- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья из опыта работы Сочиняем былины
Статья из опыта работы Сочиняем былины
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дятлова О.С. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дятлова Ольга Станиславовна
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МКОУ Новоярковской СОШ
Барабинского района
Новосибирской области
Сочиняем былины
(Статья)
На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин - произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин - такие понятные и любимые - вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.
Перед написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На начальном этапе урока - повторение с последующим за ним инструктажом.
Повторение.
-
Что такое былина?
-
Чем былина отличается от мифа?
-
Какое отличие у былины от легенды?
-
Почему о былине говорят, что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?
-
Мечты о чём выражает русский народ в былине?
-
Для чего в былине применяется гипербола?
-
С какой целью используется литота?
-
Назовите, какие постоянные эпитеты можно встретить в былинах.
-
Существует ли жанр былины в сегодняшнем мире?
-
Для того, чтобы устранить такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.
Инструктаж по написанию былины.
-
Для того, чтобы определить последовательность наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать подготовку к написанию?
-
Определимся с героем. Выберите «своего» героя и постарайтесь его представить себе: как он выглядит, каковы черты его характера, кого и что он любит, чего терпеть не может .
-
Определите, с кем и за что он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить безнаказанно кому-нибудь обиду.
-
3. Придумайте, кого будет защищать главный герой. Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять само за себя.
4. Определите, в каком временном и географическом пространстве будут происходить события былины.
5. Придумайте все подробности и детали боя главного героя со злодеем.
6. Определите, какими словами вы начнёте описывать зачин былины, а какими концовку.
7. Для оформления выразительной напевности языка используем междометия: ой да, ай да и т.д.
8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность событий.
Примечание: не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболу, литоту.
Писать былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые «удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение - потому что на своих одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного сродни писателям. Улыбки - потому что содержание большинства былин получилось юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих учеников.
Олег Новоярковец и Колорадский Жук
Выполнил: Тимофей Груздев
Из того ли то из города Барабинска,
Из того ли то села из Новоярково
Выходил дородный добрый молодец,
Олег Новоярковец его величали все.
Выходил он в огороды да во бабкины,
А там силушки-то нагнано черным-черно.
Так никакая гусеничка тут не проползыват,
Никакая стрекозина не пролётыват.
А во главе всей этой силушки великоей
Стоял злодей-разбойник Колорадский Жук.
Ай тут старый русич да Олег Новоярковец
Да берёт он свою рогаточку тугую.
Он резиночку шелковую натягивал,
Да он пульку-то калёную накладывал,
Он стрелял-то в того ли Колорадского Жука
И выбил-то ему право око вместе с усиком.
А потом как взял Олег меч свой деревянный
И как стал он эту силу всю рубить-крошить.
А й побил он эту силушку великую!
Славу ему отовсюду поют:
Олег Новоярковец - победитель Колорадского Жука!
Олег Новоярковец и Колорадский Жук
Выполнил: Олег Киселёв
Из того ли да из города Барабинска
Из того ль села да Новоярково
Выезжал хвалёный добрый молодец
Удалой Олег да Новоярковец.
Он стоял с утра да в огороде,
А в обед хотел поспеть он в Староярково.
Подъехал он к огороду бабкину,
А у того ли огорода да у бабкиного
Нагнано-то силушки желтым-желто!
Так спецназ-то тут не прохаживат,
На добром танке никто не проезживат,
Птица-вертолёт не пролётыват,
Крутой ОМОН не прорыскиват.
А подъехал как-то к силушке великоей
Наш Олег удалой да Новоярковец.
Он как стал-то эту силу великую
«Белорусом» топтать да ядом поливать.
Ай побил он эту силушку великую
Да личинок-то этих колорадскиих.
Да сбежал один молоденький Жучок,
Малыш ещё совсем, ай крохотулечка:
Он четыре метра в высоту,
Да пяток всего-то в ширину.
Основался тот Жучок на яру да Новоярковском.
Тут Олег уж подоспел туда
На своём «Белорусе» да на богатырскоим.
Его мощный «Белорус» да Новоярковский
С кочки на кочку по дорогам стал перепрыгивать,
С горы на гору стал перемахивать,
Крупны лужи промеж колёс спущал.
Вот и подобрался он к Жуку да Колорадскому,
Перешёл Олежек к наступлению.
Разогнал свой «Белорус», а тот идти не хошь.
Навернул он круг, а «Белорус»-то - трус!
Говорил Олег да таковы слова:
« Ах ты, волчья сыть, да масляной горшок!
Аль бензин не тот, иль шипы малы?
Что ты на нозьме, собака, спотыкаешься?»
После этих слов вскочил в дыбы наш «Белорус»
И на кол насадил Жука, как пельмень.
И пришёл конец силушке да великоей!
Слава, славушка хвалёному дородному
Богатырю российскому Олегу Новоярковцу!
Словарь диалектных слов, употреблённых в былине:
Назём - навоз.
Яр - крутой берег озера, обрыв.
Как видно, главные герои - отрицательный и положительный - имеют одинаковые имена. Как это получилось? Перед написанием былин, в момент обсуждения, дети предлагали кандидатов в главные герои. Так уж получилось, что этим мальчикам «запали» в сердце одни и те же персонажи: Олег - по имени одноклассника, «Новоярковец» - по названию населённого пункта. Надо сказать, что фантазии учащихся нет предела. Они написали былины о Новом Русском, о Катерине свет Отличнице, о Иване Хакере и др. Вот они, герои нашего времени! Урок получился очень интересным, ребята почувствовали вкус к сочинительству, поняли, как занимательно иногда выступить в роли творца.