М. Горький. «Песня о Соколе»

Цели урока:- определить идейно-художественное своеобразие произведения; - формировать личностное отношение к прочитанному;- развивать творческое мышление, умение интерпретировать текст художественного произведения;- воспитывать активную жизненную позицию.Результаты обучения:Знать: идейно-художественное своеобразие произведения;Уметь: оценивать поступки героев, обосновывая своё мнение через работу с текстом, в беседе.На уроке использовались активно приёмы критического мышления: "приём Индуктор", ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 27

Русская литература

9 класс

Тема:

М.Горький. «Песня о Соколе».

Ссылка:

учебник Русская литература для 9 класса - Алматы «Мектеп» 2013 ( Салханова Ж.Х, Ауельбекова Г. Д.).

Цели:

Определить идейно-художественное своеобразие произведения;

Формировать личностное отношение к прочитанному;

Развивать творческое мышление, умения интерпретировать текст художественного произведения;

Воспитывать активную жизненную позицию.

Результаты обучения:

Знать: идейно-художественное своеобразие произведения;

Уметь: оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.

Ключевые идеи:

Сокол - символ смелости, страсти к свободе, небо - символ счастья. Уж в русском фольклоре - носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.

Ход урока:

Этапы урока

Время

45

минут

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Орг.момент

2 мин.

Приветствие учителя и подготовка к восприятию урока.

Отвечают на приветствие учителя. Сосредотачиваются на уроке.

II. Активизация деятельности учащихся.



5 мин.

Распределение в группы.

Приём индуктор.

Блиц-опрос «Ассоциации»

Какие смысловые ассоциации возникают в вашем воображении, когда мы произносим имя «М.Горький»?

Вызов: Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

- Скажите, легко ли размышлять?
- Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.

- Какие цели наметим сегодня на уроке?

Перечисляют свои ассоциации.

Записывают в тетрадь.

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую» (М.Горький «Часы»)

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга.






Формулируют цели урока.

III. Усвоение новых знаний


15мин.

- Давайте вспомним содержание произведения.

- Как мы с вами выяснили, главные герои произведения - Уж и Сокол.
- Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану.

Работа над идеей произведения

- В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?
- Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?
- Уж и Сокол - это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
- Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

Сжатый пересказ содержания произведения.

Работа в группах

  1. Характер (Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые подходят данному герою - Приложение 1).

  2. Речь

  3. Среда обитания

  4. Природные стихии

  5. Отношение к жизни, смысл существования


IV. Закрепление новых знаний.


15

мин.

Работа над проблемным вопросом

- Прочитайте еще раз, в чем смысл жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол.
- В чем же смысл человеческой жизни?
- Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.
- Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.
- Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?
- А чью сторону принимает автор? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил.

Работа с примерами из жизни

- Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случить горе?

- От кого это зависит?
Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда - как соколы.
Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по - другому. И, возможно, если бы не люди - соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.
Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.
Можно быть обыкновенным, но помнить - что мы - люди и должны ими оставаться.

Работают в группах с карточками (Приложение №2)

Высказывают свою точку зрения:

  • .живем, чтобы быть успешными в делах, семье

  • живем, чтобы нести ответственность за себя, за других

  • живем, чтобы найти себя

  • живем, чтобы жить

  • живем, чтобы действовать

  • живем, чтобы работать

  • живем, чтобы быть счастливыми

В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером слова, который не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты. Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока). Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества и воплощены в образе Сокола. Вторая форма жизни - гниение присуща Ужу.

V.Рефлексия.

5 мин.

Оцените свою работу.



Дети оценивают свою работу.

- Сегодня я узнал, что…

- Больше всего мне понравилось на уроке …

- Испытывал затруднения …

VI.Д/з

3мин.

выучить отрывок или написать сочинение.

Записывают домашнее задание.


3


© 2010-2022