- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Разбор слова по составу ( 5 класс)
Урок по русскому языку на тему Разбор слова по составу ( 5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волохова Л.Д. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель урока: познакомиться со способами образования новых слов.
Задачи урока:
- систематизировать знания по теме;
-развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем слова известного писателя К. Г.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса!»
-
Повторение изученного.
«Проверь себя!»
-
Схематический диктант.
Задание: запишите данные слова в виде схем.
Грибника, зорька, подорожник, хохотушка, комариный.
5.Объяснение нового материала.
Ребята, сегодня мы узнаем о способах образования новых слов. Однокоренные с лова можно образовать с помощью приставки. Петь-запеть-допеть.
Выполнение упражнения 361 (у доски пять глаголов)
Самостоятельная работа в тетрадях. Выполнение упражнения 364 (задание зачитать вслух)
Запеть спеть
заработать доработать
поехать доехать
Давайте запишем слово лес.Какой суффикс нужно прибавить. Чтобы сделать лес маленьким? -ок- лесок.
Новые слова можно образовать при помощи суффиксов.
Закрепляем суффиксальный способ:
Упражнение 366 (первую строчку у доски, вторую -на местах в тетрадях)
Ребята, какую приставку необходимо добавить к слову лесок, чтобы из маленького леса сделать редкий лесок перелесок.
Однокоренные слова можно образовать при помощи приставки и суффикса одновременно.
Вывод: В русском языке при помощи приставки и суффикса слова образуются тремя способами: приставочным, суффиксальным, приставочно- суффиксальным.
Закрепляем приставочно- суффиксальный способ. Выборочный диктант. Упражнение 372 Задание: выпишите слова, образованные при помощи приставки и суффикса.
Физкультминутка
6.Игра: определите способ названного слова. Если при помощи приставки- топаем, если при помощи суффикса- хлопаем.
Подруга, староватый, уход, дачный, забег, снежный, выход, мальчишка.
Выполнение упражнения 369 (по вариантам)
7.Игра.
Один ученик выходит к доске и по данной схеме образовывает новое слово. Остальные учащиеся оценивают. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны. Поднимают зеленую, если согласны.
8.Работа у доски. Выполнение разбора слова по составу. Работают три ученика.
Подснежник, подушка, подберезовик.
9.Итог урока. Что нового узнали на уроке? Назовите способы образования новых слов.
Оценки.
Домашнее задание: *45 упражнение 370
КГУ «Областная средняя школа-интернат санаторного типа «Жұлдыз» » Управления образования Акмолинской области
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Способы образования новых слов»
Волохова Л.Д.
2013-2014 учебный год