Рабочая программа по литературе для 7 класса (На основе программы Г. И. Беленького)

Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. Изначально программа рассчитана на 102 ча...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

города Кургана

«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 22

учителей гуманитарного «_____»________2014г.

цикла МБОУ СОШ № 22 _______/ Э.В. Гончар/

Протокол № 1 от _________/Т.А. Яружина/ «______»____________2014г.

«____»____________

Руководитель МО Печать ОУ

__________/С.А. Иванова/

Рабочая программа

по литературе

на 2014-2015 учебный год

для 7-ого класса




Автор-составитель: Летунова О.А., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории






г. Курган

2014 год


Раздел I. Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009. Изначально программа рассчитана на 102 часа (1 год обучения, является программой базового уровня обучения).

Так как по учебному плану МБОУ СОШ № 22 на изучение литературы в 7-ых классах выделено 2 часа в неделю, программа составлена из расчёта 68 часов. Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ под редакцией Г. И. Беленького (М., «Мнемозина», 2009 год, базовый уровень).

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно, с опорой на художественный текст. Произведения первого и второго списка включены в данное планирование. Произведения для самостоятельного чтения вынесены для изучения на индивидуально-групповых занятиях.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы

  • развить способности:

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт, защита проектов.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений






Программа предусматривает проведение 6 уроков внеклассного чтения:


п/п

Содержание

1

По следам прочитанного летом

2

Тема родины в творчестве местных поэтов.

3

Рассказы А.П.Чехова «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».

4

Критические моменты в жизни главного героя, обострение чувств, страдание души в рассказе «Мальчик у Христа на елке»

5

Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

6

В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки».

Программа предусматривает работу по развитию речи:


п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Подготовка к сочинению-размышлению (домашнему)«Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?»

1

2

Сочинение классное

Темы: «Тарас Бульба - герой повести Гоголя»; «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)», «Тарас Бульба - предводитель и товарищ запорожцев», «Тарас Бульба в семье и боях»)

1

3

Подготовка к домашнему сочинению «Герой Полтавы» («Судьба Кочубея»)

1

4

Обучение выразительному чтению стихотворений в прозе.

1

5

Анализ стихотворения «Железная дорога» (устно)

1

6

Анализ сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (устно)

1

7

Свернутый анализ рассказов А.П.Чехова.

1

8

Обучение пересказу текста. По повести Л.Н.Толстого «Детство»

1

9

Сочинение классное по прочитанным страницам романа «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и справедливое!»

1

10

Домашнее сочинение на одну из предложенных тем («Роль бабушки в жизни Алеши», «История жизни деда Каширина», «Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?»)

1

11

Сочинение «У каждого человека свои звезды»

1

Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:


Класс

Кол-во часов

Кол-во классных сочинений

Внеклассное чтение

Развитие речи

Техника чтения

7В,Г,Д

68

2

6

11

150 -170 слов




Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Контрольные

работы

Развитие речи


Внеклассное чтение

Введение

2



1

«Минувшее проходит предо мною…»

18

3

3

1

«Художник - голос своей эпохи»

14


4

1

Запечатленные мгновенья

3




Человек в движении времени

19

2

3

3

Содружество искусства

4




Перекличка эпох

4



Фантастика. Тема будущего

3

1

1


Итоговый урок

1




Итого:

68

6

11

6


Раздел III. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.


Литература для учителя:


  • Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009.

  • ЦОР по всем темам


Литература для учащихся:


  • Литература. Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2007-2009.

Календарно-тематическое планирование по литературе


7 класс


ур

Дата

Неделя

Тема урока

Кол-во часов

Форма урока, используемые технологии

Теория литературы

Развитие УУД

Развитие речи, наизусть

Вид деятельности

Путешествие без расстояний

1

р/к

вн/чт

Пространство и время в литературе. Знакомство с программой предстоящего года

По следам прочитанного летом

1

Беседа, работа с книгой

П. :актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять. Выявлять сходство и различие.

Р. :понимание задания и конечного результата

К. :готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний..

Владение монологической и диалогической речью

У м е т ь: составлять план

прочитанного; владеть различными

видами пересказа.

2

Роды и виды (жанры) литературы

1

Лекция, беседа, работа с книгой

Род, вид, жанр литературы

П. :выбор оснований и критериев для сравнения

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Работа с текстами

З н а т ь: о родах и жанрах литературных произведений

«Минувшее проходит предо мною...» (Писатели о прошлом нашей Родины)

3

р/к

М. Ю. Лермонтов. Перенесемся в XVI век. Строки истории. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Чтение I части

Кавказ в жизни поэта.

1

Лекция, беседа, проблемные задания, презентация

Песенный стих, проблемы.

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний.

Владение монологической речью, умение делать выводы

З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению

4

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей

1

Беседа, проблемные задания. Работа с книгой

композиция

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конкретного результата

К.: умение структруировать прослушанный текст

Л.: представление своих оценок по поводу услышанного

Владение монологической и диалогической речью

5

р/р

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». «Песня…» и устное народное творчество. Анализ III части

Подготовка к дом. сочинению-размышлению «Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?»

1

Работа с книгой. презентация

Композиция, язык песни

П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний

Р.: понимать структуру текста

К.: полно и ясно выражать свои мысли

Л.: давать оценку своей работе

6

А. К. Толстой «Василий Шибанов» (для чтения и обсуждения)

1

Лекция, беседа, презентация

Баллада. Характер, архаизмы

П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять, выявлять сходство и различие

Р.: понимание задания и конечного результата

К.6 готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Свободная работа с текстом. Самостолятельный поиск необходимой информации на заданную тему

У м е т ь: выразительно читать художественное произведение.

7

Проект 1

Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Что может быть непонятно в содержании повести? «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»

1

Лекция, беседа, презентация

Повесть, гиперболизация, изобразительные средства языка

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической и диалогической речью

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия "деталь" произведения,

нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа,

участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

У м е т ь: выделять смысловые части

художественного текста, сопоставлять

эпизоды и сравнивать героев

8

«Тарас Бульба». Глава II. «…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему»

1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Изобразительно-выразительные средства

П.6 актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение собственных знаний и незнаний

Умение самостоятельно делать выводы

9

«Тарас Бульба». Главы III-VI. «Так вот она, Сечь!<…> Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)

1

Работа с книгой, беседа, проблемные задания

Пафос повести, товарищество

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической речью

10

«Тарас Бульба». Главы VII-IX. «Как умеют биться на Русской земле и …как умеют умирать в ней за святую веру»

1

Работа с книгой, беседа, проблемные задания

Тема. эпизод

П.: умение синтезировать информацию. Сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственнгых знаний и незнаний

Умение делать выводы.

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия "деталь" произведения,

нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

У м е т ь: выделять смысловые части

художественного текста, сопоставлять

эпизоды и сравнивать героев

11

«Тарас Бульба». Главы X-XII. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»

1

Аналитическая беседа, работа с книгой

Эпизод, характер, деталь

П.: выбор оснований и критериев для сравнений

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение структурировать текст

Л. давать оценку своей работе

Свободная работа с текстом, владение монологической речью

12

«Тарас Бульба». Характер литературного героя

1

Работа с книгой. Проблемные вопросы

Характер. Герой, проблема

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.6 давать оценку своей работе

Совершенствование навыков работы с книгой

13

р/р

«Тарас Бульба». Пишем сочинение. «Приглашаем в библиотеку»

1

Самостоятельная работа над сочинением

П.: выбор оснований и критериев для сравнения

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Самостоятельный поиск необходимой информации

14

р/к

А. С. Пушкин. О писателе.

Пушкин и Кавказ.

Историческая основа поэмы «Полтава». «Полтава»

1

Лекция, презентация

Поэма, тема, проблема, баллада, драма

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конкретного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л. представление своих оценок по поводу услышанного

Владение монологической и диалогической речью

З н а т ь: историческую основу

изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно

читать стихотворный отрывок

15

«Полтава». Композиция, стихотворный язык поэмы, анализ характеров Марии, Мазепы, Кочубея

1

Беседа, работа с книгой

Композиция. Стихотворный язык

П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний

Р.: понимать структуру текста

К.: полно и ясно выражать свои мысли

Л.: нравственно-этическое оценивание( умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

Владение монологической речью

16

«Полтава». Герои и язык поэмы. Полтавский бой. Метафора

1

Работа с книгой

Герои, язык поэмы, метафора

П.: выбор оснований и критериев для сравнения

Р.: умение расположить собранный материал

К.6 умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Свободная работа с текстом

17

р/р

«Полтава». О поэме. Петр I и его недруги. Кульминация и развязка событий в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»

1

Работа с текстами, словарями, индивидуальная работа

Кульминация, развязка

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: умение структурировать текст

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Совершенствование работы с текстом

18

Н. С. Лесков. О писателе. К истории создания рассказа «Человек на часах». «Человек на часах (1839 г.)». «…Отчасти придворный, отчасти исторический анекдот… любопытной эпохи»

1

Лекция, презентация

Рассказ, анекдот

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.6 умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

З н а т ь: тематику и жанры произведений Лескова, историческую основу рассказа.

У м е т ь: анализировать рассказ по вопросам учебника

19

«Человек на часах (1839 г.)» «Ложь во спасение»

1

Беседа, работа с книгой

Рассказ, характеристика героя

П.: выбор оснований и критериев для сравнений

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Совершенствование работы с книгой

20

р/к

вн/чт

Проект 2

Завершая раздел хрестоматии… И. С. Никитин «Русь»

Тема родины в творчестве местных поэтов.

1

презентация

Тема, патриотизм

П.: умение синтезировать информацию

Р.: умение расположить материал

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

«Художник - голос своей эпохи» (Писатели-классики о своём времени)

21

Писатели о своем времени. О писателе. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк»

1

презентация

Рассказ. Бирюк, пейзаж

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конкретного результата

К.: умение создавать устные монологические высказывания

Л.: представление своих оценок по поводу услышанного

Владение монологической речью

З н а т ь: содержание понятия пейзаж.

У м е т ь: составлять тезисы и план

прочитанного; владеть различными

видами пересказа.

22

Рассказ «Бирюк»

1

Беседа, работа с текстом

Характер, конфликт. Психологизм, диалог

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической и диалогической речью

23

Стихотворения в прозе

1

Беседа, работа с текстом

Стихотворение в прозе, тематика, лиризм

П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний

Р.: понимать структуру текста

К.: полно и ясно выражать свои мысли

Л.: нравственно-этическое оценивание

Владение монологической речью

З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтику стихотворений в прозе,

выразительно читать стихотворения в прозе.

24

р/р

Стихотворения в прозе

1

демонстрация

Стихотворение в прозе

П.: умение синтезировать информацию

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение полно и ясно выражать мысли

Л.: давать оценку своей работе

25

Н. А. Некрасов. О поэте. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». «Железная дорога». «Вот они - нашей дороги строители!..»

1

презентация

Народная тема

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Умение владеть монологической речью

З н а т ь: о народной теме в творчестве поэта, основу стихотворения «Железная дорога», особенности его композиции

26

р/р

«Железная дорога» и устное народное творчество. Два мнения о стихотворении «Железная дорога». «Вот они - нашей дороги строители!..»

1

Беседа, работа с текстом

Композиция, стихотворный размер, усечённая строка

П.: выбор оснований и критериев для сравнения

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение структурироватьтекст

Л.: давать оценку своей работе

Строить рассуждения на заданную тему

27

«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Орина, мать солдатская». «Мало слов, а горя реченька…»

1

Беседа, работа с текстом

Эпиграф, диалог

П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний

Р.: понимать структуру текста

К.: полно и ясно выражать свои мысли

Л.: нравственно-этическое оценивание

Самостоятельно делать выводы

З н а т ь: о женской теме в стихотворениях Некрасова

У м е т ь: выразительно читать стихотворения.

28

«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Мороз, Красный нос» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…»

1

Беседа, работа с текстом

характер

П.: умение синтезировать информацию

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе, слушать и слышать партнёра

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

29

О писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Прокурор общественной жизни»

1

презентация

Повесть, юмор, сатира

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конкретного результата

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

З н а т ь: содержание сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы

в народной жизни, отраженные

в сказках, составлять рассуждения

о сильных и слабых сторонах

народного характера.

30

р/р


«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Его обличительный смех «горек и пронзителен»

1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Ирония. Гипербола, гротеск

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической речью

31

«Дикий помещик». М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик

1

Лекция, презентация

сатира

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конкретного результата

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Строить рассуждения на заданную тему

32

А. П. Чехов. О писателе. «Хамелеон»

1

презентация

Рассказ, средства сатирического

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

З н а т ь: факты биографии Чехова, средства сатирического изображения

33

«На мельнице». «Тоска». О чем и почему молчит писатель

1

Работа с текстом

Характер, психологизм

П.: умение синтезировать информацию

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

34

р/р

вн/чт

Для самостоятельного чтения. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». Завершая раздел хрестоматии

1

Работа с текстом

П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Свободная работа с текстами

У м е т ь: свёрнуто анализировать рассказы по вопросам учебника

Запечатлённые мгновения (Художественное время в лирике)

35

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Песок сыпучий по колени…». «Тихой ночью, поздним летом…» «Как неожиданно и ярко…». «О, в этом радужном виденье/ Какая нега для очей!» (Ф. И. Тютчев)

1

Лекция, презентация

Лирика, пейзаж

П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний

Р.: понимать структуру текста

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: нравственно-этическое оценивание

Владение монологической речью

З н а т ь: стихотворения о родной природе -

состояние души поэта, переданное через

описание природы

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно

читать стихотворение

36

Стихотворения А. А. Фета. «Мотылек мальчику». «Сосны». «Осенняя роза». «Одно из свойств поэта есть хранение живых впечатлений» (Фет)

1

Беседа, работа с книгой

Пейзаж, ритм

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

37

р/к

Я. П. Полонский. «Дорога». «Зимний путь». «Тревоги духа, а не скуку | Делил я с музой молодой…» (Я. П. Полонский)

1

Беседа, работа с текстами

новелла

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Свободная работа с текстами

Человек в движении времени (Тема становления личности)

38

Проект 3

Л. Н. Толстой. Любить человека. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «Мир Толстого - это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким…» (В. Г. Короленко)

1

презентация

Трилогия

П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

З н а т ь: содержание повести;

нравственную проблематику

повести; владеть различными

видами пересказа, участвовать

в диалоге по прочитанному

произведению.

У м е т ь: пересказывать произведение

39

р/р

«Детство» (избранные главы). Главы VII, XIII. «…Все это я видел, слышал и чувствовал»

1

Беседа, работа с текстом

характер

П.: смысловое чтение. Актуализация имеющихся знаний

Р.: понимать структуру текста

К.: полно и ясно выражать свои мысли

Л.: нравственно-этическое оценивание

Владение монологической речью

40

«Детство» (избранные главы). Главы XV, XIX. «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»

1

Беседа, работа с текстом

портрет

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: работать в коллективе

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Свободная работа с текстом, владение диалогической речью

41

«Отрочество» (избранные главы). Глава II «Гроза». «…Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства… всегда останутся существенными чертами его таланта…» (Н. Г. Чернышевский)

1

Беседа, работа с текстом

Изобразительно-выразительные средства, параллелизм

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

42

«Отрочество» (избранные главы). Главы III, V. «…Перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним…»

1

Беседа, работа с текстом

Мораль, неравенство

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической речью

43

Герой и рассказчик повестей «Детство» и «Отрочество»

1

презентация

Автобиография, герой и рассказчик

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

44

Ф. М. Достоевский. О писателе. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Глава «Связался со школьниками». «…Я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой…» (Ф. М. Достоевский)

1

презентация

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической речью

45

В семействе штабс-капитана Снегирева. (Главы из романа «Братья Карамазовы»). «Слезы… сочувствия, сострадания и любви»

1

Беседа, работа с текстом

Проблемы, психологическое состояние, интерьер

П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Умение самостоятельно делать выводы, строить рассуждения

46

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). У Илюшиной постельки. Илюша и Коля Красоткин.«Дорогой для нас мальчик..!»

1

Беседа, работа с текстом

Самолюбие, самовластие, самоосуждение

П.: умение синтезировать информацию, выявлять сходства и различия

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

47

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Главы «Илюша», «Похороны Илюшечки. Речь у камня». «…Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства…»

1

Беседа, работа с текстом

Положительный герой

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе

Л.: смыслообразование

Свободная работа с текстом

48

вн/чт


Ф.м.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

1

презентация

П.:актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической речью

49 р/р

р/к

Контрольное сочинение по темам: «Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»

1

Самостоятельная работа над сочинением

П.: выбор оснований и критериев для сравнений

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

50

вн/чт

Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

1

презентация

Повесть, проблемы

П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: полно и ясно выражать свои мысли

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

51

М. Горький. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «…Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»

1

Лекция, презентация

повесть

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

52

«Детство» (избранные главы). Главы II, III. «…Свинцовые мерзости дикой русской жизни…»

1

Беседа, работа с текстом

Композиция, портрет, сравнения

П.: выбор оснований и критериев для сравнения

Р.: умение расположить собранный материал

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

53

«Детство» (избранные главы). Главы III, IV, V. «…И потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь»

1

Беседа, работа с текстом

Эпизод, средства характеристики героев

П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Умение строить рассуждения на заданную тему

54


«Детство» (избранные главы). Главы VII, VIII. «…Моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране - лучших людей ее…»

1

Работа с текстом, демонстрация

милосердие

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической речью

55

р/р

«Детство» (избранные главы). Главы XII, XIII. «Хотя они (эти мерзости) …и противны, и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их»

Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»

1

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Пейзаж, музыкальность, метафоричность

П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Самостоятельный поиск необходимой информации

56

вн/чт

В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки». Урок внеклассного чтения. (Рассказы Солоухина предлагаются не для глубокого изучения, а для самостоятельного чтения и краткой беседы о них)

1

презентация

пафос

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической речью

Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

57

Проект 4

С. П. Шевырев «Звуки». В мире красок и звуков. Три языка искусства

1

презентация

Музыка, живопись, литература

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать

К.: умение полно и ясно выражать свои мысли

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

58

К. Г. Паустовский. О писателе. «Корзина с еловыми шишками». «Слушая хорошую музыку, я мечтаю о том, чем в это время занято мое сердце» (Стендаль)

1

Беседа, работа с текстом

музыка

П.: выбор оснований и критериев для сравнения

Р.6 умение расположить собранный материал

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

59

К. Г. Паустовский. «Исаак Левитан» (в сокращении). «Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим» (К. Паустовский)

1

Проблемные вопросы

метафора

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: работать в коллективе

Л.: давать оценку своей работе

Самостоятельно делать выводы

60

Языком поэзии. А. Блок «Я никогда не понимал…» К. Бальмонт «Грусть». К. Фофанов «Художник», «Уснули и травы и волны…». «…Знание соседних областей искусства - поэзии, живописи, скульптуры и музыки - необыкновенно обогащает внутренний мир…» (К. Г. Паустовский)

1

презентация

Музыка, живопись, другие виды искусства

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

Перекличка эпох

61

Ж. Б. Мольер. О драматурге. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие первое. Жизнь Ж. Б. Мольера

1

Лекция, презентация

Пьеса, комедия, сатира

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Строить рассуждения на заданную тему

62

«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие второе. Действие третье (явления 1-3). Журден и его наставники

1

Беседа, работа с текстом

Приёмы комического изображения

П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять

Р.: понимание задания и конкретного результата

К.: умение структурировать текст

Л.: смыслообразование

Владение монологической речью

63

«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действия третье (явления 4-21, в сокращении) и четвертое. Фиаско господина Журдена

1

Работа с текстом, проблемные вопросы

комедия

П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: умение структурировать текст

Л.: представление своих оценок по поводу услышанного

Владение монологической речью

64

И. А. Крылов. О писателе. «Урок дочкам» (отрывки). Явления второе, третье, четвертое, пятое, шестое. «Люблю, где случай есть, / Пороки пощипать!»

«Урок дочкам» (отрывки). «…С нашим вкусом, с нашим дарованием - зарыть нас живых в деревне!»

1

презентация

басня

П.: умение синтезировать информацию, выявлять сходства и различия

Р.: понимания задания и конечного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: давать оценку своей работе

Строить рассуждения на заданную тему

Фантастика. Тема будущего

65

А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц» (избранные главы). «Откуда я? Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны»

1

презентация

Сказка, аллегория

П.: умение синтезировать информацию

Р.: понимание задания и конкретного результата

К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения

Л.: определение степени собственных знаний и незнаний

Владение монологической речью

66

р/р

«Маленький принц» (избранные главы). «…Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».

Подготовка к домашнему сочинению «У каждого человека свои звезды»

1

Работа с книгой, проблемные задания

афоризм

П.: выбор оснований и критериев для сравнений

Р.: понимать структуру текста

К.: полно и ясно выражать свои мысли

Л.: давать оценку своей работе

Самостоятельно делать выводы

67

Р. Брэдбери. О писателе. «Каникулы». «А нам не будет одиноко?»

Р. Брэдбери. «Земляничное окошко». «…Чего нам больше всего недостает?»

1

презентация

фантастика

П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять

Р.: понимание задания и конечного результата

К.: умение структурировать текст

Л.: давать оценку своей работе

Владение монологической речью

68

Итоговый урок. Обобщим изученное

1

беседа












График контрольных работ по литературе в 7 классе


дата

Вид работы

Тема


Дом. сочинение-размышление

«Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?»


Контрольное сочинение по повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба».

Темы: 1) «Тарас Бульба - герой повести Гоголя»;

2«Остап и Андрий (сравнительная характеристика)»

  1. «Тарас Бульба - предводитель и товарищ запорожцев»

  2. «Тарас Бульба в семье и боях»


Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»

Темы: «Незабываемые страницы поэмы», «Судьба Кочубея», «Вероломный гетман», «Герой Полтавы».


Контрольное сочинение

«Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»


Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»

«Почему Алёша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?»,

«Роль бабушки в жизни Алёши», «История жизни деда Каширина».



Домашнее сочинение

«У каждого человека свои звезды»



© 2010-2022