор.

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

«Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

1

«Чувства добрые» в пушкинс

кой лирике, ее гуманизм. Вольнолюбивые мотивы.

Комбинированный урок

Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.

Выразительное чтение стихотворений

7-8

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Вновь я посетил…».»Отцы пустынники…»

Домашнее сочинение по лирике Пушкина

2

«Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии Пушкина

Урок практикум

Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать.

Домашнее сочинение

9

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1

Конфликт личности и государства в поэме

Комбинированный

Знать жанрово-композиционную основу произведения

Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.

Прочитать поэму А.С.Пушкина «Медный всадник», написать сочинение «Петр1- царь преобразователь»

10-11

Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально- философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

2

Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции произведения Развитие реализма в творчестве поэта

Развитие речи

Знать приемы создания образов в поэме.

Уметь раскрыть конфликт личности и государства.

Сообщения, анализ содержания поэмы

12-13

РР Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

2

Требования к сочинению. Композиционные части сочинения. Сравнительная характеристика героев

Развитие речи

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.

Сочинение

14

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон…». Романтизм и реализм в творчестве поэта

1

Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина»

Комбинированный

Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Уметь анализировать романтические стих-я

Подготовить связный рассказ: «Художественный мир Лермонтова».

Выучить наизусть и сделать анализ стихотворения «Поэт».

Ответить на вопросы

15

Молитва как жанр в творчестве поэта(с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Выразительное чтение.

1

Помочь раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.

Комбинированный

Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы;

Ответить на вопросы

16-17

Тема жизни и смерти в лирике

М.Ю.Лермонтова

2

Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

Развитие речи

Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы;

Выучить наизусть

18-19

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…».Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…». .

2

Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто пестрою толпою окружен…»

Комбинированный

Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.

Уметь анализировать стих-ия по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.

Письменный ответ на поставленный вопрос

20-21

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М. Ю. Лермонтова

2

Любовь как гармония душ

Урок внеклассного чтения

Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.

Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по одной тематике.

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и

Лермонтова

22-23

РР Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

2

Сочинение

Развитие речи

Урок контроля

Знать элементы анализа лирического стихотворения.

Уметь анализировать лирическое стихотворение

Анализ стихотворения Лермонтова (на выбор)

24-25

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения.

2

Жизнь и творчество писателя.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» Сатирическое и драматическое в сборнике «Миргород».

Комбинированный (лекция , беседа)

Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.

Сообщения, прочитать «Петербургские повести»

26

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

1

Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Семинар

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

Пересказы (художественный, краткий)

27

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект..

1

Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Практикум

Знать текст произведения.

Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

Прочитать повесть, ответ на заданный вопрос

28

Н.В.Гоголь «Портрет».Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного)

Урок внеклассного чтения

Знать жанр поэмы, композицию, значение образа автора, проблематику произведения.

Уметь делать обобщение по теме.образ автора

Письменный анализ эпизода

29-30

РР Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души»)

2

Творческая работа по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души»)

Урок развития речи

Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.

Подготовить черновик изложения

31

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Её основные проблемы.

1

Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

Лекция, беседа

32

И.А.Гончаров. Роман «Обломов».

1

Очерк творчества писателя. Роман «Обломов». Особенности композиции. История создания, особенности композиции, нравственная и социальная проблематика. Подготовка докладов, сообщений.

Комбинированный урок

Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.

Подготовить характеристику Обломова

33

Обломов - «коренной народный наш тип».

1

Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в первой части романа. Истоки характера героя. «Сон Обломова», его роль в романе. Сжатый пересказ, анализ эпизода, составление плана - характеристики.

Комбинированный урок

Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»;

Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера

Сообщения, ответ на вопросы.

34

«Обломов» как роман о любви

1

Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

Комбинированный урок

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев.

Художественный пересказ эпизода

35

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

Оценка романа Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым, А.В. Дружининым

Развитие речи. Семинар.

Знать понятие «обломовщина»

Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.

Конспект статьи Писарева

36

А.Н.Островский. Личность и судьба драматурга. «Отец русского театра»

1

Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя

Комбинированный урок

Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра.

Уметь готовить сообщение о писателе.

Сообщения, пересказы

37-38

Драма. «Гроза»

1

История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы, своеобразие конфликта. Смысл названия

Комбинированный урок

Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.

Подготовить чтение в лицах отрывков

39

Город Калинов и его обитатели.

1

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

Беседа

Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.

Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)

Характеристики героев пьесы

40

Протест Катерины против «темного царства»

1

Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблемати

ка пьесы

Практикум

Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление,

роль религиозности в духовном мире человека.

Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины.

Характерис

тика Катерины

41

Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Рр. Подготовка к домашнему сочинению

1

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Рр. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Развитие речи

Знать словесную символику драмы, литературную критику.

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь

Домашнее сочинение

42

И.С.Тургенев. «Записки охотника» и их место в русской литературе.

1

Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе

Лекция

Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.

Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве

Художественный пересказ эпизода

43

И.С.Тургенев - создатель русского романа.

1

История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

Беседа

Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.

Характеристика Базарова

44

Базаров - герой своего времени

1

Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе.

Комбинированный урок

Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст.

Художественный пересказ эпизода

45

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

Идеологический конфликт. Сторонники и противники Базарова

Комбинированный урок

Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.

Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.

Сравнитель

ная характеристика героев

46

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

Путь испытания любовью героев романа

Комбинированный урок

Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова.

Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью.

Сочинение-эссе

47-48

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

2

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению.

Комбинированный урок

Развитие речи

Знать особенности анализа эпизода в произведении.

Уметь анализировать эпизод

Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.

Художественный пересказ. Сочинение.

49

Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева

1

Основные теоретико-литературные понятия. События и поступки героев произведений.

Урок контроля

Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.

Контрольная работа

50-51

Ф.И.Тютчев. Лирика поэта.

2

Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа - сфинкс…»)

Лекция, беседа

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.

Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.

Выразительное чтение стихотворений

52

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева.

1

(«Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)

Комбинированный урок

Знать разнообразие тематики стих-ий поэта

Уметь анализировать лирические стих-ия.

Анализ лирических стихотворе

ний поэта.( на выбор)

53

Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

1

Опыт сопоставите

льного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),

Комбинированный урок

Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.

Уметь анализировать любовные лирические стих-ия

Выразитель

ное чтение стих. (на выбор)

54

А.А.Фет. Лирика природы.

1

Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…»)

Комбинированный урок

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта.

Уметь анализировать стих-ия. Раскрывать их философский характер.

Наизусть стихотворение (на выбор)

55

Любовная лирика А.А.Фета.

1

(«Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи.

Комбинированный

Знать стих-ия о любви и понимать их.

Уметь анализировать стих-я о любви.

Наизусть стихотворение (на выбор)

56

РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

1

Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Развитие речи

Знать содержание и понимать стихотворения поэтов.

Уметь делать сопоставительный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля.

Сочинение

57

Вн. чт. Жизнь и творчество А. К. Толстого.

1

Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «против течения», «Государь ты наш батюшка..»

Урок внеклассного чтения

Знать биографию

А. К. Толстого, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь строить сообщение о поэте.

58

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

1

Обобщение ранее изученного. Социальная трагедия народа в городе и деревне.

Судьба народа в лирике. «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…».

Лекция, беседа

Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта.

Сообщение, презентация

59

Героическое и жертвенное в поэзии Некрасова

1

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобивый поэт»)

Комбинированный урок

Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта.

Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.

Выразительное чтение наизусть стих. (выбор)

60

Н. А. Некрасов о поэтическом труде

1

Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…», «поэт и гражданин»и др.

Комбинированный урок

Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях.

Уметь анализировать стих-ия.

Выразительное чтение стихотворений.

61

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация.

1

«Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Мы с тобой бестолковые люди…».

Беседа

Уметь делать сравнительный анализ

стихотворений поэтов «чистого искусства» и поэтов демократического направления

Наизусть

62

«Кому на Руси жить хорошо».

1

Замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Комбинированный урок

Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию

Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.

Прочитать поэму

63

Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

Проблемы осмысления Н.А. Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Тема социального и духовного рабства.

Практикум

Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Уметь характеризовать героев

Характеристика героев

64

Образы народных заступников в поэме.

1

Гриша Добросклонов - центральный образ поэмы

Комбинированный урок

Знать содержание поэмы.

Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.

Характеристика героя

65


Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


1


Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы


Комбинированный урок


Знать фольклорную народную основу языка поэмы.

Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.

Подготовка к классному сочинению


66-67

Рр. Классное сочинение

2

Проблема народного счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Развитие речи

Уметь давать ответ на проблемный вопрос, анализировать прочитанный текст, грамотно излагать свои размышления по поводу прочитанного произведения.


Совершенствование написанного. Анализ ошибок.

68

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.

2

Страницы жизни и творчества.

Проблематика и поэтика сказок

Комбинированный урок

Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.

Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику.

Сообщения. Прочитать сказки, пересказ

69-70


Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

2


Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Комбинированный урок


Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.

Уметь характеризовать образы градоначальников.

Уметь анализировать прочитанное произведение, выражать свою точку зрения

Прочитать роман



71

Жизнь и судьба Л.Н.Толстого.

1

Этапы творческого пути. Особенности творческого метода, путь нравственных исканий писателя

Комбинированный урок

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Уметь строить сообщение о писателе, анализировать стих-ия поэта.

Презентация.

Очерк жизни и творчества писателя.

72

Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

1

Правда о войне в «Севастопольских рассказах»

Комбинированный урок

Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл.

Уметь анализировать отдельные эпизоды

Прочитать рассказы

73

История создания романа «Война и мир».

1

История создания романа. Особенности жанра. Образа автора в романе.

Комбинированный урок

Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.

Уметь определять систему нравственных ценностей романа

Чтение романа.

74-75

Духовные искания героев романа «Война и мир».

2

Духовные искания героев - Андрея Болконского и Пьера Безухова

Комбинированный урок

Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики.

Письменный ответ на поставленный вопрос

76

Женские образы в романе «Война и мир»

1

Особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира, путь нравственных исканий Наташи Ростовой

Комбинированный урок

Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.

Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой.

Сочинение-эссе

77

Семья Ростовых и семья Болконских.

«Мысль семейная» в романе

1

«Мысли семейные» в романе. Отношение к воспитанию детей, нравственные ценности в семье

Комбинированный урок

Знать о «мысли семейной в романе».

Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.

Сравнитель

ная характеристика семей

78-79

Тема народа в романе «Война и мир»

2

Философский смысл образа Платона Каратаева

Комбинированный урок

Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война».

Письменный ответ на поставлен

ный вопрос

80

Кутузов и Наполеон

1

Сопоставительный анализ образов.

Комбинированный урок

Знать антитезу как центральный композиционный приём.

Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории.

Сравнительная характеристика, составление таблицы

81



РР Анализ эпизода

«Встреча с дубом» .



1




Роль художественной детали в тексте фрагмента «Встреча с дубом» из романа Л.Н.Толстого. Подготовка к сочинению.


Семинар



Знать понятие художественная деталь, приемы сжатия художественного текста.

Уметь сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали.

Закончить сочинение




82-83

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

2

Проблемы истинного и ложного в романе. Художественные особенности романа. Подготовка к сочинению.

Комбинированный урок

Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе.

Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев.

Письменный ответ на проблемный вопрос

84.

Гуманистический пафос произведения

1

Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Подготовка к сочинению.

Комбинированный урок

Знать текст «Эпилога»

Уметь анализировать текст «Эпилога» как гуманистический пафос произведения.

Пересказ статьи учебника

85.

Контрольный тест по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Основные темы романа -эпопеи

Урок контроля знаний


86.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба писателя

2

Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

Комбинированный урок

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

Уметь выступать с сообщениями о писателе.

Презентации о писателе

87.

Петербург Ф.М.Достоевского

1

Образ Петербурга в русской литературе.

Семинар

Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста.

Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения.

Презентации о Петербурге

88-89

История создания романа «Преступление и наказание».

2

«Униженные и оскорбленные» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Беседа, семинар

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа.

Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.

Письменный ответ на проблемный вопрос

90

Теория Раскольникова и истоки его бунта

1

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

Семинар

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию

Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории.

Работа с текстом, ответы на проблемные вопросы

91

«Двойники» Раскольникова

1

История создания романа. Проблематика, идейное содержание и композиция романа. Лужин и Свидригайлов

Комбинированный урок

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.

Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова

Сопоставительная характеристика героев.

92

Значение образа Сони Мармеладовой в романе

1

Значение образа. Место Сони как ангела хранителя. Эпилог романа.

Комбинированный урок

Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию

Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.

Характеристика Сони. Сочинение.

93-94

РР Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

2

План-конспект сочинения. Цитаты.

«Преступление и наказание Раскольникова»

Развитие речи.

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа

Работа по совершенствованию текста

95.

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество.

1

Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

Лекция. Практикум.

Уметь делать сообщения «Образы праведников в произведениях Лескова»

96.

Рассказ «Тупейный художник».

1

Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

Беседа

Знать главных героев, сюжетную линию, особенности творчества.

Знать главных героев, сюжетную линию, особенности творчества.

97.

Вн. чтение.

Н. С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда».

1

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова ( по пьесе Островского «гроза» и рассказу Лескова «леди Макбет…»)

Комбинированный урок

Знать главных героев, сюжетную линию, особенности творчества

Уметь анализировать произведение, сопоставлять.

98.

А.П.Чехов.

Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов

1

Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества.

«Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.

Комбинированный урок

Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.

Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия

Очерк жизни и творчества писателя. Чтение рассказов.

99.

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

2

Проблематика истинных и ложных ценностей. Принцип нисходящего развития личности.

Комбинированный урок

Знать текст рассказа.

Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.

Прочитать рассказ

100.

Особенности драматургии А.П.Чехова

«Вишневый сад»:

1

История создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.

Комбинированный урок

Знать особенности драматургии Чехова.

Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.

Инсценированное чтение в лицах.

101.

Сад как символ в комедии «Вишневый сад»

1

Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»

Комбинированный урок

Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии.

Уметь анализировать прочитанный текст

Сочинение «Новаторс

во Чехова-драматурга (по пьесе «Вишневый сад»)»

102.

Зачетная работа за второе полугодие.

1

Основные теоретико-литературные понятия. События и поступки героев произведений.

Урок контроля.

Знать тексты произведений, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее.

Тест

103.

Зарубежная литература.

Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».

1

Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».

Комби

нирован

ный урок

Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности

Уметь анализировать сти-ия с точки зрения проблематики и художественного своеобразия.

Сообщения о жизни и творчестве Ги де Мопассан

104.

Ги де Мопассан. «Ожерелье».

1

Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы.

Урок внеклассного чтения

Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь готовить индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия

Сообщения о жизни и творчестве

105

Итоговый урок. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX века

1

Защита проектов «Эволюция образа «маленького человека» в литературе второй половины XIX века», «Ситуация «испытания любовью» в произведениях». «Пейзаж (портрет) в русской живописи и в произведениях худ. литературы ». «Проблема «человек и среда»»

Беседа

Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать ее и выступать с сообщениями на заданную тему, участвовать в дисскусии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов

Сообщения, презентации

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

Классные сочинения

1. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1.1 Тема любви и образы женщин в лирике А. С. Пушкина.

1.2 Тема дружбы и образы друзей в лирике А. С. Пушкина.

1.3 Мотив свободы в лирике А. С. Пушкина.

1.4 Философская проблематика в лирике А. С. Пушкина.

1.5 Тема «маленького человека» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

1.6 Пётр и памятник Петру в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

1.7 Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

1.8 Символика в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

2. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова.

2.1. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.

2.2. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.

2.3. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

2.4. Романтизм лирики М. Ю. Лермонтова.

3. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.

3.1 Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя.

3.2 Петербург у Н. В. Гоголя и у А. С. Пушкина.

3.3 Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя.

3.4 Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. гоголя «Невский проспект».

4. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

4.1.Тема нравственной деградации личности в изображении А. П. Чехова.

4.2. Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова.

4.3. Художественное своеобразие рассказов А. п. Чехова.

4.4 Сатира и юмор в творчестве А. П. Чехова.

4.5.Герой - интеллигент в творчестве А. П. Чехова.

4.6. Изображение русской провинции А. П. Чеховым.

4.7. Символический элемент в пьесе А. П.Чехова «Вишнёвый сад».

4.8. Образ старой и новой России в пьесе «Вишнёвый сад».

4.9. Система персонажей в пьесе «Вишнёвый сад».

5. Итоговое сочинение.

5.1. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей (по выбору учащихся).

5.2. Природа и человек в произведениях современных писателей.

5.3. Эта книга заставила задуматься над….

5.4. Мой любимый писатель.

5.5. Мой любимый писатель современной литературы

Домашнее сочинение

1. Сочинение по творчеству А. Н. Островского.

1.1. Проблематика и конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза».

1.2. Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»).

1.3. Молодое поколение в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

1.4. Сила и слабость характера Катерины.

1.5. Изображение купечества в пьесах А. Н. Островского.

2. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.

2.1. Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.2 . Тема отцов и детей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.3 . Система персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.4 . Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.5 . Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.6 . Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.

2.7 . Испытание любовью (Базаров и Одинцова).

2.8 . Дружба и любовь в жизни героев (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

3. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

3.1. Русская природа в лирике Ф. И. Тютчева.

3.2. Как понимает А. А. Фет назначение поэзии?

3.3. Каким я представляю себе А. А. Фета (Ф. И. Тютчева)?

3.4. Моё любимое стихотворение А. А. Фета (Ф. И. Тютчева) (восприятие, истолкование, оценка).

4. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

4. 1. Тематическое новаторство лирики Н. А. Некрасова.

4.2. Женские образы в творчестве Н. А. Некрасова.

4.3. «Я лиру посвятил народу своему…» (Некрасов).

4.4. Стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…» или «Элегия» (восприятие, истолкование, оценка).

4.5. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова - энциклопедия русской жизни.

4.6. Проблема положительного героя в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

5. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого.

5.1. Писатель Л. Н. Толстой сегодня.

5.2. «Война и мир» Л. Н. Толстого - гимн русскому народу.

5.3. Любимые страницы романа «Война и мир».

5.4. Нравственный идеал Толстого и его воплощение в романе «Война и мир».

5.5. Красота души человеческой (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

5.6. В чём сила и красота характера Пьера Безухова?

5.7. В чём сила воздействия Андрея Болконского на читателя?

5.8. Человек и природа в романе «Война и мир».

5.9. Патриотизм и героизм русского народа ( по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

5.10. «Мысль народная» в романе.

5.11. «Мысль семейная» в романе.

5.12. Кутузов и Наполеон в изображении Толстого.

5.13. «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский).

5.14. Чем меня обогатило чтение романа «Война и мир».

5.15. Что ценит в людях Л. Н. Толстой?

6. Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского.

6.1. Ф. М. Достоевский - мыслитель, художник и человек.

6.2. Петербург Достоевского.

6.3. Идея Раскольникова и её проверка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

6.4. В чём истинная трагедия Раскольникова?

6.5. Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

6.6. Психологические поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

6.7. В чём сила и слабость положительных героев Ф. М. Достоевского?

6.8. Тема гордости и смирения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

6.9. Лужин, Свидригайлов и Порфирий Петрович как психологические двойники Раскольникова.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

1. А. С. Пушкин «Поэту» (1830г.)

2. А. С. Пушкин «Элегия» (1830г.)

3. А. С. Пушкин Поэма «Медный всадник» (эпизод)

4. М. Ю. Лермонтов «Завещание» («Наедине с тобою, брат…», 1840г.)

5. М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу… » (1841г.)

6. А. Н. Островский Пьеса «Гроза» (отрывок).

7. Ф. И. Тютчев «Я встретил вас - и всё былое…»

8. Ф. И. Тютчев «Фонтан».

9. А. А. Фет « На заре ты её не буди…»

10. А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»

11. Н. А. Некрасов « Поэт и гражданин» (отрывок).

12. Н. А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок).



© 2010-2022