Урок чтения в 6 классе

       Цель: формирование правильного, осознанного, выразительного чтения. Коррекционная цель: формирование и развитие умения анализировать стихотворение (устное словесное рисование) Задачи: Образовательные:формирование представления учащихся о творчестве поэта XIX века И.С. Никитина; формирование умения анализировать поэтическое стихотворения. Развивающие:развитие умения выразительного чтения; развитие умения самостоятельной работы с текстом; развитие связной речи учащихся. Коррекционно-развивающие:развитие умения анализировать поэтический текст; Воспитательные:воспитание любви к произведениям русской литературы; воспитание любви к родной природе; воспитание патриотических чувств путем понимания лирических произведений.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения И.С. Никитин «Весело сияет месяц над селом»

Цель: формирование правильного, осознанного, выразительного чтения.

Коррекционная цель: формирование и развитие умения анализировать стихотворение (устное словесное рисование)

Задачи:

  • Образовательные:

    • формирование представления учащихся о творчестве поэта XIX века И.С. Никитина;

    • формирование умения анализировать поэтическое стихотворения.

  • Развивающие:

    • развитие умения выразительного чтения;

    • развитие умения самостоятельной работы с текстом;

    • развитие связной речи учащихся.

  • Коррекционно-развивающие:

    • развитие умения анализировать поэтический текст;

  • Воспитательные:

    • воспитание любви к произведениям русской литературы; воспитание любви к родной природе;

    • воспитание патриотических чувств путем понимания лирических произведений.

Оборудование:

1. Запись музыки П. И. Чайковский «Времена года» - Январь.

2. Картины русской природы (на слайдах).

3. Проектор, компьютер.

4. Выставка книг

Тема: Никитин И.С. «Весело сияет месяц над селом…»


Ход урока.

1.Организационный момент.

На фоне спокойной музыки учитель читает слова

Сядьте красиво и ровно.

Скорее урок наш начнём,

Ждут впереди нас открытия,

Станем умней с каждым днём.

Мне на урок очень нужно:

Чистая ваша душа,

Доброе сердце и мысли,

И искренние слова.

Будьте внимательны, дети,

Работать скорее начнём.


2. Подготовка к выразительному чтению. Речевая гимнастика.

-Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать во время чтения.

Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем 3 раза.

3. Опрос домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый…»

4.Актуализация знаний. Постановка цели.

Сегодня на уроке мы вновь продолжаем путешествие в удивительный мир прекрасного. И вновь будем любоваться, и восхищаться его красотой, величием, волшебством и непредсказуемостью.

Закройте глаза. Пусть стихотворение, которое вы сейчас услышите, превратится в ваших мыслях в красивые картины.

слайд c музыкой 2

Дети на фоне музыки с закрытыми глазами рисуют картины в своём воображении.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном.

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

- Какие картины возникли в вашем воображении?

Да. Красивы зимние пейзажи. Полюбуйтесь ими.

Слайд с зимними пейзажами 3

-Как вы думаете, какой из этих пейзажей более точно подойдёт к этому стихотворению?

-Почему вы так думаете?

-Чем поэт передаёт красоту природы?

( словом)

-С помощью каких средств передаёт красоту природы художник?

( красками, кистью)

-Как вы думаете, можно ли передать красоту природы музыкой, песней?

(Да, конечно можно.)

-У музыканта - интонации весёлые, радостные; у художника - краски - яркие, блестящие; у поэта - стихи лирические, нежные.

В мире поэзии, музыки, живописи красота и чувства встают рядом, и мы слышим и видим прекрасные творения, которые трогают нас порою до глубины души.

Многие поэты воспевали зиму в своих произведениях.

Какие поэты? Разгадайте кроссворд.

А сейчас мы с вами немножко поиграем. Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы угадаете, кому принадлежат эти строки?

Слайд 4

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

слайд появляется Есенин 5

слайд 6

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет.

слайд появляется Пушкин 7

слайд 8

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложиться.

слайд появляется Суриков 9

слайд 10

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из - под чёрных кудрей.

Словно рад он чему,

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

Не знают, как ответить на вопрос

Ответить на этот вопрос вам поможет ребус.

Эти красивые строки написал Иван Саввич Никитин.

Ему же принадлежат строки, которые вы слышали в начале урока.

Появляется слайд 11 Иван Саввич Никитин 1824-1861

5. Введение новых знаний.

А) Рассказ о поэте

Родился Иван Саввич Никитин в Воронеже.

С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа - сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось. Писать стихи он начал рано.

Писал Никитин, в основном, о природе. Она была для него и другом, и наставником. Больше всего любил Иван зимние ночи. Ночная темнота скрывала от нас красоту природы, а месяц открывал её во всём изяществе.

В одну из ночей любовался Иван Саввич такой картиной:

слайд 12

-Что изображено на картине?

-Какие краски выбрал художник для своей картины?

-Какое настроение они создают?

-Какие слова подходят для описания природы, изображенной на картине? (Волшебная, сказочная)

-Когда люди идут в храм?

( Когда праздники, тяжело на душе)

А) Первичное чтение лирического произведения

Всё, что увидел поэт в одну из зимних ночей, вылилось у него в красивое стихотворение, которое мы сейчас услышим.

Выразительное чтение стихотворения

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Месяца лучами

Божий храм облит,

Крест под облаками,

Как свеча, горит.


Пусто, одиноко

Сонное село:

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Тишина немая

В улицах пустых,

И не слышно лая

Псов сторожевых.

Б) Проверка впечатлений

-Какие чувства возникли у вас?

-Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?

6.Физминутка: «Зимние забавы». (Дети имитируют):

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши,
Размахнись рукой - бросок!
Прямо в цель летит снежок.

А) Самостоятельная работа с текстом

Прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте внимательно, вдумывайтесь, постарайтесь понять чувства автора. Отметьте непонятные вам слова.

-Какие непонятные слова вам встретились?

Б) Анализ произведения

1. Выборочное чтение

- Прочитайте первые две строчки.

- Как автор описывает месяц?

- Как вы думаете, почему крест сравнивается со свечой?

- Как вы понимаете слова - храм облит?

- Объясните слова немая тишина.

Я молчу - оно молчит,

Я кричу - оно кричит.

-Что это? (эхо)

Сейчас вы будете моим эхо. Будьте внимательны.

Попробуйте не смотреть в книгу, постарайтесь запомнить 1 часть.

Я начинаю, вы заканчиваете.

Д) Книжная выставка (если есть время)

Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, вы сможете прочитать в этой книге. Это отрывок из большого стихотворения, которое называется «3имняя ночь в деревне».

Из этой книги вы узнаете интересные сведения о детских годах поэта.

Также она вновь заставит вас полюбоваться красотой природы. Здесь очень много красивых стихов о зиме. Много лет прошло со смерти поэта, но для нас он не умер, потому что произведения его живут до сих пор.

На его слова написано более 6О песен и романсов известных композиторов. Но писал он и не только о природе.

Послушайте отрывок из весёлой песни, написанный на слова Ивана Саввича Никитина «Ухарь-купец».

слайд 13

7. Оценки за урок

8. Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений наизусть

9. Итог урока. Рефлексия

Вспомните, кем вы были сегодня на уроке?

Кем вы были, рисуя картины в своём воображении?

Каким для вас был урок?

Что вас удивило, порадовало?

Что для вас было необычным?

слайд 14




Развитие познавательных процессов.

1) Блиц - вопросы о зиме. Отвечайте быстро, не ошибаясь!

  • Назовите зимние месяцы.

  • Какой месяц год кончает, зиму начинает?

  • Какой зимний месяц самый короткий?

Русский народ сложил много пословиц и поговорок о зиме, а еще есть и народные приметы, связанные с этим временем года.

Я говорю начало, а вы продолжите.

МОРОЗ НЕВЕЛИК / а стоять не велит.
КОШКА НА ПЕЧЬ ЗАЛЕЗЛА, ЗНАЧИТ/будет мороз.
ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ БЛЕСТЯТ ЯРКО / к морозу.

Урок чтения в 6 классе





© 2010-2022