Урок чтения. Тема: Сергей Есенин Пороша

Коррекционное обучение, 8 класс Тема: Сергей Есенин.  Стихотворение «Пороша».                                                                                                            Цель: активизация  читательской  и  речевой  деятельность учащихся. Задачи: - корректировать  внимание, память, (образное) мышление; совершенствовать коллективные формы работы; формировать нравственно-эстетическое отношение к природе, воспитывать культуру чтения.Оборудование: учебники «Чтение» , 8 класс, автор З.Ф...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сергей Есенин. Стихотворение «Пороша». Цель: активизация читательской и речевой деятельность учащихся.
Задачи: - корректировать внимание, память, (образное) мышление; совершенствовать коллективные формы работы; формировать нравственно-эстетическое отношение к природе, воспитывать культуру чтения.
Оборудование: учебники «Чтение» , 8 класс, автор З.Ф.Малышева , таблица для заполнения в процессе урока.

Словарь: Пороша -1) слой только что выпавшего снега;

2) снегопад без ветра, который хлопьями ровно ложится на землю.

Косынка - треугольный головной или шейный платок.

Клюка - палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Шаль - большой вязаный или тканый платок.

Таблица:

звуки

герои

образные выражения

настроение

как читать

тихо

звон под копытом

Рассказчик

(еду - кто? -я)


грусть

медленно

карканье

серые вороны

расшумелись

досада

укоряя


лес

заколдован

невидимкой

дремлет по сказку сна









удивление









таинственно

с восхищением

сосна

косынкой подвязалася,

понагнулась, как старушка,

оперлась на клюку

стук

дятел

долбит


конь




радость



бодро

снег

валит

стелет шаль

дорога

убегает лентой

I. Организационный момент: - Давно ли вы были в зимнем лесу? Расскажите об увиденном.

Сейчас мы отправимся на прогулку в зимний лес, туда, где много чистого снега, где спят под снегом сосны. Послушаем звуки, ощутим всю прелесть родной зимней природы, насладимся её красотой.

А поможет нам в этом стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина «Пороша».

Словарная работа.

II. Постановка задачи урока:

- Представьте, что вы садитесь в сани, запряжённые лошадкой, и мчитесь по зимней дороге к лесу. Закройте глаза, представьте, что вам на лицо падают снежинки и превращаются в капельки. Постарайтесь услышать звуки, увидеть картины стихотворения, уловить настроение.



III. Чтение стихотворения учителем.

IV. Первичная проверка восприятия.

- Что увидели, представили? (Я представила зимний лес, каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный…)

V. Коррекция восприятия.

1. Повторное чтение: - Прочитайте самостоятельно стихотворение. Приготовьтесь к выполнению заданий.

2. Перечислите героев стихотворения. Кого увидели в тексте? Не забывайте, что героями могут быть неодушевлённые предметы.

3. Как их изображает поэт? Какие выражения помогают нам их представить?

4. Какие звуки услышали?

5. Давайте попробуем почувствовать настроение поэта (сначала, потом, затем).

6. Объясните название стихотворения, ведь в тексте нет слова пороша, зато …

валит снег и стелет шаль.

7. Вывод: Пороша, т.е. падающий снег, создаёт сказочную картину:

лес, сосна, дорога изменились до неузнаваемости!

Это она повязала на обычную сосну белую косынку,

сделала её похожей на старушку, превратила дорогу в белую ленту.

Шум ворон, стук дятла развеяли грустное настроение рассказчика.

Всё преобразилось! Рассказчик и мы любуемся теперь этой красотой.

Приложение к уроку

3. Анализ по строфам:

1) - В каком настроении едет рассказчик? (прислушивается к тишине, м.б. грустит)

- Что ему мешает? (вороны расшумелись, они нарушили тишину)

2) - И вот картина меняется (в дороге всегда так): - какую волшебную картину он видит ? Чем он поражён? (заколдованный лес спит)

- Кем заколдован? (невидимкой) Кто это? (зима)

3) - он видит причудливую фигуру : кто это? … (старушку в косынке с клюкой) Что это? (сосна, у которой на макушке снег).

4) - И снова меняется настроение. Почему? (веселее скачет конь, валит снег, дорога бежит)

- Поэт говорит: валит снег и стелет шаль. О какой шали речь? (о снежном покрове)

- Что мы представляем, читая последние 2 последние строчки? (узкая полоса среди белого снега).

4. Заполнение таблицы. Заданий на карточках.

Карточка №1:



Что слышит рассказчик?

сначала __________________________

потом __________________________

затем __________________________


Карточка №2:



Найти сравнения (на кого похожа сосна?) ______________________________

___________________________________________________________________


Карточка № 3:



Найди образные слова к слову лес _______________________________________


Карточка №4:



Найди образные слова к слову снег _______________________________________


Карточка №5:



Найди образные слова к слову дорога _______________________________________




4. Проверка: дети сверяют ответы с карточками (они должны совпадать) и вставляют их в таблицу. Затем читают задания карточек и озвучивают ответы.

5. Графы «настроение» и «как читать» - заполняются коллективно.

6. Определение темы и идеи стихотворения: - Стихотворение называется «Пороша», а в тексте этого слова нет? Почему?

Пороша, т.е. падающий снег, создаёт сказочную картину:

лес, сосна, дорога изменились до неузнаваемости!

Это она заколдовала лес, повязала на обычную сосну белую косынку, сделала её

похожей на старушку, превратила дорогу в белую ленту. Шум ворон, стук дятла

развеяли грустное настроение рассказчика.

Всё преобразилось! Рассказчик и мы любуемся теперь этой

красотой.




© 2010-2022