Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И. Крылова

Данный урок разработан с использованием технологии критического мышления., представлены стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. На стадии осмысления использована работа в группах,где учащиеся должны проанализировать поведение персонажей басни, сформулировать мораль, осознав иносказательный смысл басни, сравнить басню Крылова с баснями Лессинга и  басней Эзопа и сделать выодЮ что нового внёс в сюжет Крылов. На этапре рефлексии  дети пишут эссе "Какой урок вы извлекли из басен Крылова"...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»

Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

Задачи:

  • обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;

  • развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;

  • уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- Мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. С его произведениями вы знакомились в начальной школе, на прошлых двух уроках. (слайд1)

- Что такое басня?

Напомню вам слова Крылова: «Люблю, где случай есть пороки пощипать»

Вспомните изученные басни. Какие пороки обличал Крылов?

-А вот о каких пороках мы будем говорить сегодня. Вы мне скажете, прочитав эпиграфы к уроку. Какая мысль объединяет эти афоризмы? (слайд 2)

  • Есть одно только благо - знание и одно только зло - невежество. (Сократ)

  • В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.(Вольтер )

  • Благодарность - самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность - самый худший из пороков.(Т.Фуллер)

Неблагодарность - один из величайших грехов, какие только существуют на свете.(М. де Сервантес)

3.Формулировка темы и цели урока.


  • - О чем они? Какая тема их объединяет?

-Что такое невежество, неблагодарность? (пороки, которые следует обличать и, высмеивая, бороться с ними)

- Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока! (3 слайд)

Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»

- Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке?

(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; работать с иллюстрациями; учиться выразительному чтению и т.д.)

  1. Повторим теорию. Игра «Верю - не верю» (Верю - жёлтая карточка, не верю - красная карточка)

Верите ли вы, что

а) в басне есть зачин и концовка

б) в басне есть аллегория

в) басне свойственна афористичность языка

г) в басне употребляются троекратные повторы

д) басне свойственна лаконичность

е) в басне есть развёрнутый сюжет

ж) мораль в басне используется для развития сюжета

  1. Основной этап урока. Открытие новых знаний путём знакомства с басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».

1) Знакомство с басней. Прослушивание в записи чтения басни артистом.

- Начнем со знакомства с басней. Открыли учебники на с. .

А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова.

слайд 5

5. Работа в группах слайд 8

1 группа «Исследователи текста 1»

Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, выявить мораль басни.

- Какое чувство вызывает у вас Свинья?

- Почему? Какой описывает Крылов Свинью?

- На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!

- Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией! - Что Свинья делает после еды и отдыха?

- Как характеризует свинью этот поступок?

- Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?

- Почему?

- Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?

- Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи?

- Какое же из этих слов характеризует Свинью?

- Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?

2 группа «Фольклористы»

- Найти в сборниках пословицы, поговорки, фразеологические выражения о свинье.

- Какие качества этого животного верно подмечены народом? ( Подложить свинью, поступить по-свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья

Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол - она и ноги за стол.

По образу - как я, а по уму - свинья. Свиная рожа везде вхожа.)

--Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по-свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?

(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)

Выберите из предложенных характеристик те, которые в народном представлении присущи свинье.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: неопрятность, весёлость, доброта, подлость, трусость, глупость,

лень, справедливость, миролюбие.

Напишите на желудях и прикрепите на доске.

3 группа «Аналитики»

- Что можете сказать о Вороне? С каким человеком можно сопоставить этот персонаж?

- Случайно ли именно Ворону Крылов доверил просветить Свинью? Вспомните, как в фольклоре относились к Ворону.

Прочтите иформацию о том, как славяне относились к дубу.

Что, по-вашему, олицетворяет Дуб?

Дуб - отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину - его устами Крылов и передает нам мораль басни.)

Дуб

Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод, славяне относят к дубу. В их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море, среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила.

Существует предание о железном дубе, на котором держатся вода, огонь и земля, а корень его покоится на божественной силе. Бытовало поверье, что семена дуба прилетают по весне из Ирия. В древности наши предки творили суд и правду под старыми дубами.

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: Интересна история создания этой басни. Она - аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.

- Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.

4 группа «Артисты»

В каких строчках заключена мораль басни? - Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (слайд10)

В каких жизненных ситуациях их можно использовать?

Подготовьте чтение басни по ролям. Подумайте, как передать характер персонажей.

Вспомните, как читал басню артист.

5 группа

Сравните басни Лессинга «Дуб и свинья», басню Эзопа «Путники и платан» с басней Крылова, результаты сравнения занесите в таблицу. Сделайте вывод, что нового внёс в басню И.Крылов.

сходства

различия

Форма произведения


персонажи

характеры персонажей

мораль басни


6. Минипроект -

- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. Ведь еще Н.В.Гоголь назвал творчество И.А. «книгой мудрости русского народа».

-В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнить хотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах листочки в форме свитков, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басен Крылова и прикрепите на страничке в Книге мудрости.

(На доске: символическая книга, заполняют свитки, отвечают 3-4, остальные просто прикрепляют)

7.Домашнее задание: выучить наизусть басню





Анализ басни «Свинья под дубом» (вопросы адресуются участникам групп, они отчитываются о проделанной работе, выбирая ответственного) + отработка навыка выразительного чтения в ходе работы

- Какое чувство вызывает у читателя Свинья?

(неприятное, отвращение, она нам не нравится)

- Почему? Какой описывает Крылов Свинью?

(глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии).

- На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!

(лениво, вальяжно, грубо)

-Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!

(«неблагодарная»)

- Что такое неблагодарность? Слайд 11

(1группа: Неблагодарность - отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)

- Но это мягко сказано… Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив… ! Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?

( Подложить свинью, поступить по-свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья

Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол - она и ноги за стол.

По образу - как я, а по уму - свинья. Свиная рожа везде вхожа.)

--Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по-свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?

(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)

- Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?

(нет, ее «ничуть то не тревожит»)

-Почему?

(Потому что она не только неблагодарная некультурная, но еще и необразованная: не осознает, не желает понять, откуда берутся жёлуди, и из-за своего невежества начинает подрывать корни дуба, т.е разрушать то, что даёт ей пищу)

- Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?

(зачитывают)

- Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи? Слушаем

(Невежа - не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда - малообразованный человек.

Невежда - необразованный, несведущий человек; неуч.)

- Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?

- Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?

4 группа

- Что можно сказать о других персонажах басни? (6 группа) Слайд 15

(Ворон - персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что она его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.

Дуб - отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину - его устами Крылов и передает нам мораль басни.)


- Интересна история создания этой басни. Она - аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.

- Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.

- Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?

(Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки).


  1. Чтение басни по ролям

  2. Минипроект - Слайд 16

- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. Ведь еще Н.В.Гоголь назвал творчество И.А. «книгой мудрости русского народа».

-В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнить хотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах листочки в форме свитков, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басен Крылова и прикрепите на страничке в Книге мудрости.

(На доске: символическая книга, заполняют свитки, отвечают 3-4, остальные просто прикрепляют)


  1. Итоги урока (отзыв учителя, оценки) Слайд 17

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

Ив памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский.

-Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и порки необходимо искоренять.


  1. Домашнее задание: Слайд 18

  1. Выучить басню наизусть

  2. Подготовить инсценировку

  3. Продолжить заполнение таблицы






© 2010-2022