- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа учебного курса по русскому языку для 7 класса средней школы
Программа учебного курса по русскому языку для 7 класса средней школы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Закутняя Е.Ю. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ
« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»__________
/Глушенкова Л..А./
«__»________________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»__________
/Стасевич О.В../
Приказ № _______ от «__»_______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по русскому языку в 7 классе
«Учись писать грамотно»
(трудные темы правописания)
педагога второй квалификационной категории
Закутней Елены Юрьевны
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № ________
от «__»______________2015 г.
с. Александровка 3-я
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- ФГОС. Разноуровневый тематический контроль по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Актуальность программы курса.
Программа курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Курс «Учись писать грамотно» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 7 класса. Занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.
Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы. Малое количество учебных часов не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, подготовить их к дальнейшему обучению.
Известно так же, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее ( в этом же году) изученному материалу с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа учебного курса «Учись писать грамотно».
Методические особенности организации занятий.
-
Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
-
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
-
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
-
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.
В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализованы следующие цели:
- углубление знаний по орфографии;
- знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;
- систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;
- повышение интереса к изучению русского языка;
- подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Задачи:
Обучающие:
-
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-
приобретение знаний, умений, навыков по орфографии русского языка;
-
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-
развитие мотивации к изучению русского языка;
-
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-
совершенствование общего языкового развития учащихся;
-
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
-
воспитание культуры обращения с книгой;
-
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
-
развивать смекалку и сообразительность;
-
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ожидаемый результат:
-
формирование познавательной деятельности;
-
развития у учащихся стремления расширить свои знания по предмету;
-
повышение грамотности учащихся.
Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:
- работа по опорным таблицам и алгоритмам;
- словарно-орфографическая работа;
- морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;
- этимологический анализ слова;
- различные виды диктантов;
- работа с текстом;
- тестирование.
В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знать все нормы правописания;
- уметь классифицировать ошибки, объяснять их;
- графически обозначать орфограммы и объяснять их;
- уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.
Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-
занимательность;
-
научность;
-
сознательность и активность;
-
наглядность;
-
доступность;
-
связь теории с практикой;
-
индивидуальный подход к учащимся.
Учебный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Основные технологии:
-
технология разноуровневого обучения;
-
развивающее обучение;
-
технология обучения в сотрудничестве;
-
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы и вопросы контроля.
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Программа учебного курса «Учись писать грамотно» предполагает формирование у учащихся орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста. Практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Средства обучения:
-
наличие лингвистических словарей;
-
наличие карточек с играми и заданиями;
-
наличие текстов для работы на занятиях.
Содержание тем учебного курса
Основные принципы русской орфографии (4 ч.).
Правописание безударных гласных в корне слова (2 ч.).
Правописание приставок ПРЕ-ПРИ (2 ч.).
Правописание О-Ё-Е, И-Ы после шипящих и Ц (2 ч.).
Правописание сложных слов (2 ч.).
Разделительные Ъ и Ь (2 ч.).
Склонение количественных числительных (2 ч.)
Правописание определительных и неопределённых местоимений(2 ч.)
Правописание глаголов и отглагольных частей речи.(3 ч.)
Н и НН в разных частях речи (2 ч.).
НЕ и НИ с частями речи.(3 ч.)
Правописание наречий( 2 ч.)
Служебные части речи и междометия(1 ч.)
Сочинение на лингвистическую тему. Классификация ошибок (4 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов и тем
Дата по плану
Дата фактич.
Корректировка плана
Проектная деятельность
ИКТ
1.
Введение. Основные принципы русской орфографии
8.09
Презентация «Основные принципы русской орфографии»
2.
Фонетический принцип
15.09
3-4.
Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.
22.09
29.09
5-6
Правописание безударных гласных в корне слова
06.10
13.10
7-8.
Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ
Контрольный словарный диктант.
20.10
27.10
Учебный проект «Трудные темы орфогра-фии»
9-10
Правописание О-Ё-Е после шипящих
17.11
24.11
Планирование
11
И-Ы после Ц
01.12
12-13
Правописание сложных слов
15.12
22.12
Сбор материала
14.
Разделительные Ъ и Ь. Тест
29.12
15-16
Склонение количественных числительных
12.01
19.01
17
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
26.01
Сбор материала
18
Контрольное тестирование
02.02
19-20
Правописание личных окончаний глаголов. Тест.
09.02
16.02
21
Правописание суффиксов причастий
01.03
22-24
Правописание Н и НН в разных частях речи
08.03
15.03
25-27
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
22.03
05.04
Корректировка
28.
Частицы НЕ и НИ.
12.04
29-30
Правописание наречий. Тест.
19.04
26.04
31
Служебные части речи и междометия
03.05
Презентация проекта
32-33
Сочинение на лингвистическую тему. Зачет (письменный)
10.05
17.05
Презентация «Сочинение на лингвистическую тему».
34.
Классификация ошибок. Итоговое занятие. Зачет (тест)
24.05
Требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся
Личностные результаты
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Предмет
Название авторской программы
Вид программы
Кем
утверждена
Наличие учебно-методического обеспечения
программы
Учебники
Учебно-методические пособия
Русский
язык
«Учись писать грамотно»
(Трудные темы правописания)
Компонент общеобразовательного учреждения
МО РФ
Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
1.Аспектные и толковые словари.
2.Словари выразительности образной речи. язык: подготовка к ГИА.- Москва: Просвещение, 2013г
3..Н.А.Сенина. Русский язык: подготовка к ГИА.- Москва: Просвещение, 2014г.
4.ФГОС.Разноуровневый тематический контроль по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько. 7 класс. М.: Дрофа, 2014
5.Цифровые образовательные ресурсы:
- nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library
- develop-kinder.com/katalog-razviv/category-middle_pupils-4_5_class_1.html
-festival.1september.ru/articles/524330/
- festival.1september.ru/articles/504253/
- slideshare.net/ssusera1d829/ss-11591088
- nsportal.ru/ap/drugoe/library/parasat-intellektualnaya-igra-5-7-klassy