Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздельное написание не с деепричастиями

Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с деепричастиями; формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии; закреплять навыки обособления деепричастий и деепричастных оборотов; учить конструировать предложения, используя деепричастные обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Пунктуационный анализ предложения, работа со словом сиянье.

Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос, нерадостно и нелегко мне покинуть тебя привелось. (С. Есенин.)

1. Объясните лексическое значение слова сиянье.

(Сияние - яркий свет, излучаемый или отражаемый чем-нибудь.)

2. Подберите однокоренные слова разных частей речи (сиять, сияющий, сияя).

3. Укажите переносное значение глагола сиять. Придумайте предложения с этим глаголом так, чтобы он был использован в переносном смысле.

(Сиять - блестеть, выражая какие-нибудь чувства (о глазах), или светиться радостью, счастьем, любовью (о человеке): глаза сияют; лицо сияет от радости; сиять от радости.)

4. Определите постоянные признаки глагола.

(Глагол непереходный, несовершенного вида, I спряжения.)

5. Образуйте от этого глагола деепричастие, прибавьте к нему зависимые слова.

6. Придумайте с деепричастным оборотом предложение по схеме:

I вариант II вариант III вариант

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Запишите его.

III. Объяснение нового материала.

1. Анализ записи на доске:

не сиять - не сияя;

невзлюбить - невзлюбя.

- Вспомните, как пишется не с глаголом.

- Сравните правописание не с глаголом и деепричастием.

2. Чтение правила на (§ 28).

IV. Закрепление.

1. Работа с учебником.

2. Пунктуационный анализ текста.

а) Я поднял дерево,

Оно росло не стоя,

Лесок его, как в битве, потерял.

Оно не говорило со звездою,

И соловей его не удивлял.

Оно, скажу, ползло в лесу заветном,

Что кронами встречает синеву,

Оно ползло,

Униженное ветром,

Им брошенное намертво в траву.

А. Прокофьев

(Незнакомые детям орфограммы объяснить.)

б) Соседка Лида - кандидат наук,

Хотя еще и тридцати ей нету.

Работает не покладая рук

И, говорят, хватает звезды с неба.

Ю. Друнина

- Как называются такие словосочетания, как подчеркнутое?

- Выделяются ли они запятыми?

- Объясните значение данного словосочетания.

- Назовите фразеологизм-синоним.

(Не разгибая спины.)

3. Работа с фразеологизмами.

- Объясните правописание словосочетаний; объясните их значение.

- Как называются такие словосочетания? Назовите фразеологизмы-синонимы.

Фразеологизмы записаны на доске.

Не мудрствуя лукаво (долго не раздумывая), не смыкая глаз (совсем не спать), не чуя ног (очень быстро бежать), не сходя с языка (постоянно произносить), не пуская на порог (не принимать в дом), не показывая носа (не появляться где-либо), не помня себя (не контролировать свои поступки), не понюхав пороху (не участвовать в бою), не находя себе места (очень тревожиться).

- Составьте предложение с одним из фразеологизмов, запишите его, сделайте синтаксический разбор.

- Выделили ли вы запятыми использованные вами фразеологизмы?

4. Комментированное письмо (по цепочке).

Распределите слова с не в три столбика:

существительные причастия деепричастия

(Не)выезжая; (не)труженик; (не)замеченная; (не)устрашимый; (не)торопясь; (не)правда; (не)отправленное; (не)успев; (не)исчислимый; (не)взгоды; (не)нависть; (не)настье; (не)изведанный; (не)верящий; (не)навидя; (не)поравнявшийся; (не)внимание; (не)веря.

5. Составьте предложения, произведя следующие действия:

а) в предложении В капельках дождя отражались лучи солнца обстоятельство места превратить в подлежащее (капельки);

б) в предложении Хорошо пробежаться утром по росе существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже (росы);

в) глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит, согласовать с полученным подлежащим и поставить в настоящем времени (блестят);

г) существительное, выступающее в роли подлежащего в предложении Растения выделяют кислород, поставить в предложный падеж, употребив его с предлогом на (на растениях);

д) продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот: Капельки росы блестят на растениях, ... (отражая первые лучи солнца).

(Предложения записывать постепенно, по мере выполнения заданий.

V. Подведение итогов урока.

 Домашнее задание.



© 2010-2022