- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая тетрадь по литературе для студентов 1 курса. Тема 4. Ф. М. Достоевский
Рабочая тетрадь по литературе для студентов 1 курса. Тема 4. Ф. М. Достоевский
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябинина Е.Н. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема 4.
Ф.М. Достоевский
У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком.
Л.Шефер
Имя великого писателя Ф. М. Достоевского стоит в ряду выдающихся имён не только русской, но и мировой литературы. Все его произведения пронизаны поисками ответов на «жгучие вопросы жизни». В них звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, делается попытка разрешить проблемы времени.
Ф. М. Достоевский обращался к фактам современной ему действительности. Внимательно изучал каждодневную жизнь, хроники, мечтал приблизить человечество к гармонии и счастью.
Достоевский - писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел увлечь читателя, сделать его свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических ситуаций.Поражает предельная искренность писателя, его честность, умение раскрывать сокровенные тайники человеческого сознания, выразить любовь к человеку и веру в него.
Задание1. Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова? Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории Раскольникова?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, образы «желтого» Петербурга, сцены уличной жизни.
Каморка Раскольникова ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комната Сони Мармеладовой______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комната Мармеладовых___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трактиры________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Катерина Ивановна с детьми на улице ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание улиц Петербурга________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Панорама Петербурга с Николаевского моста_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сцены уличной жизни____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Для чего, по-вашему, автор вводит в повествование образ Сони Мармеладовой? Как вы понимаете фразу: «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Кто из героев произносит эту фразу? Почему именно он?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Петербург Достоевского. Продолжите ряд слов, которые ассоциативно возникают у вас в связи со словом «Петербург».
Строгость, торжественность, красивый, Нева, соборы, мерзкий, вонючий
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Ответьте на вопрос: какие последствия преступления Раскольникова, не предвиденные им, убеждают нас в несостоятельности его «теории»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Дайте характеристику литературному герою. Старуха-процентщица.
Автор рисует портрет не очень приятного человека. Можно ли предположить, что он делает это умышленно? Зачем?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. В чем смысл первых трех снов Раскольникова? Коротко (в 3-4 предложениях) перескажите содержание эпизода «Первый сон Раскольникова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии главного героя?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Раскольников идет на каторгу. Какую роль в его жизни теперь играет Соня? Как к Родиону относятся каторжане? А к Соне? Почему? можно ли сказать, что именно каторга «подарила» преступнику очищение? И подарила ли?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.Опираясь на факты биографии писателя и текст романа «Преступление и наказание», раскройте смысл высказывания Достоевского: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Используйте предложенные материалы.
В молодости Достоевский был увлечен гуманистическими идеями Белинского.
Начиная с 1865 гола писатель неуклонно шел по пути к православию, и это нашло отражение в художественных произведениях. В первой записной книжке к «Преступлению и наказанию» об идее романа сказано так: «Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».
Соня уповает на Бога и ждет избавления. Соню спасет вера, глубокая, искренняя, способная творить чудеса.
Ребенок, образ Христов живет в душе героя, протестуя против жестокости.
В сердце героя происходит мучительная борьба между добром и злом, между светом и тьмою.
Через подробности этого преступления доказать существование Божие - таков смелый план Достоевского.
Идея, поработившая героя, есть орудие дьявола.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4