- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крутоус (.Л. |
Дата | 17.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
-
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089);
-
учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы № 377 от 30.08.2014 г.;
-
примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, - М.: Просвещение, 2011)
в соответствии
-
с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Ляминская СОШ», утвержденного приказом школы от 30.08.2014 г № 377;
-
с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Ляминская СОШ» (Приложение к приказу № 400 от 01.09.2014 г.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материла с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Согласно учебному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. Для реализации в полном объёме образовательной программы по русскому языку из регионального (национально - регионального) компонента и компонента образовательного учреждения выделен дополнительный час.
Изучение русского языка ведется по учебнику «Русский язык»: учеб. для 10 кл. общеобр.учр./ «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: кн. для учителя /А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2009, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Изучение русского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка
Культуроведческая компетенция
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обучающийся должен знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
Учебно-тематический план
Полугодие
Раздел
Всего часов
Контрольные работы
Уроки развития речи
диктант
контр. раб.
контр. тест
изложения
сочинения
I
Общие сведения о языке
9+2
1
1
Русский язык как система средств разных уровней.
2+1
1
Фонетика, Орфоэпия, Орфография.
7
1
Лексика и фразеология.
5
Морфемика и словообразование.
6
1
II
Морфология и орфография.
16
1
Речь. Функциональные стили речи.
8+1
1
Научный стиль речи.
11+2
1
1
Итого:
64+6 р/р
3
2
3
1
Содержание программного материала
Общие сведения о языке
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Русский язык как система средств разных уровней
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.
Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика и словообразование
Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография
Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, у местное ть употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная
лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Раздел, тема
Кол.час.
Дата
Основные вопросы
I полугодие
Общие сведения о языке
1
Роль языка в обществе.
1
2
"Язык каждого народа создан самим
народом".
1
3
История развития русского языка.
1
4
Периоды в истории развития русского языка.
1
5
Контрольный диктант (стартовый)
1
6
Работа над ошибками.
1
7
Место и назначение русского языка
в современном мире.
1
8
Стилистические функции устаревших
форм слова.
1
9-10
Рр Изложение лингвистического текста.
2
созд текста
11
Работа над ошибками.
1
Русский язык как система средств
разных уровней.
12-13
Единицы языка. Уровни языковой систем
2
разделы языка
14
Рр Изложение с элементами
1
созд текста
сочинения.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
15
Обобщающее повторение фонетики,
1
звуки, буквы
графики, орфоэпии, орфографии.
16
Основные нормы современного литера -
1
произношение
турного произношения и ударения
ударение
в русском языке.
17
Выразительные средства русской
1
звукопись
фонетики.
аллитерация
18
Принципы русской орфографии.
1
19
Фонетический разбор.
1
звуки, буквы
20
Контрольная работа по теме "Фоне тика. Орфоэпия. Орфография".
1
21
Работа над ошибками.
1
Лексика и фразеология.
22
Сферы употребления русской лексики.
1
23
Исконно русская и заимствованная
1
лексика.
24
Русская фразеология.
1
фразеологизм
25
Словари русского языка.
1
26
Лексико - фразеологический анализ текста
1
Морфемика и словообразование
27-28
Способы словообразования.
2
морфемы
29
Контрольный диктант за I полугодие.
1
30
Работа над ошибками.
1
31-32
Выразительные словообразовательные средства.
2
II полугодие
38 час.
Морфология и орфография
1-2
Повторение по теме "Части речи"
2
части речи
3
Правописание Н и НН в суффиксах
1
условия напис
существит., прилаг и наречий.
4
Правописание Н и НН в суффиксах
1
причастий и отглагольных прилагательн.
условия напис
5-6
Правописание НЕ и НИ с разными частя-
2
ми речи.
условия напис
7
Различение частиц НЕ и НИ.
1
условия напис
8
Мягкий знак на конце слов после шипя-
1
щих.
часть речи
9-10
Правописание наречий.
2
11
Правописание глаголов.
1
12
Правописание причастий.
1
13
Слитное, раздельное и дефисное
написания слов.
1
условия напис
14
Морфологический разбор частей речи.
1
15
Контрольный диктант по теме "Морфология и орфография".
1
16
Работа над ошибками.
1
Речь, функциональные стили речи
17
Текст и его строение.
1
18
Типы речи: повествование, описание,
1
рассуждение.
19-20
Аннотация, тезисы, конспект, реферат.
2
21
Речеведческий анализ текста.
1
22
Оценка текста. Рецензия.
1
23-24
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
2
осн призн ст
25
Рр Сочинение на свободную тему.
1
подбор матер
Научный стиль речи
26
Назначение научного стиля речи, его
1
признаки и подстили.
27
Лексические особенности научного стиля
1
28
Морфологические особенности
научного стиля.
1
29-30
Рр Изложение с творческим заданием.
2
созд текста
31
Работа над ошибками.
1
32
Синтаксические особенности научного
стиля.
1
33-34
Комплексный анализ текста
2
35
Итоговая контрольная работа
1
36
Работа над ошибками.
1
37-38
Комплексный анализ текста
2
Итого за год
70 час.
Учебно - методическое обеспечение
Учебники
Методические материалы
Материалы для контроля
1. Власенков А.И. Русский язык:
1. Золотарева И. В., Дмитриева
1. Кудимова О.А. Русский язык:
грамматика. Текст. Стили речи: учеб.
Л. П. Поурочные разработки по рус-
10-11 классы: контрольные рабо-
для 10-11 кл.общеобразоват.
скому языку: 10 класс. - М.:
ты. - М. : Эксмо, 2012.
учреждений. - М.: Просвещение,
Вако,2012
2007.