- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 7 класса (На основе программы Г. И. Беленького)
Рабочая программа по литературе для 7 класса (На основе программы Г. И. Беленького)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Летунова О.А. |
Дата | 20.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
города Кургана
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 22
учителей гуманитарного «_____»________2014г.
цикла МБОУ СОШ № 22 _______/ Э.В. Гончар/
Протокол № 1 от _________/Т.А. Яружина/ «______»____________2014г.
«____»____________
Руководитель МО Печать ОУ
__________/С.А. Иванова/
Рабочая программа
по литературе
на 2014-2015 учебный год
для 7-ого класса
Автор-составитель: Летунова О.А., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
г. Курган
2014 год
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009. Изначально программа рассчитана на 102 часа (1 год обучения, является программой базового уровня обучения).
Так как по учебному плану МБОУ СОШ № 22 на изучение литературы в 7-ых классах выделено 2 часа в неделю, программа составлена из расчёта 68 часов. Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ под редакцией Г. И. Беленького (М., «Мнемозина», 2009 год, базовый уровень).
Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно, с опорой на художественный текст. Произведения первого и второго списка включены в данное планирование. Произведения для самостоятельного чтения вынесены для изучения на индивидуально-групповых занятиях.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
-
приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
-
развить способности:
-
воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
-
формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
-
осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
-
освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
-
анализировать и оценивать литературные произведения;
-
получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
-
развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт, защита проектов.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Программа предусматривает проведение 6 уроков внеклассного чтения:
№
п/п
Содержание
1
По следам прочитанного летом
2
Тема родины в творчестве местных поэтов.
3
Рассказы А.П.Чехова «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».
4
Критические моменты в жизни главного героя, обострение чувств, страдание души в рассказе «Мальчик у Христа на елке»
5
Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
6
В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки».
Программа предусматривает работу по развитию речи:
№
п/п
Содержание
Кол-во часов
1
Подготовка к сочинению-размышлению (домашнему)«Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?»
1
2
Сочинение классное
Темы: «Тарас Бульба - герой повести Гоголя»; «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)», «Тарас Бульба - предводитель и товарищ запорожцев», «Тарас Бульба в семье и боях»)
1
3
Подготовка к домашнему сочинению «Герой Полтавы» («Судьба Кочубея»)
1
4
Обучение выразительному чтению стихотворений в прозе.
1
5
Анализ стихотворения «Железная дорога» (устно)
1
6
Анализ сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (устно)
1
7
Свернутый анализ рассказов А.П.Чехова.
1
8
Обучение пересказу текста. По повести Л.Н.Толстого «Детство»
1
9
Сочинение классное по прочитанным страницам романа «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и справедливое!»
1
10
Домашнее сочинение на одну из предложенных тем («Роль бабушки в жизни Алеши», «История жизни деда Каширина», «Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?»)
1
11
Сочинение «У каждого человека свои звезды»
1
Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:
Класс
Кол-во часов
Кол-во классных сочинений
Внеклассное чтение
Развитие речи
Техника чтения
7В,Г,Д
68
2
6
11
150 -170 слов
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Контрольные
работы
Развитие речи
Внеклассное чтение
Введение
2
1
«Минувшее проходит предо мною…»
18
3
3
1
«Художник - голос своей эпохи»
14
4
1
Запечатленные мгновенья
3
Человек в движении времени
19
2
3
3
Содружество искусства
4
Перекличка эпох
4
Фантастика. Тема будущего
3
1
1
Итоговый урок
1
Итого:
68
6
11
6
Раздел III. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
-
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
-
умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
-
владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
-
определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
-
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
-
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; -
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
-
работать с книгой
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; -
выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; -
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для учителя:
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009.
-
ЦОР по всем темам
Литература для учащихся:
-
Литература. Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2007-2009.
Календарно-тематическое планирование по литературе
7 класс
№
ур
Дата
Неделя
Тема урока
Кол-во часов
Форма урока, используемые технологии
Теория литературы
Развитие УУД
Развитие речи, наизусть
Вид деятельности
Путешествие без расстояний
1
р/к
вн/чт
Пространство и время в литературе. Знакомство с программой предстоящего года
По следам прочитанного летом
1
Беседа, работа с книгой
П. :актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять. Выявлять сходство и различие.
Р. :понимание задания и конечного результата
К. :готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний..
Владение монологической и диалогической речью
У м е т ь: составлять план
прочитанного; владеть различными
видами пересказа.
2
Роды и виды (жанры) литературы
1
Лекция, беседа, работа с книгой
Род, вид, жанр литературы
П. :выбор оснований и критериев для сравнения
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Работа с текстами
З н а т ь: о родах и жанрах литературных произведений
«Минувшее проходит предо мною...» (Писатели о прошлом нашей Родины)
3
р/к
М. Ю. Лермонтов. Перенесемся в XVI век. Строки истории. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Чтение I части
Кавказ в жизни поэта.
1
Лекция, беседа, проблемные задания, презентация
Песенный стих, проблемы.
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний.
Владение монологической речью, умение делать выводы
З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по
прочитанному произведению
4
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей
1
Беседа, проблемные задания. Работа с книгой
композиция
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конкретного результата
К.: умение структруировать прослушанный текст
Л.: представление своих оценок по поводу услышанного
Владение монологической и диалогической речью
5
р/р
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». «Песня…» и устное народное творчество. Анализ III части
Подготовка к дом. сочинению-размышлению «Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?»
1
Работа с книгой. презентация
Композиция, язык песни
П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний
Р.: понимать структуру текста
К.: полно и ясно выражать свои мысли
Л.: давать оценку своей работе
6
А. К. Толстой «Василий Шибанов» (для чтения и обсуждения)
1
Лекция, беседа, презентация
Баллада. Характер, архаизмы
П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять, выявлять сходство и различие
Р.: понимание задания и конечного результата
К.6 готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Свободная работа с текстом. Самостолятельный поиск необходимой информации на заданную тему
У м е т ь: выразительно читать художественное произведение.
7
Проект 1
Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Что может быть непонятно в содержании повести? «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»
1
Лекция, беседа, презентация
Повесть, гиперболизация, изобразительные средства языка
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической и диалогической речью
З н а т ь: содержание повести;
содержание понятия "деталь" произведения,
нравственную проблематику повести;
владеть различными видами пересказа,
участвовать в диалоге по
прочитанному произведению.
У м е т ь: выделять смысловые части
художественного текста, сопоставлять
эпизоды и сравнивать героев
8
«Тарас Бульба». Глава II. «…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему»
1
Аналитическая беседа, проблемные вопросы
Изобразительно-выразительные средства
П.6 актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение собственных знаний и незнаний
Умение самостоятельно делать выводы
9
«Тарас Бульба». Главы III-VI. «Так вот она, Сечь!<…> Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)
1
Работа с книгой, беседа, проблемные задания
Пафос повести, товарищество
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической речью
10
«Тарас Бульба». Главы VII-IX. «Как умеют биться на Русской земле и …как умеют умирать в ней за святую веру»
1
Работа с книгой, беседа, проблемные задания
Тема. эпизод
П.: умение синтезировать информацию. Сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственнгых знаний и незнаний
Умение делать выводы.
З н а т ь: содержание повести;
содержание понятия "деталь" произведения,
нравственную проблематику повести;
владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по
прочитанному произведению.
У м е т ь: выделять смысловые части
художественного текста, сопоставлять
эпизоды и сравнивать героев
11
«Тарас Бульба». Главы X-XII. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»
1
Аналитическая беседа, работа с книгой
Эпизод, характер, деталь
П.: выбор оснований и критериев для сравнений
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение структурировать текст
Л. давать оценку своей работе
Свободная работа с текстом, владение монологической речью
12
«Тарас Бульба». Характер литературного героя
1
Работа с книгой. Проблемные вопросы
Характер. Герой, проблема
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.6 давать оценку своей работе
Совершенствование навыков работы с книгой
13
р/р
«Тарас Бульба». Пишем сочинение. «Приглашаем в библиотеку»
1
Самостоятельная работа над сочинением
П.: выбор оснований и критериев для сравнения
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Самостоятельный поиск необходимой информации
14
р/к
А. С. Пушкин. О писателе.
Пушкин и Кавказ.
Историческая основа поэмы «Полтава». «Полтава»
1
Лекция, презентация
Поэма, тема, проблема, баллада, драма
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конкретного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л. представление своих оценок по поводу услышанного
Владение монологической и диалогической речью
З н а т ь: историческую основу
изучаемых произведений А.С. Пушкина,
понятие жанров: поэмы, баллады, драмы
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно
читать стихотворный отрывок
15
«Полтава». Композиция, стихотворный язык поэмы, анализ характеров Марии, Мазепы, Кочубея
1
Беседа, работа с книгой
Композиция. Стихотворный язык
П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний
Р.: понимать структуру текста
К.: полно и ясно выражать свои мысли
Л.: нравственно-этическое оценивание( умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)
Владение монологической речью
16
«Полтава». Герои и язык поэмы. Полтавский бой. Метафора
1
Работа с книгой
Герои, язык поэмы, метафора
П.: выбор оснований и критериев для сравнения
Р.: умение расположить собранный материал
К.6 умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Свободная работа с текстом
17
р/р
«Полтава». О поэме. Петр I и его недруги. Кульминация и развязка событий в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»
1
Работа с текстами, словарями, индивидуальная работа
Кульминация, развязка
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: умение структурировать текст
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Совершенствование работы с текстом
18
Н. С. Лесков. О писателе. К истории создания рассказа «Человек на часах». «Человек на часах (1839 г.)». «…Отчасти придворный, отчасти исторический анекдот… любопытной эпохи»
1
Лекция, презентация
Рассказ, анекдот
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.6 умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
З н а т ь: тематику и жанры произведений Лескова, историческую основу рассказа.
У м е т ь: анализировать рассказ по вопросам учебника
19
«Человек на часах (1839 г.)» «Ложь во спасение»
1
Беседа, работа с книгой
Рассказ, характеристика героя
П.: выбор оснований и критериев для сравнений
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Совершенствование работы с книгой
20
р/к
вн/чт
Проект 2
Завершая раздел хрестоматии… И. С. Никитин «Русь»
Тема родины в творчестве местных поэтов.
1
презентация
Тема, патриотизм
П.: умение синтезировать информацию
Р.: умение расположить материал
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
«Художник - голос своей эпохи» (Писатели-классики о своём времени)
21
Писатели о своем времени. О писателе. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк»
1
презентация
Рассказ. Бирюк, пейзаж
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конкретного результата
К.: умение создавать устные монологические высказывания
Л.: представление своих оценок по поводу услышанного
Владение монологической речью
З н а т ь: содержание понятия пейзаж.
У м е т ь: составлять тезисы и план
прочитанного; владеть различными
видами пересказа.
22
Рассказ «Бирюк»
1
Беседа, работа с текстом
Характер, конфликт. Психологизм, диалог
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической и диалогической речью
23
Стихотворения в прозе
1
Беседа, работа с текстом
Стихотворение в прозе, тематика, лиризм
П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний
Р.: понимать структуру текста
К.: полно и ясно выражать свои мысли
Л.: нравственно-этическое оценивание
Владение монологической речью
З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтику стихотворений в прозе,
выразительно читать стихотворения в прозе.
24
р/р
Стихотворения в прозе
1
демонстрация
Стихотворение в прозе
П.: умение синтезировать информацию
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение полно и ясно выражать мысли
Л.: давать оценку своей работе
25
Н. А. Некрасов. О поэте. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». «Железная дорога». «Вот они - нашей дороги строители!..»
1
презентация
Народная тема
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Умение владеть монологической речью
З н а т ь: о народной теме в творчестве поэта, основу стихотворения «Железная дорога», особенности его композиции
26
р/р
«Железная дорога» и устное народное творчество. Два мнения о стихотворении «Железная дорога». «Вот они - нашей дороги строители!..»
1
Беседа, работа с текстом
Композиция, стихотворный размер, усечённая строка
П.: выбор оснований и критериев для сравнения
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение структурироватьтекст
Л.: давать оценку своей работе
Строить рассуждения на заданную тему
27
«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Орина, мать солдатская». «Мало слов, а горя реченька…»
1
Беседа, работа с текстом
Эпиграф, диалог
П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний
Р.: понимать структуру текста
К.: полно и ясно выражать свои мысли
Л.: нравственно-этическое оценивание
Самостоятельно делать выводы
З н а т ь: о женской теме в стихотворениях Некрасова
У м е т ь: выразительно читать стихотворения.
28
«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Мороз, Красный нос» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…»
1
Беседа, работа с текстом
характер
П.: умение синтезировать информацию
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе, слушать и слышать партнёра
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
29
О писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Прокурор общественной жизни»
1
презентация
Повесть, юмор, сатира
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конкретного результата
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
З н а т ь: содержание сказок.
У м е т ь: выявлять парадоксы
в народной жизни, отраженные
в сказках, составлять рассуждения
о сильных и слабых сторонах
народного характера.
30
р/р
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Его обличительный смех «горек и пронзителен»
1
Аналитическая беседа, проблемные вопросы
Ирония. Гипербола, гротеск
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической речью
31
«Дикий помещик». М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик
1
Лекция, презентация
сатира
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конкретного результата
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Строить рассуждения на заданную тему
32
А. П. Чехов. О писателе. «Хамелеон»
1
презентация
Рассказ, средства сатирического
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
З н а т ь: факты биографии Чехова, средства сатирического изображения
33
«На мельнице». «Тоска». О чем и почему молчит писатель
1
Работа с текстом
Характер, психологизм
П.: умение синтезировать информацию
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
34
р/р
вн/чт
Для самостоятельного чтения. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». Завершая раздел хрестоматии
1
Работа с текстом
П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Свободная работа с текстами
У м е т ь: свёрнуто анализировать рассказы по вопросам учебника
Запечатлённые мгновения (Художественное время в лирике)
35
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Песок сыпучий по колени…». «Тихой ночью, поздним летом…» «Как неожиданно и ярко…». «О, в этом радужном виденье/ Какая нега для очей!» (Ф. И. Тютчев)
1
Лекция, презентация
Лирика, пейзаж
П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний
Р.: понимать структуру текста
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: нравственно-этическое оценивание
Владение монологической речью
З н а т ь: стихотворения о родной природе -
состояние души поэта, переданное через
описание природы
У м е т ь: воспринимать и анализировать
поэтический текст, выразительно
читать стихотворение
36
Стихотворения А. А. Фета. «Мотылек мальчику». «Сосны». «Осенняя роза». «Одно из свойств поэта есть хранение живых впечатлений» (Фет)
1
Беседа, работа с книгой
Пейзаж, ритм
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
37
р/к
Я. П. Полонский. «Дорога». «Зимний путь». «Тревоги духа, а не скуку | Делил я с музой молодой…» (Я. П. Полонский)
1
Беседа, работа с текстами
новелла
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Свободная работа с текстами
Человек в движении времени (Тема становления личности)
38
Проект 3
Л. Н. Толстой. Любить человека. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «Мир Толстого - это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким…» (В. Г. Короленко)
1
презентация
Трилогия
П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
З н а т ь: содержание повести;
нравственную проблематику
повести; владеть различными
видами пересказа, участвовать
в диалоге по прочитанному
произведению.
У м е т ь: пересказывать произведение
39
р/р
«Детство» (избранные главы). Главы VII, XIII. «…Все это я видел, слышал и чувствовал»
1
Беседа, работа с текстом
характер
П.: смысловое чтение. Актуализация имеющихся знаний
Р.: понимать структуру текста
К.: полно и ясно выражать свои мысли
Л.: нравственно-этическое оценивание
Владение монологической речью
40
«Детство» (избранные главы). Главы XV, XIX. «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»
1
Беседа, работа с текстом
портрет
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: работать в коллективе
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Свободная работа с текстом, владение диалогической речью
41
«Отрочество» (избранные главы). Глава II «Гроза». «…Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства… всегда останутся существенными чертами его таланта…» (Н. Г. Чернышевский)
1
Беседа, работа с текстом
Изобразительно-выразительные средства, параллелизм
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
42
«Отрочество» (избранные главы). Главы III, V. «…Перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним…»
1
Беседа, работа с текстом
Мораль, неравенство
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической речью
43
Герой и рассказчик повестей «Детство» и «Отрочество»
1
презентация
Автобиография, герой и рассказчик
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
44
Ф. М. Достоевский. О писателе. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Глава «Связался со школьниками». «…Я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой…» (Ф. М. Достоевский)
1
презентация
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической речью
45
В семействе штабс-капитана Снегирева. (Главы из романа «Братья Карамазовы»). «Слезы… сочувствия, сострадания и любви»
1
Беседа, работа с текстом
Проблемы, психологическое состояние, интерьер
П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Умение самостоятельно делать выводы, строить рассуждения
46
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). У Илюшиной постельки. Илюша и Коля Красоткин.«Дорогой для нас мальчик..!»
1
Беседа, работа с текстом
Самолюбие, самовластие, самоосуждение
П.: умение синтезировать информацию, выявлять сходства и различия
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
47
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Главы «Илюша», «Похороны Илюшечки. Речь у камня». «…Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства…»
1
Беседа, работа с текстом
Положительный герой
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе
Л.: смыслообразование
Свободная работа с текстом
48
вн/чт
Ф.м.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
1
презентация
П.:актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической речью
49 р/р
р/к
Контрольное сочинение по темам: «Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»
1
Самостоятельная работа над сочинением
П.: выбор оснований и критериев для сравнений
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
50
вн/чт
Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
1
презентация
Повесть, проблемы
П.: смысловое чтение, актуализация имеющихся знаний
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: полно и ясно выражать свои мысли
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
51
М. Горький. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «…Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»
1
Лекция, презентация
повесть
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
52
«Детство» (избранные главы). Главы II, III. «…Свинцовые мерзости дикой русской жизни…»
1
Беседа, работа с текстом
Композиция, портрет, сравнения
П.: выбор оснований и критериев для сравнения
Р.: умение расположить собранный материал
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
53
«Детство» (избранные главы). Главы III, IV, V. «…И потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь»
1
Беседа, работа с текстом
Эпизод, средства характеристики героев
П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Умение строить рассуждения на заданную тему
54
«Детство» (избранные главы). Главы VII, VIII. «…Моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране - лучших людей ее…»
1
Работа с текстом, демонстрация
милосердие
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической речью
55
р/р
«Детство» (избранные главы). Главы XII, XIII. «Хотя они (эти мерзости) …и противны, и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их»
Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»
1
Аналитическая беседа, проблемные вопросы
Пейзаж, музыкальность, метафоричность
П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Самостоятельный поиск необходимой информации
56
вн/чт
В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки». Урок внеклассного чтения. (Рассказы Солоухина предлагаются не для глубокого изучения, а для самостоятельного чтения и краткой беседы о них)
1
презентация
пафос
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической речью
Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)
57
Проект 4
С. П. Шевырев «Звуки». В мире красок и звуков. Три языка искусства
1
презентация
Музыка, живопись, литература
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: умение расположить собранный материал и скорректировать
К.: умение полно и ясно выражать свои мысли
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
58
К. Г. Паустовский. О писателе. «Корзина с еловыми шишками». «Слушая хорошую музыку, я мечтаю о том, чем в это время занято мое сердце» (Стендаль)
1
Беседа, работа с текстом
музыка
П.: выбор оснований и критериев для сравнения
Р.6 умение расположить собранный материал
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
59
К. Г. Паустовский. «Исаак Левитан» (в сокращении). «Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим» (К. Паустовский)
1
Проблемные вопросы
метафора
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: работать в коллективе
Л.: давать оценку своей работе
Самостоятельно делать выводы
60
Языком поэзии. А. Блок «Я никогда не понимал…» К. Бальмонт «Грусть». К. Фофанов «Художник», «Уснули и травы и волны…». «…Знание соседних областей искусства - поэзии, живописи, скульптуры и музыки - необыкновенно обогащает внутренний мир…» (К. Г. Паустовский)
1
презентация
Музыка, живопись, другие виды искусства
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
Перекличка эпох
61
Ж. Б. Мольер. О драматурге. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие первое. Жизнь Ж. Б. Мольера
1
Лекция, презентация
Пьеса, комедия, сатира
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Строить рассуждения на заданную тему
62
«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие второе. Действие третье (явления 1-3). Журден и его наставники
1
Беседа, работа с текстом
Приёмы комического изображения
П.: умение синтезировать информацию, сопоставлять
Р.: понимание задания и конкретного результата
К.: умение структурировать текст
Л.: смыслообразование
Владение монологической речью
63
«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действия третье (явления 4-21, в сокращении) и четвертое. Фиаско господина Журдена
1
Работа с текстом, проблемные вопросы
комедия
П.: актуализация имеющихся знаний. Умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: умение структурировать текст
Л.: представление своих оценок по поводу услышанного
Владение монологической речью
64
И. А. Крылов. О писателе. «Урок дочкам» (отрывки). Явления второе, третье, четвертое, пятое, шестое. «Люблю, где случай есть, / Пороки пощипать!»
«Урок дочкам» (отрывки). «…С нашим вкусом, с нашим дарованием - зарыть нас живых в деревне!»
1
презентация
басня
П.: умение синтезировать информацию, выявлять сходства и различия
Р.: понимания задания и конечного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: давать оценку своей работе
Строить рассуждения на заданную тему
Фантастика. Тема будущего
65
А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц» (избранные главы). «Откуда я? Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны»
1
презентация
Сказка, аллегория
П.: умение синтезировать информацию
Р.: понимание задания и конкретного результата
К.: готовность признавать возможность существования разных точек зрения
Л.: определение степени собственных знаний и незнаний
Владение монологической речью
66
р/р
«Маленький принц» (избранные главы). «…Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».
Подготовка к домашнему сочинению «У каждого человека свои звезды»
1
Работа с книгой, проблемные задания
афоризм
П.: выбор оснований и критериев для сравнений
Р.: понимать структуру текста
К.: полно и ясно выражать свои мысли
Л.: давать оценку своей работе
Самостоятельно делать выводы
67
Р. Брэдбери. О писателе. «Каникулы». «А нам не будет одиноко?»
Р. Брэдбери. «Земляничное окошко». «…Чего нам больше всего недостает?»
1
презентация
фантастика
П.: актуализация имеющихся знаний, умение сопоставлять
Р.: понимание задания и конечного результата
К.: умение структурировать текст
Л.: давать оценку своей работе
Владение монологической речью
68
Итоговый урок. Обобщим изученное
1
беседа
График контрольных работ по литературе в 7 классе
№
дата
Вид работы
Тема
Дом. сочинение-размышление
«Почему поэма М.Ю.Лермонтова заставляла задуматься о судьбе и правах человеческой личности?»
Контрольное сочинение по повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба».
Темы: 1) «Тарас Бульба - герой повести Гоголя»;
2«Остап и Андрий (сравнительная характеристика)»
-
«Тарас Бульба - предводитель и товарищ запорожцев»
-
«Тарас Бульба в семье и боях»
Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»
Темы: «Незабываемые страницы поэмы», «Судьба Кочубея», «Вероломный гетман», «Герой Полтавы».
Контрольное сочинение
«Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»
Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»
«Почему Алёша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?»,
«Роль бабушки в жизни Алёши», «История жизни деда Каширина».
Домашнее сочинение
«У каждого человека свои звезды»