Статья Интерпритация за и против

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерпретация: «за» и «против»

«Литературный объект есть странный волчок, существующий, лишь пока он вертится. Чтобы он возник, требуется конкретный акт, именуемый чтением, и волчок кружится до тех пор, пока длится чтение. Вне чтения есть только черные значки на бумаге…» (Сартр Ж.П. «Ситуации»).

Взгляды на интерпретацию, несмотря на ее, казалось бы, очевидную необходимость, на практике неоднозначны. Проблемы интерпретации есть не что иное, как попытка разобраться в совокупности актуальных и взаимосвязанных проблем. К ним относится в первую очередь проблема прав автора, читателя и тек ста. Чем более «авторитарна» позиция читателя, тем более опасными представляются такому исследователю любые «чересчур вольные» прочтения. Иногда весьма нелицеприятной оказывается и та оценка, которую выносит интерпретатору автор. Чтобы найти решение всех проблем интерпретации, необходимо ответить на главный вопрос о значении (смысле) текста.

Какова роль интерпретатора? Насколько волен интерпретатор в толковании текста и что есть идеальный читатель? Должен идеальный читатель быть «двойником» автора или, напротив, не должен зависеть от него? Позиции многих литературоведов (А.Ричардса, Р.Уоррена, А.Эткинда, Д. Лихачёва, В. Лунина ) сводятся к следующему:

· текст имеет объективное значение; это значение не зависит от субъективности читателя: текст самодостаточен;

· текст не имеет объективного значения, он существует и функционирует лишь в субъективности читателя.

Между обозначенными позициями лежит широкий спектр мнений, в том числе и достаточно логичное: читатель - это субъект интерпретации текста. Читатель может понимать текст не так, как автор, или даже лучше, чем автор, но он не творец, а «соучастник».

Имеет ли интерпретация границы?

В числе причин, определяющих пределы интерпретации, можно выделить:

· инвариантный смысл структуры и ее элементов в их взаимодействии;

· национальный язык;

· отраженную в языке действительность;

· коллективный эстетический вкус общества в конкретную историческую эпоху.

Воспринимая текст по- своему, мы не строим различные миры, а по-разному строим один и тот же мир. «Есть предел числу степеней свободы и этот предел и есть объективное содержание и смысл текста». (А. А. Леонтьев)



© 2010-2022