Программа учебного курса по русскому языку для 7 класса средней школы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ

« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»__________

/Глушенкова Л..А./

«__»________________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»__________

/Стасевич О.В../

Приказ № _______ от «__»_______________2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

по русскому языку в 7 классе

«Учись писать грамотно»

(трудные темы правописания)

педагога второй квалификационной категории

Закутней Елены Юрьевны




Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол № ­­­________

­­­­­от «__»______________2015 г.











с. Александровка 3-я

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

- ФГОС. Разноуровневый тематический контроль по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Актуальность программы курса.

Программа курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Курс «Учись писать грамотно» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 7 класса. Занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.

Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы. Малое количество учебных часов не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, подготовить их к дальнейшему обучению.

Известно так же, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее ( в этом же году) изученному материалу с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа учебного курса «Учись писать грамотно».

Методические особенности организации занятий.

  1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

  2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

  3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

  4. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.

В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализованы следующие цели:

- углубление знаний по орфографии;

- знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;

- систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;

- повышение интереса к изучению русского языка;

- подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по орфографии русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Ожидаемый результат:

  • формирование познавательной деятельности;

  • развития у учащихся стремления расширить свои знания по предмету;

  • повышение грамотности учащихся.

Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:

- работа по опорным таблицам и алгоритмам;

- словарно-орфографическая работа;

- морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;

- этимологический анализ слова;

- различные виды диктантов;

- работа с текстом;

- тестирование.

В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- знать все нормы правописания;

- уметь классифицировать ошибки, объяснять их;

- графически обозначать орфограммы и объяснять их;

- уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.

Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Учебный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Основные технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы и вопросы контроля.

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).

Программа учебного курса «Учись писать грамотно» предполагает формирование у учащихся орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста. Практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Средства обучения:

  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • наличие текстов для работы на занятиях.

Содержание тем учебного курса

Основные принципы русской орфографии (4 ч.).

Правописание безударных гласных в корне слова (2 ч.).

Правописание приставок ПРЕ-ПРИ (2 ч.).

Правописание О-Ё-Е, И-Ы после шипящих и Ц (2 ч.).

Правописание сложных слов (2 ч.).

Разделительные Ъ и Ь (2 ч.).

Склонение количественных числительных (2 ч.)

Правописание определительных и неопределённых местоимений(2 ч.)

Правописание глаголов и отглагольных частей речи.(3 ч.)

Н и НН в разных частях речи (2 ч.).

НЕ и НИ с частями речи.(3 ч.)

Правописание наречий( 2 ч.)

Служебные части речи и междометия(1 ч.)

Сочинение на лингвистическую тему. Классификация ошибок (4 ч.)

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата фактич.

Корректировка плана

Проектная деятельность

ИКТ

1.

Введение. Основные принципы русской орфографии

8.09

Презентация «Основные принципы русской орфографии»

2.

Фонетический принцип

15.09


3-4.

Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.

22.09

29.09


5-6

Правописание безударных гласных в корне слова

06.10

13.10


7-8.

Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ

Контрольный словарный диктант.

20.10

27.10

Учебный проект «Трудные темы орфогра-фии»

9-10

Правописание О-Ё-Е после шипящих

17.11

24.11

Планирование

11

И-Ы после Ц

01.12


12-13

Правописание сложных слов

15.12

22.12

Сбор материала

14.

Разделительные Ъ и Ь. Тест

29.12


15-16

Склонение количественных числительных

12.01

19.01


17

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

26.01

Сбор материала

18

Контрольное тестирование

02.02


19-20

Правописание личных окончаний глаголов. Тест.

09.02

16.02


21

Правописание суффиксов причастий

01.03


22-24

Правописание Н и НН в разных частях речи

08.03

15.03


25-27

Правописание частицы НЕ со всеми частями речи

22.03

05.04

Корректировка

28.

Частицы НЕ и НИ.

12.04


29-30

Правописание наречий. Тест.

19.04

26.04


31

Служебные части речи и междометия

03.05

Презентация проекта

32-33

Сочинение на лингвистическую тему. Зачет (письменный)

10.05

17.05

Презентация «Сочинение на лингвистическую тему».

34.

Классификация ошибок. Итоговое занятие. Зачет (тест)

24.05



Требования к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения


Предмет

Название авторской программы

Вид программы

Кем

утверждена

Наличие учебно-методического обеспечения

программы

Учебники

Учебно-методические пособия


Русский

язык

«Учись писать грамотно»

(Трудные темы правописания)

Компонент общеобразовательного учреждения

МО РФ

Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

1.Аспектные и толковые словари.

2.Словари выразительности образной речи. язык: подготовка к ГИА.- Москва: Просвещение, 2013г

3..Н.А.Сенина. Русский язык: подготовка к ГИА.- Москва: Просвещение, 2014г.

4.ФГОС.Разноуровневый тематический контроль по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько. 7 класс. М.: Дрофа, 2014

5.Цифровые образовательные ресурсы:

- nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library

- develop-kinder.com/katalog-razviv/category-middle_pupils-4_5_class_1.html

-festival.1september.ru/articles/524330/

- festival.1september.ru/articles/504253/

- slideshare.net/ssusera1d829/ss-11591088

- nsportal.ru/ap/drugoe/library/parasat-intellektualnaya-igra-5-7-klassy





© 2010-2022