• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Технологическая карта урока литературы в 7 классе Ф. И. Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе Ф. И. Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе разработана в технологии деятельностного метода, поэтому ход урока представлен основными этапами: мотивация к деятельности (проблемная ситуация), учебно-познавательная деятельность, интеллектуально-преобразовательная деятельность, контроль и оценка результатов деятельности (рефлексия). В каждом этапе определены цели деятельности, основные задания и планируемый результат. В соответствии с требованиями ФГОС ООО среди планируемых результатов выделен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе


Тема

Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка).


Цели

Сформировать представление о поэтическом мире Ф.И.Тютчева

Продолжение формирования у учащихся навыка самостоятельного формулирования темы и цели урока
Расширение представления учащихся об анализе поэтического текста.
Ввести алгоритм оформления анализа поэтического текста.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы

Термины и понятия

Актуализация знаний о поэзии Ф.И.Тютчева, знакомство с фактами биографии поэта, восприятие истолкование, оценка стихотворения «Что ты клонишь над водами…». Определение на основе данного стихотворения особенностей изображения поэтом мира природы, анализ лексики и тропов, выразительное чтение поэтического текста, сравнение поэтического текста с произведениями живописи и музыки создание чернового варианта письменного анализа стихотворения.

Композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание читать стихотворения Ф.И.Тютчева;
- эмоционально-ценностное отношение к поэтическим текстам;

- творческое отношение к оформлению анализа прочитанного стихотворения;

- понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слов композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.

- определять особенности лирики Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;

- определять образ лирического героя и обосновывать своё мнение;

- самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- определять условия для оформления анализа прочитанного стихотворения и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для оформления анализа прочитанного стихотворения
Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;

- соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в коллективе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему мнению при работе в коллективе;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Работать с поэтическим текстом:

- проводить исследование текста стихотворения;

- анализировать композицию, язык, художественные средства.

Оформлять анализ прочитанного стихотворения.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

ИЗО: пейзажные зарисовки.

Музыка: лютневая музыка, Ричеркар, С.Рахманинов «Концерт № 2».

Информационный материал:
текст стихотворения ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…»; памятка «Анализ поэтического текста»

Демонстрационный материал:
мультимедийная презентация «Ф.И.Тютчев»

Фронтальная,
индивидуальная

I этап. Мотивация к деятельности

Цель деятельности

Проблемная ситуация

Планируемый результат

Мотивировать на изучение темы.

Стимулировать желание проникнуть в мир настроений лирического героя, учиться прислушиваться к интонациям поэтических строк.

«Яркое пятно» (через создание эмоционального настроя)
На фоне фрагмента из 2 концерта С.Рахманинова читает стихотворение «Люблю грозу в начале мая»:
- Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьёв?
- Да. Это стихотворение приходит к нам в детстве. А ещё какие-нибудь произведения этого поэта вы знаете?
- О чём же мы сегодня будем говорить? Какую перед собой поставим цель?

- Сегодня мы постараемся обогатить себя знаниями об этом поэте, проникнуть в особенности его поэтического мира, проанализировать одно из его стихотворений, чтобы в перспективе приготовиться к письменной работе по анализу поэтического текста.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание научиться выполнять анализ стихотворения.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Последовательность изучения

Диагностические задания


Стимулировать:

- интерес кпоэзии Ф.и.Тютчева;
- эмоционально-ценностное отношение к лирическому герою поэзии;

- желание научиться анализировать поэтический текст.

Актуализировать умения:

- соотносить поэтический текст с иллюстрациями и музыкальными произведениями;

- строить понятные для окружающих высказывания.

Ввести понятие «философская лирика».

Научить:

- определять особенности поэзии Ф.И.Тютчева о природе и обосновывать своё мнение;

- определять смысл понятия «философская лирика», соотносить его с лирическими произведениями Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;

- проводить исследование поэтического текста сказки и оформлять результаты в виде связного устного и письменного высказывания;

- оформлять анализ стихотворения, используя алгоритм;

- адекватно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении учебного задания.

Сообщение учителя

Ф.Тютчев - современник А.С.Пушкина. И хотя Пушкин, в то время издатель журнала «Современник», принял стихи Тютчева с изумлением и восторгом, но литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя, а сам он никогда не стремился опубликовать свои стихи. Поэтическая звезда Тютчева появилась на небосводе русской литературы довольно внезапно. Фёдор Иванович мог бы сказать о себе словами известного английского поэта Джоржа Байрона: «В одно прекрасное утро я встал знаменитым». И этим «прекрасным утром» было утро выхода в свет первого номера журнала «Современник» за 1850 г, где была напечатана ставшая впоследствии знаменитой статья Н.А.Некрасова «Второстепенные русские поэты». В ней и провозглашалось появление в России первостепенного поэта. К этому моменту вызволения из небытия Тютчеву было 46 лет. А через 4 года вышел в свет первый его сборник.
- О Тютчеве однажды было сказано, что он «насквозь поэт». Это действительно так. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, требующей принуждения и усилий, а естественным процессом жизни, как дыхание. Его впечатления сразу становились поэтическими, повседневные размышления складывались в философские выводы. Состояние творческого вдохновения всегда ему сопутствовало. И рождались строки (чтение эпиграфа):

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…


- Как вы их понимаете?
- Мы задумываемся, читая эти строки, потому что и самому Тютчеву было чуждо бездумное любование природой - ум поэта напряжённо ищет в природе то, что роднит её с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, иногда дремлет, о чём-то грустит, сетует. Поэтому тютчевские стихи о природе - это стихи не только о природе, но и о человеке, его настроениях, тревогах и вечной красоте и гармонии живого.
- Сейчас, читая и анализируя стихотворение, мы попробуем с вами понять, как гармонично сливаются воедино, взаимно проникая друг в друга человек и природа, природа и человек.

- Сейчас вы услышите стихотворение: на какие композиционные части вы бы его разделили? Какие живые картины, образы возникают в вашем воображении? (чтение стихотворения «Что ты клонишь…»)

- Некоторые художники попытались изобразить иву: чьё видение вам кажется ближе к тютчевскому ? Почему?

- Вернёмся к стихотворению. Вот вы словами создали картины, и они получились действительно живые. А за счёт чего сложился этот живой образ? Благодаря каким художественным средствам?

- Обратимся к центральному образу стихотворения - иве. Почему, называя её, поэт использует слово именно с таким уменьшительно-ласкательным суффиксом -ушк? (ивушка, а не ивонька, ивочка?)

- Подберите сходные по звучанию существительные с тем же суффиксом.

- Даже в одном этом слове заложено какое-то чувство. Какое?

- А вам бы хотелось, чтобы при чтении этого стихотворения звучала музыка? Какая? Какой музыкальный инструмент вы слышите?

- Какой из муз.фрагментов, на ваш взгляд, больше подходит стихотворению?

- Кто бы хотел попробовать прочитать стихотворение на фоне музыки?

- И всё-таки какую музыку по характеру мы выбрали?
- Откуда грусть?

- Зачем поэт использовал фигуру умолчания? Что читатель должен додумать?
- Почему струя смеётся над ивой?

- Что чему противопоставляется благодаря противительному союзу «но»?

- Можно ли это стихотворение отнести только к пейзажной лирике? А к какой?

- Только ли оно об иве?

- Какая философская мысль лежит в центре стихотворения?

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Задание

Планируемый результат

Актуализировать умение выполнять задания в соответствии с целью.

Научить:

- оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания;
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

выбор способа деятельности (самостоятельно или с использованием примерного плана);

самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Самостоятельная работа по анализу стихотворного текста:

- Пользуясь примерным планом анализа поэтического текста, попытайтесь объединить наши мысли в связное высказывание.

Личностные умения:

- проявлять желание оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.

Познавательные умения:

- использовать разные источники информации;

- использовать приобретённые знания для оформления анализа поэтического текста .
Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Контрольное задание

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

- Выполнить письменный анализ стихотворения по плану (в чистовом варианте).

Рефлексия
Мнения детей (по цепочке):

- Что нового о поэте Тютчеве вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какой этап урока был для вас самым интересным?

- Что для вас наиболее сложно в такой форме работы, как анализ стихотворения?

Личностные умения:

- осознавать успешность при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.


© 2010-2022