Статья из опыта работы Сочиняем былины

    На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин — произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин — такие понятные и любимые — вызы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дятлова Ольга Станиславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района

Новосибирской области

Сочиняем былины

(Статья)



На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин - произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин - такие понятные и любимые - вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.

Перед написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На начальном этапе урока - повторение с последующим за ним инструктажом.

Повторение.

  • Что такое былина?

  • Чем былина отличается от мифа?

  • Какое отличие у былины от легенды?

  • Почему о былине говорят, что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?

  • Мечты о чём выражает русский народ в былине?

  • Для чего в былине применяется гипербола?

  • С какой целью используется литота?

  • Назовите, какие постоянные эпитеты можно встретить в былинах.

  • Существует ли жанр былины в сегодняшнем мире?

  • Для того, чтобы устранить такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.

Инструктаж по написанию былины.

  • Для того, чтобы определить последовательность наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать подготовку к написанию?

    1. Определимся с героем. Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит, каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может .

    2. Определите, с кем и за что он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить безнаказанно кому-нибудь обиду.

3. Придумайте, кого будет защищать главный герой. Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять само за себя.

4. Определите, в каком временном и географическом пространстве будут происходить события былины.

5. Придумайте все подробности и детали боя главного героя со злодеем.

6. Определите, какими словами вы начнёте описывать зачин былины, а какими концовку.

7. Для оформления выразительной напевности языка используем междометия: ой да, ай да и т.д.

8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность событий.

Примечание: не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболу, литоту.

Писать былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые «удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение - потому что на своих одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного сродни писателям. Улыбки - потому что содержание большинства былин получилось юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих учеников.


Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Тимофей Груздев

Из того ли то из города Барабинска,

Из того ли то села из Новоярково

Выходил дородный добрый молодец,

Олег Новоярковец его величали все.

Выходил он в огороды да во бабкины,

А там силушки-то нагнано черным-черно.

Так никакая гусеничка тут не проползыват,

Никакая стрекозина не пролётыват.

А во главе всей этой силушки великоей

Стоял злодей-разбойник Колорадский Жук.

Ай тут старый русич да Олег Новоярковец

Да берёт он свою рогаточку тугую.

Он резиночку шелковую натягивал,

Да он пульку-то калёную накладывал,

Он стрелял-то в того ли Колорадского Жука

И выбил-то ему право око вместе с усиком.

А потом как взял Олег меч свой деревянный

И как стал он эту силу всю рубить-крошить.

А й побил он эту силушку великую!

Славу ему отовсюду поют:

Олег Новоярковец - победитель Колорадского Жука!


Олег Новоярковец и Колорадский Жук

Выполнил: Олег Киселёв


Из того ли да из города Барабинска

Из того ль села да Новоярково

Выезжал хвалёный добрый молодец

Удалой Олег да Новоярковец.

Он стоял с утра да в огороде,

А в обед хотел поспеть он в Староярково.

Подъехал он к огороду бабкину,

А у того ли огорода да у бабкиного

Нагнано-то силушки желтым-желто!

Так спецназ-то тут не прохаживат,

На добром танке никто не проезживат,

Птица-вертолёт не пролётыват,

Крутой ОМОН не прорыскиват.

А подъехал как-то к силушке великоей

Наш Олег удалой да Новоярковец.

Он как стал-то эту силу великую

«Белорусом» топтать да ядом поливать.

Ай побил он эту силушку великую

Да личинок-то этих колорадскиих.

Да сбежал один молоденький Жучок,

Малыш ещё совсем, ай крохотулечка:

Он четыре метра в высоту,

Да пяток всего-то в ширину.

Основался тот Жучок на яру да Новоярковском.

Тут Олег уж подоспел туда

На своём «Белорусе» да на богатырскоим.

Его мощный «Белорус» да Новоярковский

С кочки на кочку по дорогам стал перепрыгивать,

С горы на гору стал перемахивать,

Крупны лужи промеж колёс спущал.

Вот и подобрался он к Жуку да Колорадскому,

Перешёл Олежек к наступлению.

Разогнал свой «Белорус», а тот идти не хошь.

Навернул он круг, а «Белорус»-то - трус!

Говорил Олег да таковы слова:

« Ах ты, волчья сыть, да масляной горшок!

Аль бензин не тот, иль шипы малы?

Что ты на нозьме, собака, спотыкаешься?»

После этих слов вскочил в дыбы наш «Белорус»

И на кол насадил Жука, как пельмень.

И пришёл конец силушке да великоей!

Слава, славушка хвалёному дородному

Богатырю российскому Олегу Новоярковцу!

Словарь диалектных слов, употреблённых в былине:

Назём - навоз.

Яр - крутой берег озера, обрыв.

Как видно, главные герои - отрицательный и положительный - имеют одинаковые имена. Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам «запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег - по имени одноклассника, «Новоярковец» - по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как занимательно иногда выступить в роли творца.


© 2010-2022