Рабочая тетрадь по литературе для студентов 1 курса. Тема 4. Ф. М. Достоевский

Имя великого писателя Ф. М. Достоевского стоит в ряду выдающихся имён не только русской, но и мировой литературы. Все его произведения пронизаны поисками ответов на «жгучие вопросы жизни». В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, делается попытка разрешить проблемы времени. Ф. М. Достоевский постоянно обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучал каждодневную жизнь, хроники, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью. "Преступле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема 4.

Ф.М. Достоевский


У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком.

Л.Шефер

Имя великого писателя Ф. М. Достоевского стоит в ряду выдающихся имён не только русской, но и мировой литературы. Все его произведения пронизаны поисками ответов на «жгучие вопросы жизни». В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, делается попытка разрешить проблемы времени.

Ф. М. Достоевский обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучал каждодневную жизнь, хроники, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью.

Достоевский - писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел увлечь читателя, сделать его свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических ситуаций.Поражает предельная искренность писателя, его честность, умение раскрывать сокровенные тайники человеческого сознания, выразить любовь к человеку и веру в него.

Задание1. Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова? Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории Раскольникова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, образы «желтого» Петербурга, сцены уличной жизни.

Каморка Раскольникова ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комната Сони Мармеладовой______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комната Мармеладовых___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трактиры________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Катерина Ивановна с детьми на улице ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание улиц Петербурга________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Панорама Петербурга с Николаевского моста_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сцены уличной жизни____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Для чего, по-вашему, автор вводит в повествование образ Сони Мармеладовой? Как вы понимаете фразу: «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Кто из героев произносит эту фразу? Почему именно он?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Петербург Достоевского. Продолжите ряд слов, которые ассоциативно возникают у вас в связи со словом «Петербург».

Строгость, торжественность, красивый, Нева, соборы, мерзкий, вонючий

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Ответьте на вопрос: какие последствия преступления Раскольникова, не предвиденные им, убеждают нас в несостоятельности его «теории»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Дайте характеристику литературному герою. Старуха-процентщица.

Автор рисует портрет не очень приятного человека. Можно ли предположить, что он делает это умышленно? Зачем?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. В чем смысл первых трех снов Раскольникова? Коротко (в 3-4 предложениях) перескажите содержание эпизода «Первый сон Раскольникова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии главного героя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Раскольников идет на каторгу. Какую роль в его жизни теперь играет Соня? Как к Родиону относятся каторжане? А к Соне? Почему? можно ли сказать, что именно каторга «подарила» преступнику очищение? И подарила ли?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.Опираясь на факты биографии писателя и текст романа «Преступление и наказание», раскройте смысл высказывания Достоевского: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Используйте предложенные материалы.

В молодости Достоевский был увлечен гуманистическими идеями Белинского.

Начиная с 1865 гола писатель неуклонно шел по пути к православию, и это нашло отражение в художественных произведениях. В первой записной книжке к «Преступлению и наказанию» об идее романа сказано так: «Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Соня уповает на Бога и ждет избавления. Соню спасет вера, глубокая, искренняя, способная творить чудеса.

Ребенок, образ Христов живет в душе героя, протестуя против жестокости.

В сердце героя происходит мучительная борьба между добром и злом, между светом и тьмою.

Через подробности этого преступления доказать существование Божие - таков смелый план Достоевского.

Идея, поработившая героя, есть орудие дьявола.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4

© 2010-2022