Элективный курс «Секреты текста: пунктуация»

Элективный курс по русскому языку «Секреты текста: пунктуация» предназначен для учеников 10 класса. Цель данного курса: помочь учащимся в постижении существа современной пунктуации как системы, в определении места каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций её развития и путей усовершенствования. Он научит не только практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, но и призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по русскому языку «Секреты текста: пунктуация»

Пояснительная записка

Цель данного курса: помочь учащимся в постижении существа современной пунктуации как системы, в определении места каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций её развития и путей усовершенствования. Он научит не только практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, но и призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Планируемые результаты программы: усвоение правильного пунктуационного оформления письменной речи; развитие интуиции, чувства языка и формирование познавательных потребностей обучающихся; выработка умения разумно применять правила пунктуации в разных текстах.

Описание способов оценки планируемых результатов: лекции и беседы с целью уяснения учащимися назначения пунктуации, содержания её основных понятий; анализ системы употребления знаков препинания с учетом современной практики (в текстах, словарях и грамматико-стилистических справочниках), анализ текстов при выборе оптимального варианта комбинации знаков, стилистическое редактирование.

Описание оснований для отбора содержания образования: в результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов пунктограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, определить его место в общей системе, отработать ряд основополагающих теоретических понятий.

Характеристика элективного курса: изучение пунктуации в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала - слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов пунктограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разный уровень возможностей класса не позволяют изложить трудные вопросы постановки знаков препинания на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов - устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.

Тематическое планирование:

1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система. 2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.

3. Система употребления знаков препинания.

4. Норма в пунктуации и проблема выбора знака.

Учебно-тематическое планирование:

Тема

Количество часов:

Форма контроля

Всего

Аудиторн.

Внеаудиторн.

В т.ч. на практич.деятельность

1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система

Историческое становление пунктуации.

Принципы русской пунктуации.

Гибкость современной русской пунктуации.

3

3

1

1

лабораторная работа: анализ текста

2 .Основные тенденции в употреблении знаков препинания


"Не бойтесь точек и многоточий!"

1

1

1

1

лабор. работа: анализ текста

"Судьба точки с запятой."

1

1

1

1

самостоятельная работа

"Двоеточие и тире - пояснение и неожиданность."

1

1

1

1

устные и письменные упражнения

3. Система употребления знаков препинания

(с учётом современной практики печати)

Знаки препинания в конце и в начале предложения.

1

1

1

1

самостоятельная работа

Знаки препинания в сложном предложении

2

2

1

1

устные и письменные упражнения, тренинг по оформлению цитат

Знаки препинания в осложненных предложениях

5

5

5

5

4. Норма в пунктуации

Понятие нормы применительно к знакам пунктуации.

1

1

1

1

пунктуационный диктант

Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков.

1

1

1

1

корректирование текста

Конкурс на лучший проект "Нового свода правил по пунктуации".

1

1

1

1

конкурс на лучшее наглядное пособие по пунктуации

Итого

17

17

14

14



Используемая литература:

1.Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: кн. Для учителя.

2. Валгина. Н.С. Трудности современной пунктуации.

3. Газета «Русский язык» - приложение к газете «Первое сентября». (сайт- rus.1september.ru/)

4. Отрывки из произведений русских писателей и поэтов - на усмотрение учителя.

Приложение

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Однако при всем сходстве произведения Флобера и Островского существенно различны и даже ант_гонистичны. Выскажем догадку: «Гроза» пол_мична по отношению к «Госпоже Бовари». Главное различие можно определить простым словом - деньги.

Можно сказать что Борис любовник Катерины завис_м потому что беден. Но автор показывает Бориса не бедным, а слабым. Не денег, а силы духа ему не хватает, чтобы защитить свою любовь. Что до Катерины, то она вообще не помещае_ся в материальный контекст.

Совсем иное у европейца Флобера. В «Госпоже Бовари» деньги едва ли н_ главный герой. Деньги причина конфликта между свекровью и невесткой; Шарль был вынужден в первом браке жени_ся на придан_м; Эмма в богатстве видит способ вырва_ся из мещанского мира; деньги наконец причина самоубийства запутавшейся в долгах героини, действительная подл_ная причина, без _легорий. Перед темой денег отступа_т и тема религии представленная в «Госпоже Бовари» очень сильно и тема общественных условностей.

Эмме кажется, что деньги - это свобода. Катерине деньги не нужны, она их не знает и никак не связывает со свободой. Трагедия Катерины ир_циональна, невнятна, невыразима. Так намечается антитеза: рационализм - и духовность.

(По П.Вайлю и А.Генису)

Составьте тезиcный план текста.







Элективный курс «Секреты текста: пунктуация»



© 2010-2022