Анализ. Работа над проблемной темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на урока русского языка»

Самоанализ работы над проблемной темой  начинается с определения актуальности выбранной темы, определения цели и задач.  далее выстраиваются этапы работы над темой.Затем обобщается проделанная работа с указанием конкретных форм. Затем следуют выводы по проделанной работе. Что дает применение инновационных технологий учителю и учащимся?   Самое главное, повышается интерес  к изучаемому предмету. Учащиеся из пассивных слушателей превращаются  в активных участников образовательного процесса. Включе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ работы по проблемной теме учителя русского языка и литературы Гончаренко М.А.

Я, Гончаренко М.А., учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа №14» в межаттестационный период в течение 3-х лет работала над проблемной темой:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование инновационных технологий с целью повышения качества обучения»

ОПЫТ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ НАД ТЕМ, КАК ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ОСВОИТЬ СОВРЕМЕННУЮ ПРОГРАММУ, СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТИ НА УРОКЕ РАБОТАЛИ ДОБРОВОЛЬНО И ТВОРЧЕСКИ.

Проведя диагностику уровня развития учащихся, пришла к выводу, что необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, применяя инновационные технологии.

Актуальность данной темы вижу в том, что развитие познавательной активности учащихся играет огромную роль не только в улучшении качества успеваемости, но и оказывает существенное влияние на формирование личностных качеств школьников. Успешное учение требует от учащихся активной познавательной деятельности. Овладеть знаниями, действительно усвоить их учащийся должен сам, собственным умом. Для глубокого и прочного овладения знаниями ученик должен совершать полный цикл умственных действий, включающих в себя действия по восприятию изучаемого материала, его осмыслению, запоминанию, по выработке умений и навыков, по обобщению и систематизации знаний.

Поставив перед собой

Цель:

организовать процесс обучения русскому языку на основе инновационных технологий, направленных на развитие познавательной активности школьников

определила

Задачи:

- изучить особенности технологии проблемного, дифференцированного обучения, игровой технологии;

- спланировать процесс обучения русскому языку с использованием данных технологий;

- разработать дидактическое обеспечение для внедрения элементов изученных технологий на уроках русского языка;

- выявить влияние на развитие познавательной активности учащихся применяемых технологий;

В соответствии с целями и задачами выстроила этапы работы над проблемной темой:

  1. Диагностический этап или информационно-мотивационный (1-й год работы над темой)

  2. Теоретический этап или подготовительный ( 1 год)

  3. Практический этап (2 год работы)

IV . Обобщающий этап (3 год)

Далее следует внедренческий этап (в течение дальнейшей пед. деятельности)

Из многообразия инновационных технологий выбрала те, которые, на мой взгляд, помогают активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить качество обучения. Остановилась на технологиях проблемного и дифференцированного обучения, игровых технологиях и исследовательских методах.

Сформировала список литературы, которую необходимо изучить, (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

произвела отбор методов и приемов разных авторов по теме, учла такие источники информации, как Интернет, телевидение, семинары и конференции; мастер-классы; посещения занятий коллег; курсы повышения квалификации

На втором этапе работы начала внедрение в практику новых методов, техник, приемов и т.д. Разрабатывала уроки, апробировала их на практике, систематизировала дидактические материалы. Практическую работу сопровождала изучением литературы.

На следующем этапе обобщила проделанную работу. Соотнесла результаты исследования с поставленными целями, на основе анализа теоретических основ по теме и собственных наработок сделала выводы. провела открытые уроки и мероприятия; подготовила выступление по проблемной теме для учителей ШМО и городского МО.

4. Обобщение педагогического опыта

Раздел 4

Название

Где проведен

Когда

1

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка с целью повышения мотивации обучения

Выступление на заседании городского МО учителей русского языка и литературы

август, 2013г.

2

Использование инновационных форм и методов в обучении русскому языку и литературе с целью повышения качества знаний и активизации познавательной деятельности учащихся

выступление на заседании ШМО учителей ОГЦ

январь,2014г.

3

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

выступление на заседании ШМО учителей ОГЦ

март,2013г.

4

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

выступление на заседании ШМО учителей ОГЦ

март,2012г.

5

Состояние преподавания русского языка в 11-х классах. Подготовка учащихся к ЕНТ.

совещание при директоре

январь,2012г.

6

Формирование здоровой образовательной среды через реализацию школьной программы «Здоровье» в КГУ «Средняя школа №14»

Городской семинар заместителей директоров по ВР

апрель,2012г.

7

Открытый урок литературы в 10 классе «Комплексный анализ текста»(при изучении рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре»)

для учителей города

24.01.14г.

8

Открытый интегрированный урок самопознания и литературы в 10 классе «Семья: прошлое, настоящее, будущее»

городской семинар учителей самопознания

28.11.13г.

9

Открытый интегрированный урок литературы и искусства в 11 классе «Все лики красоты» (внеклассное чтение)

для учителей города

22.01.12г.

10

Роль семейного воспитания в формировании личности гражданина Казахстана»

городской семинар заместителей директоров по ВР

ноябрь, 2010г.

11

Разработка открытого мероприятия по литературе для 11 класса «Эта обыкновенная необыкновенная классика»

КГУ «СШ№14»

ноябрь, 2013

12

Сценарий выступления агитбригады «Символы моего города и государства»

«Шанырак»

2011

13

Сценарий митинга, посвященного памяти воинов, умерших от ран в госпитале г.Лениногорска

митинг на кладбище воинов, умерших от ран в г. Лениногорске

2010

14

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Афганский ветер»

КГУ СШ №14

2010

15

Сценарий выступления агитбригады «Нет дороге в ад»

КГУ СШ№14

2012

Составила методические рекомендации по применению различных форм и методов контроля на уроках ОГЦ, активизирующих деятельность учащихся. Оформила дидактический материал «Занимательные запоминалки», порекомендовав его к использованию учителям-филологам. Выступала на педсоветах и совещаниях при директоре, делясь своими наработками по теме. Составила обобщающие таблицы по орфографии для итогового повторения при подготовке к ЕНТ. С целью углубленного изучения русского языка, отработке трудных тем и правил, составила адаптированные программы для 6,10 и 11 классов, по которым веду дополнительные уроки.

1. Методические рекомендации по применению различных форм и методов контроля на уроках ОГЦ

2. Дидактический материал в помощь учителю-словеснику «Занимательные «запоминалки»

3. Копия статьи «Чтобы памяти нить живую…»(ж/л «Педагогический вестник», 2010г.)

4. Адаптированная программа курса «Грамматический практикум» по русскому языку в 6 классе

5. Адаптированная программа курса «Грамматический практикум» по русскому языку в 10 классе

6. Адаптированная программа курса «Грамматический практикум» по русскому языку в 11классе

Что дало мне применение инновационных технологий?

Считаю, что самое главное, повысился интерес учащихся к изучаемому предмету.

Ученик из пассивного слушателя превратился в активного участника образовательного процесса. Дидактическим стержнем урока становится деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей, действия с учебным материалом носят деятельностный, практико-ориентированный характер.

Применение инновационных технологий позволяет в условиях классно- урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками идет не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий.

А дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.

Включение детей в систематическую мыслительную деятельность, направленную на поиск выполнения нестандартных заданий, создает хорошие условия для развития их интеллектуальных способностей.

Таким образом, использование в системе инновационных образовательных технологий способствует повышению у учащихся мотивации к учению, способности к критическому и системному мышлению, к творческому саморазвитию личности, ведет к педагогике сотрудничества учителя и учащегося, повышает качество знаний в целом.

Анализ учебных достижений учащихся за 3 года

Год

Предмет

Русский язык

Динамика

Литература

Динамика

2011-2012

42%

-

49%

-

2012-2013

53,5%

+11,5

66%

+17

2013-2014

59,5%

+6

62%

-4

Мониторинг результативности ЕНТ

Год

Качество знаний

Успеваемость

2009

82,3%

100

2012

53,3%

100

2013

90%

100

2014(промежуточное)

70,5%

100

Мониторинг результатов обучения по русскому языку

учащихся 11»А» класса за 3 года

Год

Класс

Кол-во учащихся

Качество знаний

Динамика

2011-2012

9 «А»

18

47%

-

2012-2013

10 «А»

19

57,8

+10,8

2013-2014

11 «А»

18

66,6

+8,8

Мониторинг результатов обучения по русскому языку

учащихся 6а и 6б классов за 2 года

Учебный год

Класс

Кол-во уч-ся

Качество знаний

Динамика

2012-2013

5а/5б

25/27

44/59

-

2013-2014

6а/6б

27/26

48/55,5

+4/-3,5

Останавливаться на достигнутом не собираюсь. Считаю, что в настоящее время в связи с широким распространением Интернета, техническим оснащение школ имеются все возможности по овладению современными ИКТ, которые также способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Изучение и внедрение их в практику работы становится неотъемлемой частью педагогического процесса.



© 2010-2022