Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Согласно учебному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. Для реализации в полном объёме образовательной программы по русскому языку из р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089);

  • учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы № 377 от 30.08.2014 г.;

  • примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, - М.: Просвещение, 2011)

в соответствии

  • с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы от 30.08.2014 г № 377;

  • с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Ляминская СОШ» (Приложение к приказу № 400 от 01.09.2014 г.).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Согласно учебному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. Для реализации в полном объёме образовательной программы по русскому языку из регионального (национально - регионального) компонента и компонента образовательного учреждения выделен дополнительный час.

Изучение русского языка ведется по учебнику «Русский язык»: учеб. для 10 кл. общеобр.учр./ «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: кн. для учителя /А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2009, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Изучение русского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.

языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции

Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка

Культуроведческая компетенция

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обучающийся должен знать

изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

Учебно-тематический план

Полугодие


Раздел


Всего часов


Контрольные работы


Уроки развития речи


диктант


контр. раб.


контр. тест


изложения


сочинения


I

Общие сведения о языке

9+2


1






1




Русский язык как система средств разных уровней.

2+1








1




Фонетика, Орфоэпия, Орфография.

7




1








Лексика и фразеология.

5












Морфемика и словообразование.

6


1










II

Морфология и орфография.

16


1










Речь. Функциональные стили речи.

8+1










1


Научный стиль речи.

11+2




1




1




Итого:

64+6 р/р


3


2




3


1




Содержание программного материала

Общие сведения о языке

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык как система средств разных уровней

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика и словообразование

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, у местное ть употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная

лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Раздел, тема

Кол.час.

Дата

Основные вопросы

I полугодие

Общие сведения о языке

1

Роль языка в обществе.

1

2

"Язык каждого народа создан самим

народом".

1

3

История развития русского языка.

1

4

Периоды в истории развития русского языка.

1

5

Контрольный диктант (стартовый)

1

6

Работа над ошибками.

1

7

Место и назначение русского языка

в современном мире.

1

8

Стилистические функции устаревших

форм слова.

1

9-10

Рр Изложение лингвистического текста.

2

созд текста

11

Работа над ошибками.

1

Русский язык как система средств

разных уровней.

12-13

Единицы языка. Уровни языковой систем

2

разделы языка

14

Рр Изложение с элементами

1

созд текста

сочинения.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

15

Обобщающее повторение фонетики,

1

звуки, буквы

графики, орфоэпии, орфографии.

16

Основные нормы современного литера -

1

произношение

турного произношения и ударения

ударение

в русском языке.

17

Выразительные средства русской

1

звукопись

фонетики.

аллитерация

18

Принципы русской орфографии.

1

19

Фонетический разбор.

1

звуки, буквы

20

Контрольная работа по теме "Фоне тика. Орфоэпия. Орфография".

1

21

Работа над ошибками.

1

Лексика и фразеология.

22

Сферы употребления русской лексики.

1

23

Исконно русская и заимствованная

1

лексика.

24

Русская фразеология.

1

фразеологизм

25

Словари русского языка.

1

26

Лексико - фразеологический анализ текста

1

Морфемика и словообразование

27-28

Способы словообразования.

2

морфемы

29

Контрольный диктант за I полугодие.

1

30

Работа над ошибками.

1

31-32

Выразительные словообразовательные средства.

2

II полугодие

38 час.

Морфология и орфография

1-2

Повторение по теме "Части речи"

2

части речи

3

Правописание Н и НН в суффиксах

1

условия напис

существит., прилаг и наречий.

4

Правописание Н и НН в суффиксах

1

причастий и отглагольных прилагательн.

условия напис

5-6

Правописание НЕ и НИ с разными частя-

2

ми речи.

условия напис

7

Различение частиц НЕ и НИ.

1

условия напис

8

Мягкий знак на конце слов после шипя-

1

щих.

часть речи

9-10

Правописание наречий.

2

11

Правописание глаголов.

1

12

Правописание причастий.

1

13

Слитное, раздельное и дефисное

написания слов.

1

условия напис

14

Морфологический разбор частей речи.

1

15

Контрольный диктант по теме "Морфология и орфография".

1

16

Работа над ошибками.

1

Речь, функциональные стили речи

17

Текст и его строение.

1

18

Типы речи: повествование, описание,

1

рассуждение.

19-20

Аннотация, тезисы, конспект, реферат.

2

21

Речеведческий анализ текста.

1

22

Оценка текста. Рецензия.

1

23-24

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

2

осн призн ст

25

Рр Сочинение на свободную тему.

1

подбор матер

Научный стиль речи

26

Назначение научного стиля речи, его

1

признаки и подстили.

27

Лексические особенности научного стиля

1

28

Морфологические особенности

научного стиля.

1

29-30

Рр Изложение с творческим заданием.

2

созд текста

31

Работа над ошибками.

1

32

Синтаксические особенности научного

стиля.

1

33-34

Комплексный анализ текста

2

35

Итоговая контрольная работа

1

36

Работа над ошибками.

1

37-38

Комплексный анализ текста

2



Итого за год

70 час.




Учебно - методическое обеспечение

Учебники


Методические материалы


Материалы для контроля


1. Власенков А.И. Русский язык:

1. Золотарева И. В., Дмитриева

1. Кудимова О.А. Русский язык:

грамматика. Текст. Стили речи: учеб.

Л. П. Поурочные разработки по рус-

10-11 классы: контрольные рабо-

для 10-11 кл.общеобразоват.

скому языку: 10 класс. - М.:

ты. - М. : Эксмо, 2012.

учреждений. - М.: Просвещение,

Вако,2012

2007.




© 2010-2022