Урок Частица как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

Тема урока: Частица как часть речи.

Цели урока: 1)Дать понятие о частице, о функциях частицы как служебной части речи.

2)Учить отличать частицу от других частей речи.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия учащихся, готовности школьников к работе на уроке, организация учебного материала.



2.Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности.(1 слайд)

Мотивационный вопрос:

Ребята, какие частицы вы знаете?





3. Изучение новой темы «Частица как часть речи».(2 слайд)

1)Анализ и сопоставление предложений.

Сегодня погода улучшилась. Разве

Именно

Лишь

Не

Задание: введите в предложение слова из правого столбика.

-Что изменилось в предложении?

-Какое слово вы узнали?

-Делаем вывод о том, что частицы вносят в предложение различные оттенки значений.

2)Анализ предложений.(3 слайд)

Маленькая девочка рассказала бы сказку.

Маленькая девочка пусть расскажет сказку.

Самая маленькая девочка расскажет сказку.

-Знакомы ли вам выделенные слова? Когда вы с ними встречались?

-Эти слова служат для образования форм условного, повелительного наклонения глаголов, степени сравнения прилагательных. Их тоже называют частицами.

3)Индивидуальное сообщение ученика о частице как служебной части речи. ( 4 слайд, приложение №1)





4)Работа с материалом учебника: сверим то, что мы узнали о частице как части речи с материалом учебника (стр.164)(5 слайд)



3. Закрепление изученного материала.

1) Работа с текстом, который дан на слайде.(6 слайд)

Задание: прочитайте и определите основную мысль текста.

Частицы бы , ли , же…

Хотя они служебные, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному.

Бы - мечтает.

Ли - сомневается.

Же - утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц!

Не проживете!

Попробуйте ничего не утверждать.

Попробуйте ни о чем не мечтать.

Сможете прожить?

Не сможете!

Задание: придумайте и запишите примеры, показывающие, что «бы - мечтает, ли - сомневается, же - утверждает»;

выпишите предложения с отрицательной частицей не.



2)Дифференцированная работа на уроке.(7 слайд)

Задание для первой группы:

прочитайте пары предложений с омонимичными словами, выпишите только предложения с частицами, заключите их в прямоугольник.

Бабушка говорила убедительно и просто.- Я просто ослеп от весеннего солнца. В лесу и в поле душно.- И в беде человек крепнет. Мал золотник, да дорог.- Да скорей бы дождь начинался.

Задание для второй группы:

Спишите предложения, найдите частицы, заключите в прямоугольник, напишите над ними, какие смысловые оттенки они вносят.

Пусть же стоит на вечные времена Русская земля. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу.

Задание для третьей группы:

Спишите предложения. Над выделенными частицами напишите, какая из них вносит дополнительный оттенок усиления, какая служит для образования наклонения глагола, а какая для отрицания:

Ребята, давайте жить дружно. Комар носу не подточит. Ты же обещал хорошо учиться.

3.Подведение итогов урока.(8 слайд)

Ответьте на вопросы.

Какую часть речи мы сегодня изучили и каковы её особенности?

Что вас понравилось на уроке и что удивило?



4. Постановка домашнего задания: ( 9 слайд)

Учебник теоретический материал с.164, дом. упр.: 1 гр. - упр. № 369, 2 гр.- упр. № 358, 3 гр.- упр. № 357.







Организуется класс на плодотворную работу, настраиваю ребят на серьезную, вдумчивую деятельность.

Сообщая тему, цели и задачи урока, акцентирую внимание на том, чему должны научиться учащиеся на уроке, какими знаниями и умениями овладеть и в какой мере. Активизирую познавательную деятельность учащихся мотивационным вопросом.

Подготавливаю класс к восприятию новых знаний и способов применения их на практике.





Подготавливаю к восприятию новых знаний и способов применения их на практике.



Веду индивидуальную работу с учеником - консультантом. Расширяю кругозор учащихся, осуществляя связь с историей изучения частиц, их этимологией, стилистической принадлежностью, словообразованием.

Подвожу учащихся к тому, что такое частица. Учу делать выводы из полученных сведений о частице. Развиваю речь и логическое мышление учащихся.

Формирую умение определять основную мысль текста.







Развиваю речь, формирую умение определять оттенки значений частиц, их формообразующую роль, умение находить отрицательную частицу не.

Дифференцирую работу учеников, учитывая их способности.

Даю возможность «сильным» ученикам справиться с заданием повышенной сложности: показать умение отличать частицы от омонимичных слов.

Ученикам данной группы даю возможность показать умение самостоятельно находить частицы и определять их смысловые оттенки.

Остальные учащиеся учатся определять роль частиц в предложении.



Подвожу итог урока. Обращаю внимание учащихся на то, что цели урока достигнуты. Выясняю степень заинтересованности учеников этой частью речи. Выставляю оценки за урок, учитывая степень участия учеников в уроке.

Поясняю ученикам выполнение домашнего задания.




Готовность класса к работе, создание психологического настроя.



Активизация познавательной деятельности, пробуждение интереса к теме урока, желание учиться.



Дети делают вывод, что предложения со словами разве, именно, лишь, не сообщают об одном и том же, но в каждом из них выражен дополнительный оттенок значения - неуверенности, уточнения, ограничения, отрицания.



Дети делают вывод, что есть слова, которые служат для образования форм слова.



Ученик- консультант сообщает дополнительные сведения о частице: их происхождении, грамматической функции, как они образуются, о стилистической характеристике частиц.



Учащиеся с помощью учебника дают точное определение частицы как части речи.



Учащиеся определяют основную мысль текста.







Учащиеся определяют значения частиц и их роль в образовании форм слова.





Наиболее подготовленные дети сами различают омонимичные слова, определяя их часть речи.



Дети этой группы сами находят частицы, определяя их роль в предложении.

Ученики, у уже выделенных частиц, определяют их роль в предложении.



Ученики констатируют достижение поставленных целей, понимают, что эта часть речи не только своеобразна, но и изучать её интересно и полезно.



Записывают домашнее задание в дневник; настраиваются на самостоятельную деятельность.


















© 2010-2022