Адаптированная программа по русскому языку для 9 года обучения детей с ОВЗ (8 вид)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи»

9класса

Настоящая рабочая программа предмета «Чтение и развитие речи» для обучающегося 9 класса с ОВЗ (VIII вид ) составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065 -п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под. ред. В. В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.- 224с;

  • Учебного плана МКОУ Гилёвской ООШ № 19 ,утверждённого приказом № 125 - ОД от 02.09.2015 г. руководителя ОУ и рассмотренного на педагогическом совете. (Протокол №01 от 31.08.2015 г);

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1»/ Под ред В.В. Воронковой, ГИЦ «Владос», Москва, 2012г..
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи».

Количество часов в 2015-2016 учебном году по программе - 105 часов , количество часов в неделю - 3. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимся.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой и М.И. Шишковой «Чтение».- М.: Просвещение, 2007г.

Чтение и развитие речи является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Обучение чтение носит элементарно-практический характер, направлено на разрешение основных задач, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Цель - совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи, необходимые им для дальнейшей жизни и профессионального обучения.

Задачи:

1.Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

2.Выделение главной мысли произведения.

3.Составление характеристики героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам , объяснение причин тех или иных поступков героев(с помощью учителя)

4.Работа над планом, над средствами языковой выразительности.

5.Пересказывать содержание прочитанного.

6.Знание основных сведений о жизни писателей.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • выделять главную мысль произведения;

  • давать характеристику главным героям;

  • высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

  • пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным;

  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Обучающиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений;
- 2 прозаических отрывка.


Практические работы




Тема


Часы

1

Устное народное творчество

1.1 Сочинение по картине

В. М. Васнецова «Богатыри»

1.2 Изложение «Осень»

2 ч.


1 ч.



1 ч.

2


Из произведений русской литературы 19 века

В. А. Жуковский

2.1 Отзыв на сказку «Три пояса»

В. А. Жуковского по плану

1 ч.

1 ч.

3

А. С. Пушкин

3.1 Работа по картине

И Левитана «Золотая осень»

3.2 Викторина по произведениям А. С. Пушкина

2 ч.


1 ч.

1 ч.

4

Н. В. Гоголь

4.1 Работа по картине

А. И. Куинджи «Украинская ночь»

1 ч.


1 ч.


5

А. А. Фет

5.1 Внеклассное занятие «Гадания»


1 ч.


1 ч.

6

Из произведений русской литературы 20 века

А. П. Чехов

6. 1 Сочинение «Пушкин в Михайловском»


1 ч.

1 ч.

7

М. А. Шолохов

7.1 Сочинение «Когда я болен»

7.2 Изложение по плану « Побег из плена»

2 ч.


1 ч.


1 ч.

8

Н. М. Рубцов

8.1 Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1 ч.


1 ч.

9

Ю. И. Коваль

9.1 Работа по картине

А. Саврасова «Грачи прилетели»

1 ч.


1 ч.

10

Повторение

10.1 Викторина по

произведениям

10.2 Сочинение «Ежели вы вежливы»

10.3 Изложение «Бегство в Египет»

3 ч.



1 ч.

1 ч.

1 ч.

Итого



15 ч.














Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание материала

Часы

Словарная работа

Наглядность

Развитие речи

Дата

план

факт

Устное народное творчество

1 ч.

Портреты авторов,

выставки книг,

иллюстрации,

репродукции картин









Портреты авторов,

выставки книг,

иллюстрации,

репродукции картин

02.09

1

Русские народные песни

«Колыбельная»

1 ч.

почивай

Ответить на вопросы

04.09

2

«За морем синичка…»

1 ч.

вертлявая

Объяснить характер песни

08.09

3

Былина «На заставе богатырской»

1 ч.

застава, есаул, атаман, палица

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

1 ч.

09.09

4-5

«Сказка про Василису Премудрую»

2 ч.

лампада

Пересказать по плану

11.09

15.09

6

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1 ч.

указ

Читать по ролям. Пересказать прочитанное

16.09

7

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

1 ч.

Изложение «Осень»

1 ч.

18.09

8

Творчество и биография

В. А. Жуковского

1 ч.

поселянка

Ответить на вопросы

22.09

9-10

В. А. Жуковский «Три пояса»

2 ч.

посадник, гусли

Читать по ролям

Отзыв на сказку по плану

1 ч.

23.09

25.09

11

И.А.Крылов. Биографическая справка

1 ч.

мораль

Ответить на вопросы

29.09

12

И. А. Крылов «Кот и повар»

1 ч.

ритор, нравоучение

Выразительно читать

30.09

13

Творчество и биография

А. С. Пушкина

1 ч.

02.10

14

15

16

17

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»


4 ч.

чертог, фимиам, персы, риза, арап, десница

Читать по ролям

Подготовить рассказ о Руслане и Людмиле

06.10

07.10

09.10

13.10

18

19

20

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

3 ч.

полотно, камердинер, борзая

Работа по картине

И Левитана «Золотая осень» 1 ч.

14.10

16.10

20.10

21

Викторина по произведениям

Адаптированная программа по русскому языку для 9 года обучения детей с ОВЗ (8 вид)А. С. Пушкина

1 ч.

21.10

22

Обобщающий урок

1 ч.

23.10


23

Творчество и биография

М. Ю. Лермонтова

1 ч.

критик, период

портрет, выставка книг

Ответить на вопросы

27.10

24

М. Ю. Лермонтов

« Тучи»

1 ч.

изгнанник

Выучить наизусть

28.10

25

М. Ю. Лермонтов

«Баллада»

1 ч.

30.10

26

М. Ю. Лермонтов

«Морская царевна»

1 ч.

пучина, перл, чело, очи

Дать описание моря.

Разделить на части

10.11

27

Творчество и биография

Н. В. Гоголя

1 ч.

чиновник, отзыв

Портреты авторов,

выставки книг,

иллюстрации,

репродукции картин

Читать по ролям

11.11

28

29

30

Н. В. Гоголь «Майская ночь или Утопленница»

3 ч.

бандура, сотник, зеницы

Пересказать прочитанное по частям

13.11

17.11

18.11

31

Вн. чтение «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1 ч.

Работа по картине

А. И. Куинджи «Украинская ночь» 1 ч.

20.11

32

Творчество и биография

Н.А. Некрасова

1 ч.

невзгоды

Ответить на вопросы

24.11

33

Н.А. Некрасов «Рыцарь на час»

1 ч.

кручина

Выразительно читать

25.11

34

Н.А. Некрасов

«Саша»

1 ч.

спорится

Ответить на вопросы

27.11

35

Вн. чтение «Мать»

Н. А. Некрасов

1 ч.

аркан

Работа по картине В. Д. Поленова «Горелый лес»

01.12

36

Творчество и биография

А. А. Фета

1 ч.

титул, отставка

Ответить на вопросы

02.12

37

А. А. Фет «На заре ты её не буди»

1 ч.

ланита

Дать описание девушки

04.12

38

А. А. Фет

«Помню я ...»

1 ч.

гадание

Вн. занятие «Гадания»

1 ч.

08.12

39

А. А. Фет «Это утро...»

1 ч.

вереница, зык

Выразительно читать

09.12

40

Творчество и биография

А. П. Чехова

1 ч.

псевдоним

Портреты авторов,

выставки книг,

иллюстрации,

репродукции картин

Сочинение «Пушкин в Михайловском» 1 ч.

11.12


41

А. П. Чехов «Злоумышленники»

1 ч.

живец, уклейка, пескарь

Читать по ролям

Обсудить ситуацию

15.12

42

А. П. Чехов «Пересолил»

1 ч.

землемер,

к черту на кулички

Дать описание внешнего вида обоих персонажей рассказа

16.12

43

Вн. чтение «Рассказы А. П. Чехова»

1 ч.

18.12

44

Творчество и биография

М. Горького

1 ч.

псалтырь, часослов

Ответить на вопросы

22.12

45

М. Горький «Песня о соколе»

1 ч.

бредни

Найти в рассказе выражения, ставшие пословицами

23.12

46

Творчество и биография В. В. Маяковского

1 ч.

новатор

Ответить на вопросы

25.12

47

«Необычайное приключение, бывшее с

В. Маяковским летом на даче»

1 ч.

ретируясь, степенный

Портреты авторов,

выставки книг,

иллюстрации,

репродукции картин

Пересказать содержание

29.12

48

М. И. Цветаева «Красной кистью»

1 ч.

Иоанн Богослов

Выучить наизусть

12.01

49

М. И. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел»

1 ч.

вопль

Найти противопоставления

13.01

50

Творчество и биография

К. Г. Паустовского

1 ч.

скитания

Ответить на вопросы

15.01

51

К. Г. Паустовский «Стекольный мастер»

1 ч.

поставец, картуз

Описать природу

19.01

52

Творчество и биография

С. А. Есенина

1 ч.

пейзаж

Ответить на вопросы

20.01

53

С. А. Есенин «Нивы сжаты...»

1 ч.

месяц

22.01

54

С. А. Есенин «Собаке Качалова»

1 ч.

норовит

Ответить на

вопросы

26.01

55

Творчество и биография

М. А. Шолохова

1 ч.

самообразование

Портреты авторов,

выставки книг,

иллюстрации,

репродукции картин








Портреты авторов,

выставки книг,

иллюстрации,

репродукции картин

Сочинение «Когда я болен» 1 ч.

27.01

56

М. А. Шолохов «Судьба человека»

2 ч.

лагерфюрер, шнапс

Составить план « Побег из плена»

Изложение по плану 1 ч.

29.01

02.02

57

Вн. чтение

М. А. Шолохов

1 ч.

03.02

58

Творчество и биография

Е. И. Носова

1 ч.

сверстник

05.02

59

Е. И. Носов «Трудный хлеб»

1 ч.

ситник, кропаль

Составить хар-ку Чанги.

09.02

60

Творчество и биография

Н. М. Рубцова

1 ч.

слесарь

Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили» 1 ч.

10.02

61

Н. М. Рубцов «Тихая моя родина»

1 ч.

обитель, погост

12.02

62

Н. М. Рубцов «Русский огонёк»

1 ч.

оцепенели

Сравнить содержание стих-ия и сюжет картины И. Левина «Озеро»

16.02

63

Н. М. Рубцов «Зимнии песни»

1 ч.

пророчить

Выучить наизусть

17.02

64

Творчество и биография

Ю. И. Коваля

1 ч.

юмор, сатира

Ответить на вопросы

19.02


65

66

67

68

Ю. И. Коваль

« Приключения Васи Куролесова»

4 ч.

кушак, каратель

Читать по ролям.

Пересказать содержание

24.02

26.02

01.03

02.03

69

Вн. чтение.

Ю. И. Коваль

1 ч.

Работа по картине

А. Саврасова «Грачи прилетели» 1 ч.

04.03

70

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

1 ч.

вереск

09.03

71

Творчество и биография

Э. Сент-Томпсона

1 ч.

интеллигент

Ответить на вопросы

11.03

72

73

74

Э. Сент-Томпсон «Снап»

3 ч.

бультерьер, снап

15.03

16.03

18.03

75

76

Вн. чтение

Жюль Верн «Таинственный остров»

2 ч.

22.03

23.03

77

Творчество и биография

Д. Даррелла

1 ч.


экспедиция

Ответить на вопросы

25.03

78

79

80

Д. Даррелл «Живописный жираф»

3 ч.

аристократ

05.04

06.04

08.04

81

82

83

Повторение по теме «Устное народное творчество»

3 ч.



Портреты авторов,

выставки книг,

иллюстрации,

репродукции картин

Сочинение «Ежели вы вежливы» 1 ч.

12.04

13.04

15.04

84

85

86

Вн. чтение

«Сказки народов мира»

3ч.

19.04

20.04

22.04

87

88

89

Повторение по теме

« Произведения русской литературы 19 века»

3 ч.

26.04

27.04

29.04

90

91

92

Повторение по теме «Произведения русской литературы 20 века»

3ч.

03.05

04.05

06.05

93

94

95

Повторение по теме «Произведения зарубежной литературы»

3 ч.

10.05

11.05

13.05

96

97

Викторина по

произведениям

2ч.

Изложение «Бегство в Египет» 1 ч.

17.05

18.05

98

Обобщающий урок

1ч.

20.05

99

Урок-зачёт по прочитанным

произведениям

Краткий рассказ прочитанных произведений.

24.05

100-105

Резерв

25.05

27.05

31.05


Список используемой литературы.

1. В.В.Воронкова «Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2012г.

2. Учебно - методическое пособие: Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.

3. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. - Л., 1997.

4.Лотман Ю.М. А.С.Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.

5. Бородин С. М. , Бородина В. А. "Учим читать".

6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. - М., АСТ-ЛТД, 1997.

7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. - М., Детгиз, 1960.

8. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. - М., «Просвещение», 1987.

9. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. М., 1993.

10. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. - СПб, 2008.

11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. - М., 1989.

12. Зименкова Л.В. Большая книга загадок. - М., 2008.

13.Толковый словарь русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова

14.М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит. 1989.

15. Громов М.П. Книга о Чехове. - М., 1989.

16. Воронов В. А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. - Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985.

17. Поурочные разработки по русской литературе 20 века Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2003

18. Коровин, В.И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам - М.: Изд-во МГУ, 1997.

19.Золотой сон души. О русской поэзии рубежа XIX-XX вв.: Людмила Смирнова - Санкт-Петербург, Водолей, 2009 г.

Литература для внеклассного чтения.

А. А. Ахматова «Стихотворения»

Жюль Верн «Таинственный остров»

К. Г. Паустовский « Телеграмма»

М. М. Зощенко. Рассказы.

«Сказки народов мира»

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н. А. Некрасов «Мать»

А. П. Чехов. «Дом с мезонином»

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова»


© 2010-2022