Урок на темуЗнаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными

Урок "Знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными" относится к разделу СПП, учебник 9 класса под редакцией С.Г.Бархударова. На данном уроке происходит закрепление знаний о СПП, формирование умений расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными,развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества.Комплексный анализ текста позволяет развивать языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических речевых ошибок,усугубляет стилистико-семантическое ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.

Цели урока: 1) закрепить знания о СПП, формировать умение расставлять

знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.

2) продолжать развитие речи учащихся , навыков грамотного письма.

3) воспитывать нравственные качества.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прошу всех занять свои рабочие места. С вашего позволения я начинаю урок. II. Объявление темы урока, определение пели урока.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Эдмонда Аветяна «Человек не создаёт язык, но открывает его, как открывают материк». Возможно, кто - то сегодня по окончании урока откроет что - то новое, а кто -то увидит это новое в известном и казалось бы очень знакомом. Итак, друзья, вперёд!

Тема нашего урока: «Знаки препинания в СИП с придаточными изъяснительными». Давайте определим цель урока? (Закрепить умение расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.)

III. Синтаксическая пятиминутка.

Нежный аромат, исходивший от букета фиалок, наполнял комнату, которая находилась в дальнем углу дома.

Словарная работа.

Как вы понимаете значение слова аромат? Подберите однокоренные слова.

IV.Проверка домашнего задания.

Насколько прочны ваши знания, мы проверим домашнее задание.

Дети готовили слайды с характеристикой придаточных определительных и изъяснительных и подбирали примеры из художественных произведений.

Сложноподчинённые предложения:

с придаточными определительными

-отвечают на вопросы: какой? какая? какие?

-служат для выражения признаков предмета.

1) От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике, которого все окрестные мужики боялись, как огня.

(И.С.Тургенев «Бирюк») [...сущ.], (которого...)

2) В сундуках, что стояли у неё в комнате, было решительно всё. (Л.Н.Толстой «Детство»)

[...сущ., (что...) ...] ,

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

■ -отвечают на падежные вопросы.

■ -служат для выражения своего отношения к факту, явлению и т.д. 1) Что волки жадны, всякий знает.

(И.А.Крылов «Волк на псарне») (Что...), [...глаг.]

2) По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка. (В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»)

[...глаг.], (какая...)

Расставлять союзы - это талант. Пора нам провести словарный диктант. Задание из тестов по подготовке к ГИА.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это мгновение (1) в течение (2) которого (3) Ваня рассматривал паренька (4) решило дело в его пользу.

И долго буду(1) тем любезен я народу(2) что чувства(З) добрые(4) я лирой пробуждал.

В каждом селе(1) где я ни побывал(2) в последние годы(З) много(4) новых домов.

Хорошо известно(1) что все тела(2) при(З) нагревании(4) расширяются.

(Ответы : 1,4; 2; 1,2; 1)

V.Комплексный анализ текста.

Ребята, скоро придет замечательный праздник - Новый год. В домах будут стоять ели и сосны, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей. Сейчас вы прослушаете рассказ. Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства он у вас вызывает

Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Дерево прин..лось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас к..сался задумчивый и щекотливый зап..х лесной хвои, зап..х детства, зап..х чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил- Срубил, но не у корня, а забрал 1гушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил ГОЛОВУ палач. Люди долгр смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву таблетку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т.Тесс).

  • Определите тему и основную мысль.

  • Выпишите из текста все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным. Объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы.

♦ Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным. Составьте схему, объясните постановку знаков препинания.

♦ Спишите 2-й абзац, раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы.

VI.Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог. А для этого вновь вернёмся к эпиграфу. Чему вы сегодня научились на уроке?

VII. Домашнее задание. § 11, упр.120, с.55.

© 2010-2022