- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект «Пейзаж настроения» (по лирике Ф. И. Тютчева))
План-конспект «Пейзаж настроения» (по лирике Ф. И. Тютчева))
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зыкова Н.А. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(VI класс)
«Пейзаж настроения»
(по лирике Ф.И. Тютчева))
СОДЕРЖАНИЕ
Конспект урока литературы
3
Список использованных источников
10
Приложение 1
12
Приложение 2
13
Тема урока: «Пейзаж настроения» (по лирике Ф.И. Тютчева).
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
(Ф.И. Тютчев).
Вид урока: урок-объяснение нового материала.
Тип урока: урок-практикум с элементами репродуктивной и эвристической беседы.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
1) познакомить учащихся с пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева;
2) сформировать представления у учащихся о своеобразии художественной манеры автора;
3) рассказать о задачах искусства;
4) продемонстрировать взаимосвязь различных видов искусств: поэзии, музыки и живописи;
5) совершенствовать навыки целостного анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, выразительного чтения лирического произведения;
6) вырабатывать навык аргументированно выражать свою точку зрения;
7) повторить содержание некоторых литературоведческих понятий (эпитет, метафора, олицетворение) и развивать навыки работы с ними;
8) расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);
4) развивать творческие способности.
3. Воспитывающие:
1) воспитывать гармоничную и духовную личность;
2) воспитывать любовь к природе;
3) воспитывать речевую культуру и бережное отношение к слову;
4) воспитывать интерес к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения.
Материалы и оборудование: плакат с эпиграфом к уроку, учебные карточки с текстом стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», лежащие на каждой парте (см. Приложение 1); портреты Ф.И. Тютчева и его матери, Е.Л. Тютчевой, репродукции с картин И.И. Левитана «Золотая осень», аудиозаписи симфонического цикла П.И. Чайковского «Времена года» (см. Приложение 2).
План урока:
I. Организационный момент, вступительное слово учителя - 3 мин.
II. Вводная беседа - 10 мин.
III. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…» (выразительное чтение и беседа по тексту) - 20 мин.
IV. Беседа по картинам И.И. Левитана «Золотая осень» и музыке П.И. Чайковского - 10 мин.
V. Подведение итогов урока и формулирование выводов - 2 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент, вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы продолжим говорить о великом русском поэте Федоре Ивановиче Тютчеве, портреты которого вы сегодня снова видите на демонстрационном стенде. На прошлом уроке мы познакомились с его биографией, теперь нам предстоит прикоснуться к его поэзии, которая продолжает волновать умы наших соотечественников на протяжении уже более полутора веков. Итак, начнем (тихо звучит музыка П.И. Чайковского).
II. Вводная беседа. Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите. Что же значит слово «настроение»?
(Настроение - внутреннее душевное состояние).
- А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?
(Высказывания учащихся).
- Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то - тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь?
(Высказывания учащихся).
- Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна. А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины?
(Метафора, олицетворение).
- Сейчас вы, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И.И. Левитана: «Нужна романтика. Мотив... Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь ее художественна. Земля ведь рай, и жизнь - тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник - тот же поэт». Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
(Ф.И. Тютчев).
(Выразительно читает ученик).
- И вот именно о душе и духе родной природы писали два великих художника - живописец Левитан и поэт Тютчев. Федор Иванович Тютчев - мастер пейзажной лирики. Его стихотворения - это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.
III. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…» (выразительное чтение и беседа по тексту). Обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», которое поэт написал по дороге из Овстуга в Москву, любуясь красотами русской природы. (Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся наизусть).
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
- Дома я просила вас выучить его наизусть и мысленно проиллюстрировать. Что же у вас получилось? Какую краску вы бы взяли, акварель или масло? Какую цветовую гамму выбрали бы для полотна?
(Ответы учащихся).
- Определим временные рамки стихотворения. «Первоначальная» осень. Этой уже не лето: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё...», « ...птиц не слышно боле...». Но в то же время «...далеко еще до первых зимних бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Как одним словом можно назвать то, что видит читатель?
(Прозрачность).
- Или пустота. Или простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет - «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит «хрустальный»?
(Хрупкий, прозрачный, красивый).
- Пробуем пояснить каждое из этих определений.
Хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьется». Найдем еще слова, передающие «хрупкость» этого времени.
(Поэт называет паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями).
Прозрачный. Какие слова, выражения передают простор, прозрачность пейзажа?
(«Теперь уж пусто все - простор везде»; «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины / Тонкий волос блестит на праздной борозде»).
Красивый. Это время удивительно красиво. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День, как хрусталь, светится на солнце. «И лучезарны вечера». Как вы понимаете значение слова «лучезарный»?
(Это значит «сверкающий», пронизанный светом).
- «Паутины тонкий волос блестит» - тоже свет, блеск. Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь». Лазурный цвет - это какой? Почему поэт использует именно этот оттенок?
(Лазурный - это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух - «чистая и теплая лазурь» - такой, какой и нужен для отдыха).
- Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в нее. Что можно услышать в этом стихотворении? Тишину. Это очень важно - уметь «слышать» тишину. Чтобы противопоставить активное, шумное лето спокойной, тихой осени, Тютчев использует скрытую антитезу. Найдём слова с противоположным значением во втором четверостишии.
(Раньше «бодрый серп гулял» (то есть всюду кипела работа, была горячая пора), а сейчас только паутина «блестит на праздной борозде». Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, - это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная», а недавно здесь «серп гулял и падал колос»).
- Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных осенних дней, поэт использует не только лексические, образные средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие, несуетливость в природе. Каково же настроение стихотворения? Можно определить его однозначно?
(Наверное, нет. В сердце поэта светлая радость от удивительно красивой осенней природы смешивается с грустью, печалью, потому что эта пора короткая, и скоро начнутся осенние дожди, природа станет тусклой, небо серым).
- Чтобы понять это, мы провели с вами маленькое исследование по тексту произведения. Думаю, оно продемонстрировало вам, насколько важно внимательное, вдумчивое чтение. Каждое слово в художественном произведении имеет глубокий смысл.
IV. Беседа по картинам И.И. Левитана «Золотая осень» и музыке П.И. Чайковского. А вот шедевры из собрания Третьяковской галереи - картины под общим названием «Золотая осень», выполненные художником И.И. Левитаном, о котором мы уже вспоминали сегодня.
(Учащиеся рассматривают репродукции. Звучат «Времена года» Чайковского).
- Что общего между этими произведениями искусства? Настроение! Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины? Попробуйте выразить своё настроение в поэтических миниатюрах или создать необходимую пейзажную зарисовку, которая передавала бы настроение.
(Звучат ответы учащихся).
V. Подведение итогов урока и формулирование выводов. Как видим, задача любого вида искусства - оказывать эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, зрителя при помощи слова, звука, краски (цвета). Тютчев не рисовал каких-то неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.
Домашнее задание. Попробуйте выразить свое настроение в поэтических миниатюрах на темы: «Нас утро встречает прохладой...»; «Весенняя песенка, душу согрей...»; «Август - астры, август - звёзды...»; «Вот и лето. Жарко, сухо...»; «В саду горит костёр рябины красной...»; по желанию можно подготовить небольшие иллюстрации к своим сочинениям.
Список использованных источников
-
Аксаков, И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева / И.С. Аксаков. М.: Академия, 1997. - 446 с.
-
Архангельский, А.Н. Тютчев / А.Н. Архангельский // Русская литература. Х класс: в 2-х ч. - М.: Дрофа, 2006. - Ч. 2. - С. 56-74.
-
Вересов, Д.А. Концепция евангельского слова в поэтике Ф.И. Тютчева (постановка темы) / Д.А. Вересов // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: сб. ст. - Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1998. - С. 254-268.
-
Григорьева, А.Д. Слово в поэзии Тютчева / А.Д. Григорьева. - М.: Художественная литература, 1980. - 236 с.
-
Иванина, А. О творчестве Ф.И. Тютчева и И.И. Левитана / А. Иванина // Литература. - 2007. - № 12. - С. 22-23.
-
История русской литературы: в 4-х т. / под ред. Е.Н. Купреяновой. - Л.: Наука, 1982. - Т. 3.: Расцвет реализма. - 656 с.
-
Касаткина, В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева / В.Н. Касаткина. - Саратов: Изд-во СГУ, 1969. - 216 с.
-
Кожинов, В.В. Пророк в своем отечестве / В.В. Кожинов // Русская литература. - 1992. - № 3. - С. 22-28.
-
Козлик, И.В. Психологический мир Тютчева / И.В. Козлик // Русская литература. - 1992. - № 1. - С. 18-29.
-
Котельников, В.А. Восточный вопрос в русской политике и литературе / В.А. Котельников // Русская литература. - 2004. - № 2. - С. 17-19.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 с.
-
Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 753 с.
-
Лотман, Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Правда, 1996. - С. 448-562.
-
Маймин, Е.А. Возвышенное слово Ф.И. Тютчева / Е.А. Маймин // Русская речь. - 1971. - № 1. - С. 3-12.
-
Охлопкова, М. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» / М. Охлопкова // Литература. - 2007. - № 13. - С. 5.
-
Соболев, Л.И. Поэтика Тютчева / Л.И. Соболев // Литература. - 2004. - № 36. - С. 26-31.
-
Тютчев, Ф.И. Полное собрание стихотворений: в 2-х т. / Ф.И. Тютчев. - М.: Искусство, 1994. - Т. 1. - 436 с.
-
Шайтанов, И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы / И.О. Шайтанов. - М.: Академия, 1998. - 218 с.
Приложение 1
Ф.И. Тютчев
«Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(1857).
Приложение 2
Портреты Ф.И. Тютчева
Е.Л. Тютчева (мать поэта)
Фотография рукописей Ф.И. Тютчева
Картины И.И. Левитана, носящие название «Золотая осень»