План-конспект по литературе №1

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК

Тема: «Обзор русской литературы ХIХ века».

Образовательная цель урока: выявить уровень литературного развития учащихся, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор; во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в первой и во второй половине XIX века, дать общую характеристику литературе ХIХ века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Развивающая цель урока: развивать у учащихся умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, составлять опорные таблицы, делать выводы;

Воспитательная цель урока: способствовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитанию ценностного отношения к произведениям искусства.

Тип урока: изучение нового материала (лекция), опрос.

Материальное обеспечение: выставка литературы.

Литература: История русской литературы XI-XX веков. Учебник по русской литературе (Ю.М.Лотман). Великие русские писатели XIX века (К.В.Мочульский).

Ход урока.

Организационная часть урока: проверка присутствующих и готовности к уроку. Отметка в журнале.

Изложение материала: 1.Общественно-политическая и культурно-историческая ситуация в России второй половины ХIХ века. 2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине

ХIХ века.

Слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями истории и культурного развития России Х I Х века. Х I Х век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в Х I Х веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса XVII- XVIII веков. Х I Х век - это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Литературные направления в русской литературе начала Х I Х века являются классицизм, сентиментализм, предромантизм, просветительский реализм. Но начался Х I Х век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин. А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1820 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия Х I Х века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие. Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы Х I Х века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власти имущим. С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм. Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение Х I Х века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы. Самостоятельная работа: Исторические события 1860-1870-х гг. 1861 - отмена крепостного права. Огромное историческое значение. Было отменено рабство, появились возможности для развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на капиталистический путь развития. Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества. Начало великих реформ. Слово учителя. Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России. Закрепление материала: Русская литература Х I Х века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства. Заключительная часть урока. Устный опрос по пройденному материалу: 1.В чем особенности литературы Х I Х? 2.Назовите основные принципы создания произведений древнерусской литературы. 3.Перечислите основные литературные направления начала XIX века: классицизм, сентиментализм, предромантизм, просветительский реализм. Домашнее задание: Читать поэму Пушкина А. С. «Медный всадник». Индивидуальные задание: сообщение по биографии А. С. Пушкина, сообщение о новых течениях: «западники», «славянофилы», «почвенники». Сообщение оценок.

Преподаватель: Хилько С. А.

© 2010-2022