Проект урока русского языка по теме Изменение имён существительных по падежам

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока русского языка.

Тема: Изменение имён существительных по падежам.

Цель: Научить определять и изменять падежные формы имён

существительных

Развивающие задачи:

  • развитие зрительного и слухового восприятия,

  • развитие внимания (концентрации, объёма, удержания, переключения),

  • развитие зрительной и слуховой памяти,

  • развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), критичности мышления,

  • развитие речи (диалогической, монологической, чёткой),

  • развитие моторики руки,

  • развитие саморегуляции (рефлексии)

  • формирование произвольности концентрации и удержания внимания,

  • формирование произвольности саморегуляции,

  • формирование навыка работы с учебником.

  • формирование навыка работы в тетрадях (оформления)

Дидактические задачи:

  • добиваться умения ставить падежные вопросы,

  • добиваться умения определять падеж по вопросу и предлогу,

  • добиваться умения изменять существительные по падежам.

Воспитывающие задачи:

  • формирования навыка учебного сотрудничества между детьми,

  • воспитание уважительного отношения к солдатам.

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя существительное»:

  • учащиеся знают общее значение и вопросы, которые ставятся к имени существительному;

  • учащиеся умеют различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

  • учащиеся умеют различать собственные и нарицательные имена существительные;

  • учащиеся умеют отнести имя существительное к мужскому, женскому или среднему роду;

  • учащиеся умеют отнести имя существительное к 1-ому, 2-ому или 3-ему склонению;

  • учащиеся умеют ставить имена существительные в форму единственного и множественного числа;

  • учащиеся знают названия падежей и падежные вопросы;

  • учащиеся умеют склонять имена существительные.

План урока

Этапы урока

Хронометраж

1

Организационный момент

О,5 минуты

2

Определение темы и целей урока

2 минуты

3

Минутка чистописания

2, 5 минуты

4

Словарно - орфографическая работа

3 минуты

5

Работа с деформированным предложением

3 минуты

6

Актуализация теоретических знаний об им. сущ

5 минут

7

Физкультминутка.

1 минута

8

Работа с учебником.

4 минуты

9

Склонение имён существительных

6 минут

10

Определение падежных форм им. сущ.

4 минуты

11

Работа с сигнальными карточками.

2 минуты

12

Физкультминутка

1 минута

13

Дифференцированная самостоятельная работа

8 минут

14

Подведение итогов урока

3 минуты

Оборудование:

  • карточки с информацией об имени существительном (для схемы);

  • карточки с дифференцированными заданиями для самостоятельной работы;

  • карточки со словосочетаниями (для работы в парах);

  • части деформированного предложения;

  • магнитная доска;

  • сигнальные карточки у учащихся (для обратной связи);

  • памятки у учащихся;

  • учебники, тетради.



Ход урока.


Деятельность учителя и учащихся

Обоснование

Организационный момент.

Учитель. Дружно встали, подтянулись,

Все друг другу улыбнулись.

Перед трудностью крепись -

Вы же знаете девиз.

Учащиеся. Наш девиз четыре слова:

Умеешь сам, учи другого.

Учащиеся садятся за парты.

Определение темы и целей урока.

Сегодня на уроке нас ждёт много работы. Насколько она будет интересной и плодотворной, зависит от ваших знаний и умения работать вместе со мной и друг с другом.

Какую большую тему мы сейчас с вами изучаем?

Мы изучаем тему - имя существительное.

Мы о нём уже достаточно много знаем и эти знания нам обязательно пригодятся сегодня на уроке. А сейчас вспомните, что нового мы узнали вчера?

Мы узнали, что имя существительное может изменяться по падежам, и учились это делать.

Учились ставить вопросы к именам существительным и по вопросу определять падеж.

За один урок все ребята хорошо научились изменять слова по падежам и определять падеж по вопросу?

Нет. Нужно ещё поработать над этой темой.

Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Учиться изменять имена существительные по падежам и определять падеж существительных.

Минутка чистописания.

Откройте свои тетради, положите их правильно. Сегодня 27-ое февраля. Красиво запишите число прописью. На следующей строке запишите слова «Классная работа».

Дети пишут в тетрадях:

Двадцать седьмое февраля.

Классная работа.

Начнём, как всегда, с минутки чистописания. Букву, которую мы будем сегодня писать, я спрятала среди других букв. Вы её узнаете, исключив лишние буквы.

Г Е Б Й * сонорные согласные,

* йотированные гласные,

Ч Р С Ц * парные звонкие согласные,

* непарные глухие согласные

Я М Ж Ю

Мы будем писать букву С (пишут в тетрадях)

Сс Сс Сс Сс …………………..

са св сд се сл сн сс ся

Все ли сочетания букв можно назвать слогами?

Нет, только са, се, ся, потому что в этих сочетаниях есть гласные буквы.

Когда используем нижнее соединение букв?

Для сочетаний сл и ся.

В каком порядке идут сочетания букв?

В алфавитном порядке.

Запишите сочетания букв в обратном порядке.

Учащиеся записывают в тетрадях.

ся сс сн сл се сд св са

Словарно - орфографическая работа.

Внимательно послушайте стихотворение.

Любой солдат и командир вам скажет очень точно. России очень нужен мир, хороший, долгий, прочный.

Наше словарное слово - это имя существительное из стихотворения, оно мужского рода 2 склонения и начинается с той буквы, которую мы писали.

С каким же словарным словом мы будем сегодня знакомиться?

Со словом «солдат».

Догадываетесь, почему выбрано именно это слово?

23 февраля был день Защитника Отечества. А защитники Отечества - это солдаты.

Давайте запишем это слово, отметим ударный слог и подчеркнём букву, написание которой нужно запомнить (учащиеся выполняют)

Кто такой солдат?

Это военнослужащий, не относящийся к командному составу.

Человек, который учится защищать свою Родину.

Очень интересно происхождение данного слова.

Рассказ ученика.

Раньше слово звучало «сольдато». Древнейшее значение этого слова: наёмник, состоящий на жалованье, получающий «сольдо» (название итальянской монеты). К нам слово пришло через немецкий язык, где оно превратилось в «зольдат».

Я несла вам предложение, но в пути оно рассыпалось на отдельные слова. Давайте его восстановим.

На доске карточки со словами.

проявляют, на, солдаты, часто, службе, смелость

Учащиеся составляют предложение, переставляя карточки. Могут получиться различные варианты. Самый удачный вариант записывают в тетрадях

Обозначает

предмет

или

понятие

Отвечает

на вопросы

кто? что?

Начальная форма

единственное число

именительный падеж

Бывает одушевлённым и неодушевлённым

Имя существительное

Роль в предложении

подлежащее

дополнение

обстоятельство

Изменяется по падежам

Именительный Винительный

Родительный Творительный

Дательный Предложный

Склонение

1 2 3

мужской

Род женский

средний

Бывает собственным и нарицательным

Изменяется

по числам

ед. ч. мн. ч.и на доске. Например:

На службе солдаты часто проявляют смелость.

Скажите, есть ли в этом предложении имена существительные?

Службе, солдаты, смелость; эти слова отвечают на вопросы кто? или что?

Актуализация знаний об имени существительном.

Сейчас предлагаю обобщить все имеющиеся у нас знания об имени существительном. Для этого мы заполним схему.

На магнитной доске оформлена схема. Все карточки повёрнуты тыльной стороной. Как только учащиеся называют верный ответ, учитель поворачивает карточку «лицом».





Опираясь на данную схему, дайте характеристику именам существительным, которые встретились в нашем предложении?

  • Все существительные начинаются с буквы С, которую мы писали на минутке чистописания.

  • Все эти существительные нарицательные.

  • Существительное «солдаты» одушевлённое, а другие неодушевлённые.

  • Слово «солдаты» во мн. ч., а другие слова в ед. ч.

  • Слово «солдаты» муж. р., а другие слова ж.р.

  • Слово «служба» относится к 1-ому склонению, «солдаты» - ко 2-ому, «смелость» - к 3-ему.

  • Слово «солдаты» является подлежащим, слово «смелость» - дополнением, «на службе» - обстоятельством.

Работа с учебником.

Чтобы работа шла успешно, нужно повторить правило, как определить падеж существительных?

Читают в учебнике правило (с. 164).

Чтобы определить падеж существительного, нужно найти слово, с которым связано имя существительное, и от него поставить вопрос к существительному. Падеж определяется по вопросу и предлогу.

Поставьте вопросы и определите, в каком падеже стоят наши существительные.

На чём? На службе. Слово стоит в предложном падеже. Кто? Солдаты. Слово стоит в именительном падеже. Что? Смелость. Слово стоит в винительном падеже.

Физкультминутка.

Встаньте, пожалуйста. Сейчас я проверю вашу внимательность. Если я назову имя существительное мужского рода, приседают мальчики, если женского рода - приседают девочки.

Защитник, отвага, бой, битва, смелость, герой, боец, служба, армия, пост, победа, воин, награда, войско.

Почему никто не присел, когда я назвала последнее слово?

Потому что слово «войско» среднего рода.

Склонение имён существительных.

Что мы называем склонением?

Склонение - это изменение по падежам.

Что такое падеж?

Это форма слова, которая зависит от вопроса.

Вспоминаем падежи и их вопросы.

Перечисляют.

Какая часть слова изменяется при склонении?

В слове изменяется окончание.

Вот сейчас мы за этим понаблюдаем. Приготовьтесь просклонять существительные из нашего предложения. Помните о безударных окончаниях.

Трое учащихся выходят работать у доски.

И. п. служба солдат смелость

Р. п. службы солдата смелости

Д. п. службе солдату смелости

В. п. службу солдата смелость

Т. п. службой солдатом смелостью

П. п. о службе о солдате о смелости

Учащиеся среднего и низкого уровня выполняют эту работу вместе с теми, кто у доски. Учащимся высокого уровня предлагается просклонять слова, обозначающие лучшие качества солдата (долг, честь, отвага).

Как мы получали новую падежную форму?

Ставили вопрос и изменяли слово.

Как определить падеж у данной падежной формы?

Нужно поставить к слову вопрос и вспомнить, к какому падежу относится данный вопрос.

Работа в парах.

Сейчас вам предстоит работать в парах, чтобы помочь друг другу в случае затруднения. У каждого есть своя карточка со словосочетанием. Вы должны вписать в скобки подходящий вопрос и с его помощью определить падеж существительного.

Дети работают в парах.

На доске написаны названия падежей. Подойдите и прикрепите свою карточку под нужным падежом.

Затем идёт проверка с помощью сигнальных карточек.

И.п. Р.п.

солдатский обед мишень для стрельбы

строгий командир подвиг солдата

приказ командира

стрелять из автомата

Д.п. В.п.

служить Родине защищать страну

обратиться к офицеру наградить за отвагу

принять присягу

Т.п. П.п.

наградить орденом стоять на посту

стать генералом отличиться в бою

владеть оружием

Работа с сигнальными карточками.

  • В русском языке 6 падежей.

  • Имя существительное изменяется по родам.

  • В русском языке 4 склонения.

  • Чтобы определить падеж сущ., нужно поставить к нему вопрос.

  • Сущ. изменяется по числам.

  • Имя сущ. обозначает признак предмета.

  • Начальная форма для сущ. - именительный падеж, множественное число.

  • В предложении сущ. чаще всего является определением

Физкультминутка.

Встаньте, опустите голову. Называем падежи по порядку, соблюдая правило: один и тот же падеж не называть сразу двоим. Если кто-то это правило нарушает, начинаем сначала. Это упражнение поможет вам научиться лучше чувствовать друг друга и быть внимательными.

Самостоятельная работа.

Сейчас вам предстоит самостоятельная работа. Перед каждым лежит карточка. Прочитайте задание. Если всё понятно, начинайте выполнять.

Задания для «Светофорчиков» и «Паровозиков»:

Спиши текст. Перед выделенными словами ставь в скобках вопрос. Укажи их падеж.

Не все солдаты вернулись с фронта. Многие сложили голову на поле боя. Но ценой своей жизни бойцы отстояли свободу своей страны.

Задание для «Самолётиков»:

Измени слова в скобках по смыслу. Укажи их падеж..

Чудеса (героизм) проявили наши доблестные воины в (война) с фашистами. Днём и ночью бились они с (враг). Великая любовь к (Родина) давала людям (сила).

Задание для «Маячков».

Измени словосочетания так, чтобы они стояли в указанном падеже.

Отважные воины (Р.п.)

Жестокие бои (П.п.)

Благодарные потомки (И.п.)

Родная земля (В.п.)

Братские могилы (Т.п.)

Великое мужество (Д.п.)

Пока дети пишут, учитель ходит по классу и проверяет, как учащиеся справляются с работой.

Подведение итогов.

Вернёмся к нашей схеме. Чему мы сегодня учились?

Учились изменять имена существительные по падежам и определять падеж существительных..

Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

Да.

Кто пока испытывает трудности в определении падежей? (руку поднимают «Паровозики» и «Светофорчики»)

Нужно ли продолжать работать над этой темой?

Да, чтобы у всех лучше получалось.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто добился результатов? Кто научился?

Учитель оценивает работу детей и благодарит за урок.



Подготовительный этап

Дидактические принципы:

  • сознательности и активности

Создание положительной мотивации для урока.

Решение воспитывающей задачи - настрой на учебное сотрудничество.

Ориентировочный этап Целеполагание

Дидактические принципы:

  • систематичности и последовательности,

  • доступности и посильности,

  • прочности,

  • наглядности.

Первичная актуализация знаний по теме.

Форма - блиц-опрос.

Осознание учащимися необходимости закрепить знания и умения

Самостоятельная постановка цели урока учащимися (рефлексия)

Переключение внимания на новый вид работы.

Развитие концентрации внимания. Формирование навыка работы в тетрадях. Развитие моторики.

Развитие операций анализа и синтеза.

Решение учебно - организационных задач (умение включиться в работу, умение сосредочиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения)

Развитие моторики.

Актуализация прежних знаний.

Развитие операции анализа.

Развитие концентрации и удержания внимания.

Переключение внимания на новый вид работы.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Анализ стихотворения с целью найти слово по указанным признакам.

Интеграция с другими знаниями. Решение воспитывающей задачи.

Зрительное восприятие словарного слова.

Определение понятия (развитие мышления).


Расширение кругозора учащихся.


Создание проблемной ситуации.

Развитие вариативности мышления и речи.

Развитие творческой активности учащихся.


Аналитическая деятельность учащихся.

Актуализация знаний по изучаемой теме.

Предъявление учащимся наглядности в виде схемы, работа с которой способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления (абстракции, обобщения), речи.

Работа с данной схемой помогает решить учебно - коммуникативную

задачу (умение слушать друг друга)

Учебное сотрудничество между учителем и учащимися.



Развитие монологической речи учащихся.

Развитие дедуктивного мышления.




Переключение внимания.

Вербализация знания.


Практическая работа - первичное закрепление.


Переключение внимания. Развитие концентрации внимания, мышления (анализа и синтеза)

Задание - ловушка для развития критичности мышления.

Операционный этап.

Дидактические принципы:

  • наглядности,

  • систематичности и последовательности,

  • доступности и посильности,

  • прочности.

Вербализация знаний, полученных на предыдущем уроке.


Дифференциация по уровню помощи и самостоятельности (при необходимости можно пользоваться памятками или обращаться к учителю)


Повторная вербализация знания.

Решение учебно - логической задачи (умение обобщать и делать выводы).

Организация учебного сотрудничества для работы в парах.

Решение учебно - коммуникативной (умение участвовать в учебном диалоге) и учебно - логической задачи (умение действовать по алгоритму).

Самопроверка и взаимопроверка.

Обратная связь с помощью двусторонних сигнальных карточек.



Обратная связь с помощью карточек.

Развитие критичности мышления.

Умение соотнести услышанное утверждение с имеющимися знаниями и установить, истинно данное высказывание или ложно.


Переключение внимания.

Развитие произвольности и концентрации внимания


Итоговый этап

Дидактические принципы:

  • доступности и посильности,

  • прочности.

Дифференциация по характеру учебных действий, по уровню сложности и степени помощи (предлагается стимулирующая, направляющая и обучающая помощь)

Решение учебно - организационных (умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения) и учебно - логических задач (умение действовать по алгоритму, умение соотнести цель и результат, умение передавать информацию графически).

Содержательно - оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся.

Решение учебно - логических задач (умение соотнести цель и результат, умение оценить эффективность своей работы)



© 2010-2022