Открытый урок краеведения на тему Секреты наших имен

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока краеведения в 5 классе

Урок - исследование с элементами проектной деятельности

Подготовила: учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ п.Индустриальный

Екатериновского района

Саратовской области

Артищева Ю.А.

Тема «Секреты наших имён»

Цели урока:

Образовательная:

  • привлечь внимание учеников к истории возникновения имён, помочь учащимся «открыть» закономерности их происхождения ;

  • научить использовать информационные ресурсы, собирать и структурировать информацию

  • формировать навыки исследовательской деятельности

  • формирование метапредметных навыков и общекультурной компетенции

Развивающая цель:

  • формировать умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезу;

  • стимулировать интерес школьников к изучению прошлого и настоящего своего народа путем поиска связей между историей, традициями, языком народа и отражением их в именах;

  • развивать творческие способности и воображение учащихся

Воспитательная

  • выработка навыка взаимодействия в группе;

  • воспитание любви к слову

У каждого из вас есть имя. Мы называем человека по имени. Напишите на листе то имя, на которое вам хотелось бы отзываться. Используете лист в качестве бейджа..

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Как здорово, что у нас с вами появилась возможность встретиться вновь! Напомню, что зовут меня Юлия Анатольевна. И я вновь проведу у вас урок краеведения. Вы уже знаете, что без подарков я не прихожу! Что же сегодня находится в нашей корзине? Давайте посмотрим! Что это? Конверт!? Да на нём что-то написано! Ну-ка, ну-ка, «Для самых умных девчонок и мальчишек» Открываем? Что же здесь? Загадка. Попробуем отгадать? Слушайте внимательно.

Нас не было - оно было
Нас не будет - оно будет
Никто ни у кого его не видел
А у каждого есть.

Ну-ка, попробуйте отгадать. Ну конечно же это-имя.

«Между живущих людей безымянным
никто не бывает
В минуту рождения каждый -
и низкий и знатный
Имя своё от родителей
в сладостный дар получает…»

И сегодня наш клубочек поведёт нас в удивительную страну «Ономастику». Название этой страны произошло от греческого «onoma» - имя. Сегодня мы поговорим о ваших именах, раскроем секреты их происхождения и толкования, узнаем о себе и об одноклассниках много интересного и даже сумеем пофантазировать и внести свою лепту в словарь имён.

Вы уже знаете, что работать гораздо интереснее в группах. Группы заняли свои места. У нас получилось 3 команды. И самое время познакомиться с капитанами команд. Представьтесь. Замечательно. Я желаю каждой из команд чёткой, дружной и слаженной работы. При этом не забываем о наших правилах: на слайде

Правило 1. Поощряй участие каждого в обсуждении.

Правило 2. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

Правило 3. Критикуй идеи, а не человека.

Правило 4. Помни, что ты имеешь право на ошибку.

У капитанов команд - сигнальные карточки разного цвета. Поднятая карточка является сигналом готовности команды к ответу. Всем понятны правила работы в группе? Замечательно! Итак, путешествие по стране Ономастика начинается.

История наших имён корнями уходит в глубокую древность, во времена язычества. Наши предки были очень суеверными людьми. Они не торопились давать имя новорожденному. Как вы думаете, почему? Боялись навлечь на младенца проклятие.( Нет имени - некого и проклинать). А ещё потому, что наши предки считали, что нельзя давать ребёнку имя просто так, не вкладывая в это никакого смысла. А нашедши этот смысл, давали имена по меньшей мере странные, похожие на прозвища. Внимание, вопрос:

Задание 1.Как вы думаете, что лежит в основе следующих имён далёкого прошлого?

А)Красивый, Хромой, Рябой, Кривой - физические достоинства и недостатки

Б)Добрыня, Гром, Буян, Суета, Невежа, Крикун, Лентяй - черты характера человека

В)Третьяк, Первуша, Одинец - очерёдность рождения.

Г) Дуб, Воробей, Жук, Волк, Медведь - сравнения с животными, растениями

Д) Рыжик, Беляк, Чернец - цвет волос и кожи

Е) Дорога, Зима, Суббота - время и место появления

Есть, конечно и другие, реже встречающиеся принципы.

Почему же наши предки давали такие странные имена? Хотели подчеркнуть какие - то отличительные особенности ,неповторимость каждого, его индивидуальность.

Это было очень давно, ещё до принятия на Руси христианства. И сейчас родители называют своих детей совершенно другими именами. Но можем ли мы утверждать, что от старых имён не осталось и следа? А где же они встречаются?

Отражение этих имён мы встречаем во многих наших фамилиях: Волков, Медведев, Воробьёв, Беляев, Субботин и др. В старинных летописях, книгах, грамотах нередко встречаются такие сложные имена людей, как «боярин Феодор, зовомый Дорога», «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Осташко, прозвище Первушка», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын».

Задание 2. Образуйте фамилии от древних русских имён:

Дубина -?

Гром -?

Рыжик - ?

Жук -?

Хомяк - ?

Шло время. В 988 году на Руси было принято христианство. А вместе с ним пришли и другие имена. Теперь только православная церковь давала имена младенцам и запрещала древнерусские имена как языческие, стремилась заменить их христианскими именами. Почти все личные имена, которые мы сейчас используем, попали на Русь именно из Византии. Это в основном видоизменённые греческие, латинские, древнееврейские, египетские имена. Список этих имён содержался в так называемых святцах. В них церковь заносила имена людей, причисленных к лику святых за какие-либо подвиги во имя народа, религии.

Так появились Александры и Андреи, Дмитрии и Натальи, Тамары и Николаи.

Задание 3.Предлагаю обратиться к «святцам» и найти в них своё имя. Что ты узнал о своём имени, Саша? Оно…..происхождения. Что означает? Интересно было об этом узнать? А теперь я предлагаю сгруппировать имена по их происхождению. Поднимите руки, чьи имена восходят к греческим корням, - , к латинским?, к древнеримским? К древнееврейским? к славянским?

Выстроим рейтинг популярности имён различного происхождения. Каких больше всего? Какие имена встречаются редко?

Имён славянского происхождения осталось очень мало, а ведь именно они и являются исконно русскими.

Борислав, Владислав, Вячеслав, Изяслав, Мстислав, Ростислав, Станислав, Святослав, Ярослав, а также Борис, Богдан, Владимир, Всеволод, Вера, Влада, Людмила, Надежда, Лада , Владимир, Светлана. Почему так случилось?(слишком сильна была власть религии)

-Что же лежит в основе образования этих имён?

Принцип заимствованности.

Есть в вашем классе и имена, имеющие тюркские корни. Гюзель - что ты узнала о своём имени?

Есть ли редкие имена? Можем предположить. Как образовалось? Выдвините гипотезу.

А как вы думаете, что лежит в основе следующих имён?

Революция ? - революция, историческое событие

Ракета? - в 1961 г.первый полёт человека в космос.

Электрина? с появлением электричества

Октябрина? - от слова октябрь, связанное с Октябрьской революцией.

Что лежит в основе этих имён?

Связь с историческим событием.

А вы бы хотели иметь такое имя? Почему? Имя должно быть прежде всего привычным, созвучным с основной массой имен, чтобы было легко общаться.

И я думаю. Нам будет легко общаться с именами, зашифрованными в ребусах. Вы умеете разгадывать ребусы? Я объявляю творческую разминку.

А сейчас я предлагаю вам самим побывать в роли имёнотворцев. И учитывая приспособленность имени к современным ему процессам, попробуем образовать имена будущего. Какими вы их видите? Приступили к работе.

Итак, наше время истекает. И слово предоставляется 1 группе. Вписывают имена в лепестки ромашки.

Вот такое замечательное будущее, отражённое в именах, ожидает нас и наших детей.

Пришло время подвести результаты урока. Насколько урок показался вам интересным? (Поднимают сигнальные карточки) красный - отлично. Синий хорошо, зелёный - могло быть и лучше.

Как бы вы оценили свою работу в группе? Была ли ваша команда слаженной?

А Может, кто-то хочет высказаться? Что нового узнал? Чему научился?

К какому выводу пришли? В имени отражена история нашего народа.

Ну а я всем вам сегодня ставлю за урок только 5!


© 2010-2022