Статья из опыта работы на тему: Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Использование игровых технологий

на уроках русского языка и литературы

(Статья из опыта работы)




Завизион Т.И.

учитель русского языка и

литературы Григорьевского филиала

МБОУ Шпикуловской СОШ



















Использование игровых технологий

на уроках русского языка и литературы

(из опыта работы)

Завизион Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ Жердевского района Тамбовской области

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность мною используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия быстрых решений в разнообразных ситуациях. В игру включаю викторины, элементы мозгового штурма. Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игр. В игре обычно работают группы по 5 - 6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно может принять участие весь класс. Вариацией деловой игры на уроке литературы может служить урок - пресс-конференция. Части учеников в классе предназначается роль экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Остальные ученики представляют журналистов различных газет. Так как подготовить урок- конференцию, используя только материал учебника невозможно, то идет обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации

Игровую форму занятий создаю на уроках русского языка при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Например, игра «Смешной алфавит». Каждый участник игры должен за определённое время составить оригинальный алфавит, придумав на каждую букву (кроме й,ь,ъ) фразу таким образом, чтобы все слова в ней начинались с одной и той же буквы. Если детям трудно составлять предложения, можно ограничиться составлением словосочетаний. В ролевой игре «Орфографические джунгли» играющие делятся на три группы: «джунгли», «первопроходцы» и «первопоселенцы». Группа «джунгли» готовит орфографический материал по той или иной части речи по изученным орфограммам. Каждое задание - заросли - этап прохождения джунглей. Задача группы «джунглей» приготовить задания как можно запутаннее и сложней, чтобы остановить группу «первопроходцев». Группа «первопоселенцев» проверяет, как группа «первопроходцев» выполняет задания. Если задание выполнено правильно, «первопоселенцы» строят дом и готовят защиту дома - вопрос группе «джунглей». Игру «Орфографический марафон» использую для закрепления определённых орфографических правил. Участники соревнуются в написании текста на любую тему. Непременным условием является употребление в сочиняемом тексте 8 слов на изучаемое орфографическое правило. Игра может проводиться как соревнование команд.

На уроках-практикумах в форме деловой игры решаем «серьезные» задачи по развитию личности; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию. Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу. Но не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. В рамках методического объединения мною были даны открытые уроки-практикумы в форме деловой игры: «Корректор» и «Учимся благодарить».

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Я пытаюсь через урок помочь ученикам открыть в себе такие способности, о которых они раньше не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы и специальные творческие уроки. Все это должно быть направлено на развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества.





































5


© 2010-2022