Разработка урока по применению стратегий смыслового чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по формированию читательской компетенции с использованием стратегии смыслового чтения

Тема

Сложноподчиненное предложение. Использование СПП в речи. Грамматические ошибки в СПп

Цель и задачи

Практическое применение полученных знаний, умений и навыков по теме «СПП». Знакомство с типами грамматических ошибок при использовании СПП

Учебно-предметные задачи:

1) Проверить теоретические знания учащихся по теме, владение основными терминами

2) Выявить уровень практических умений применения знаний

Метапредметные задачи:

1) Формировать межличностные отношения при работе в группе, в парах

2)Повысить уровень самодисциплины при самопроверке

3) Закреплять умение рационального использования времени при выполнении самостоятельной работы

4) Отработать навык владения языковыми средствами в соответствии с целями общения

Воспитательные задачи:

1) Повышать учебную мотивацию

2) Воспитывать уважение к родному языку

Планируемый результат

Предметные ЗУН

Результаты

-знать основные понятия по теме

- умение находить СПП по его признакам,

- умение определять границы главного и придаточного предложений, задавать вопрос от главного к придаточному,

- умение определять вид придаточного по вопросу, по связи с главным предложением,

- умение конструировать СПП с разными придаточными

- умение работать с учеб но-научной информацией

-умение исправлять нарушения синтаксических норм

- навык использования СПП в речи

-навык расстановки знаков препинания в СПП.

Личностные

-отслеживаются результаты по формированию своей читательской компетенции;

-формируется навык целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: самостоятельная постановка целей; самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей; оценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роста; владение основами самоконтроля

Познавательные: умения определять понятие, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач

Коммуникативные: работа в паре; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью

-способность использования метапредметных компетенций в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию; адекватно понимать собеседника (автора); умение осознанно читать вслух и про себя учебно-научные тексты, извлекать информацию из текста и интерпретировать её.

-формировать научный тип мышления

Основные понятия

-подчинительная связь, способы подчинительной связи

- признаки СПП

- главное, придаточное предложения,

- виды придаточных предложений,

- союз и союзное слово,

- указательные слова

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа


Этапы стратегии смыслового чтения

Содержание урока

Деятельность педагога, этапы работы

Деятельность детей

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые компетенции (УУД)

Результат

организационный момент

1-3 мин.

1.Этап мотивации

- Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу и себе.

Приятной вам работы на уроке, пусть он принесет вам новые открытия и чувство удовлетворения от получения новых знаний.

1.Создает комфортную ситуацию для начала урока

Общая установка на урок.

1.Реакция на учителя, внимание

Подготовка к уроку


1.Личностные: психологический настрой на урок

Регулятивные: самоанализ мотивов, самоконтроль готовности

1.Формируется позитивный настрой на урок

I этап до чтения

10-15 мин.


Этап «вызова»

2.Целеполагание

… предложение - это сложное союзное предложение, части которого соединены подчинительной связью, то есть одна является главной (независимой), а другая придаточной (зависимой, подчиненной главной по смыслу и грамматически). (слайд 1)

- Какое слово пропущено в определении? (СПП) По каким признакам вы это поняли? (устно) Ответившим смайлик.

Итак, тема урока СПП. Но мы её ещё дополним. Открыли тетради, записали число, классная работа и тему. (слайд 2 тема урока)

- Мы уже многое знаем о СПП.

Продолжим вспоминать термины и понятия, связанные со СПП. Ответившим смайлик.

СПП

Главная и придаточная часть

Союзы, союзные слова, указательные местоимения

Придаточные определительные, придаточные изъяснительные, придаточные обстоятельственные, придаточные присоединительные

Придаточное обстоятельственное места, придаточное обстоятельственное времени, придаточное обстоятельственное условия, придаточное обстоятельственное причины, придаточное обстоятельственное цели, придаточное обстоятельственное сравнения, придаточное обстоятельственное уступки, придаточное обстоятельственное следствия

3.Постановка задач

- Какие цели мы поставим перед собой на урок? Чему мы должны научиться, какие умения приобрести или отработать? (слайд 3 задачи урока)

(выполнять грамматический разбор СПП) Ответившим смайлик.

4.Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме

-Вспомним структуру СПП. Найди пару (в парах, взаимопроверка, взаимооценка). Соедините половинки СПп, выполните грамматический разбор (раздаточный материал, разбор прямо на листочках):

1. Николай и не заметил,

Надо прилежно учиться.

Скучен день до вечера,

2. чтобы получить хорошую профессию.

что стало светать.

коли делать нечего.

(Слайд 6 готовые разобранные предложения)

5.Мотивацияна приобретение новых знаний

-Что мы сейчас делали? (конструировали СПП, выполняли грамматический разбор) Чтобы ответить на вопрос, зачем нам необходимы эти умения, рассмотрим ситуацию.

(слайд 4 текст с ошибками - приложение №1 )

Почему возникла такая ситуация? Зачем нам необходимы названные выше умения? (чтобы не допускать глупых и смешных ошибок как в устной, так и в письменной речи) Дополним тему нашего урока (Использование СПП в речи)

Ответившим смайлик

2.Создаёт проблемную ситуацию

Организует работу с классом для актуализации имеющихся теоретических знаний

Стимулирует интерес к новому знанию

Задает наводящие вопросы, корректирует ответы








3.Мотивирует на формулировку целей урока


4.Организует работу с классом для обобщения и систематизации имеющихся знаний, отработки умений по теме

Организовывает условия для сотрудничества учащихся при решении учебной задачи, корректирует ответы детей, организует взаимопроверку результатов

5.Мотивирует учащихся на приобретение новых знаний

2.Взаимодействуют с учителем, определяют тему урока по известной информации

Ищут и выделяют, обобщают и систематизируют известную теоретическую информацию

Рассуждают, делают предположения

Оценивают свой настрой на тему, свои знания








3.Определяют и понимают учебную задачу

Планируют учебную деятельность


4.Рассуждают, делают предположения.

Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания

Логически выстраивают свой ответ, сравнивают, правильно используют термины, доказывают свою точку зрения, дополняют, исправляют


5. Анализируют ситуацию, осознают мотивы работы: дальнейшее самоопределение и конструирование образа конечного результата










2.Выделение ключевых теоретических понятий, связанных с темой урока











3.Формулировка целей урока

Конструирование образа конечного результата


4. Конструирование СПП и выполнение грамматического разбора






















2.Познавательные: умение анализировать и обобщать факты и явления, делать выводы, умение представлять информацию в виде схемы

Регулятивные: оценка своих знаний










3.Познавательные: умение ставить перед собой учебную задачу, планировать учебную деятельность

Регулятивные: самоопределение: знаю, что буду делать

4.Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе (паре), понимать, принимать точку зрения другого, умение аргументировать свою точку зрения



5. Регулятивные: самоопределение: понимаю, хочу делать или нет; думаю, что могу сделать или нет, прогноз результатов

2.Учащиеся понимают, чем будут заниматься на уроке, систематизируют и запоминают теоретическую информацию












4.Формируется навык использования СПП: умение конструировать СПП, выполнять грамматический разбор, формируется навык сотрудничества


5.Осознают необходимость обучения

II этап во время чтения

15-20 мин.

Этап «Осмысление»

6. Представление текста. Ознакомительное чтение.

-Сейчас мы с вами поработаем с учебно-научным текстом, в котором заключена новая для нас информация. Используем чтение с условными обозначениями:

«+» - уже известно

«- « -новое

«!» - не понял, требуется объяснение, появились вопросы

(раздаточный материал - приложение №2)

7.Изучающее чтение

- Рассмотрим, что у нас получилось. Какие вопросы появились? (раздаются примеры предложений с ошибками - Приложение №3)

-Объединитесь в группы, соотнесите примеры предложений с ошибками с видом ошибки, исправьте ошибку, запишите, что получилось.



6.Создаёт проблемную ситуацию

Организует самостоятельную работу по приобретению новых знаний

Организует сотрудничество детей, объединив их в группы

Помогает в работе группам

Создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся

6.Размышляют, над проблемой.

Логически выстраивают свой ответ, сравнивают, правильно используют термины, доказывают свою точку зрения, дополняют, исправляют

Проводят статистическую обработку информации

Сотрудничают в группах

Озвучивают результаты

Сравнивают полученные результаты

Делают вывод

Дают оценку своей и чужой работе

6.Работают с учебно-научным текстом поэтапно:

1)ознакомительное чтение

2)осмысленно-изучающее чтение

3)нахождение и исправление грамматических ошибок в СПП, выполнение грамматического разбора

4)анализ результатов

6.Познавательные: умение определять понятие, устанавливать аналогии, классифицировать, создавать обобщения, строить логические рассуждения, навык смыслового чтения

Коммуникативные: умение извлекать учебно-научную информацию, строить высказывания, слушать другого

Регулятивные: самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей

6.Формируется навык работы с информацией, навык сотрудничества

III этап после чтения

5-10 мин.

Этап «Рефлексия»

8. Самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

- В тетради продолжите фразу:

Сегодняшний урок познавательный, потому что…

Я смогу рассказать своим родным о том, что…

Посчитать смайлики и оценить себя

9.Домашнее задание на выбор (выбрать себе по силам) - раздаточный материал

1.Выполнить грамматический разбор предложений:

-Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.

-Чтобы не заблудиться в лесах, нужно знать приметы.

-У природы есть свои любимцы, которых она наделяет особой красотой.

-Мы с нетерпением ожидали, когда наступит рассвет.

-Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы.

2.Найти грамматическую ошибку, исправить, выполнить грамматический разбор:

-Занятия, которые проводил с нами новый учитель физкультуры и очень интересовавшие ребят, я посещал регулярно.

-Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем.

- У костра Долохов спросил, что где находится шестой полк.

-Режиссер дал актрисе трудное задание, в которую он очень верил.

- Тогда Долохов стал расспрашивать, как готовятся ли они к нападению на казаков.

8.Дает совместно с учащимися оценку работе на уроке, степени активности, результативности урока

9.Дает возможность выбора для применения знаний в выполнении заданий разного уровня


8.Учащиеся оценивают свою работу


9.Делают выбор между заданиями разного уровня, критически оценивая уровень своих знаний и способностей

8. Оценка результатов работы


9.Выполнение упражнений на закрепление, подобных выполненным на уроке

8.Регулятивные: умение оценить результаты собственной деятельности, в том числе собственного роста


9.Личностные: оценка личностного роста

8.Мотив достижения успеха


9.Усвоение темы

Итоги урока

10. Эмоциональная рефлексия

Урока время истекло…

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

10.Создает комфортную ситуацию для конца урока


10.Позитивныое окончание урока



© 2010-2022