Рабочая программа по русскому языку для 5-8 классов

     Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы общеобразовательных учреждений « Русский язык 5-9 классы». Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение»2007 и полностью соответствует данной программе.  Программа  направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самост...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Изучение русского языка на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • умение применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных и внутрипредметных связей: использование программных художественных произведений для иллюстрации языковых фактов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, определение типов речи. Осуществляется связь русского языка и литературы, которая закреплена программой развития речи( изложение, пересказ, сочинении), а также отмечается использование одинаковых лингвистических понятий как в русском, так и в иностранных языках( подлежащие, сказуемое и т.д.). Связь с историей осуществляется посредством изучения архаизмов, историзмов, заимствованных слов. При изучении русского языка прослеживается взаимосвязь с географией в вопросах диалектологии и образовании языковых групп. Обучающиеся знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся лингвистов, обращаются к другим видам искусства ( архитектуре, музыке, живописи), к истории.

Содержание обучения русскому языку в 5-9 классах структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по русскому языку для основного образования составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта образования, на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, Рабочая программа составлена на основе Положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов. дисциплин ( модулей) МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Сведения о программе

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа способствует формированию общеучебные умений и навыков, применению различных методов

( наблюдение, исследование, беседа, анализ, сопоставление, эксперимент), способствует успешному выполнению различных видов упражнений.

Обоснование программы

Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение различными видами компетенций, востребованными в повседневной жизни.

Информация о внесенных изменениях в рабочую программу и их обоснование

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы общеобразовательных учреждений « Русский язык 5-9 классы». Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение»2007 и полностью соответствует данной программе.

Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися и требования к уровню подготовки обучающихся

Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, определяет инвариантную часть учебного курса русского языка в основной школе, способствуют приобщению к богатствам русской культуры и литературы, предоставляет широкие возможности для социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на следующее количество часов:

класс

количество часов

В том числе, количество контрольных работ

В том числе, количество контрольных работ по развитию речи

5

204

8

4

6

204

8

4

7

136

6

4

8

102

5

5

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Применяются различные формы проведения урока: урок- диспут, урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, урок- концерт, урок-путешествие.

Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение контрольных работ, зачетов, различных видов работ по развитию речи, тестирования, самостоятельных работ. Применяются текущий, входной, итоговый, промежуточный контроль. Используются следующие формы работы: парная, индивидуальная, групповая, проектная деятельность, исследовательские работы, лекции, семинары.

Технология обучения

В основе обучения лежит традиционная методика с элементами дифференцированного обучения и личностно - ориентированного подхода при изучении отдельных тем.

Формирование ключевых компетенций обучающихся

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка. Данная рабочая программа решает проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии со стандартом

В результате изучения русского языка в 5-9 классах обучающийся должен знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература и средства обучения

  1. Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. М. «Просвещение»2012

  2. Русский язык 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М. «Просвещение»2012

  3. Русский язык 7 класс. Учебник для класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. М. «Просвещение»2012

  4. Русский язык 8 класс. Учебник для класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. М. «Просвещение»2012

  5. Русский язык 6 класс. Тесты Часть1,2 М.П. Книгина. Саратов. 2006.

  6. Русский язык 7 класс. Тесты Часть1,2 М.П. Книгина. Саратов. 2005.

  7. Тестовые задания по русскому языку. 5-9 класс. А.Б. Малюшкин. Москва. 2006.

  8. Цифровые диктанты по русскому языку 5-7 класс. М.Е. Кривоплясова. Волгоград.2006

  9. Диктанты по русскому языку 6-8 класс. Н.П. Шульгина. Москва.2005

  10. Комплект раздаточных таблиц по русскому языку 5-9 класс( 3 шт. формат А4 лам.)

  11. Комплект таблиц по русскому языку 5 класс (13 шт.)

  12. Комплект таблиц по русскому языку 6 класс (7 шт.)

  13. Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико - орфографический словарь русского языка. М. «Просвещение» 2005г.

  14. З.А. Потиха Школьный словарь строений слов русского языка. М «Просвещение»2006г.

  15. Д.Н. Ушаков, с.Е. Крючков Орфографический словарь М «Просвещение» 2008

  16. Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка М «Просвещение» 2008

  17. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. М «Просвещение» 2008

  18. Одинцов ВВ Школьный словарь иностранных слов. М «Просвещение» 2008

  19. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка М «Просвещение» 2008

  20. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка М «Просвещение» 2008

  21. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка М «Просвещение» 2008

  22. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М «Просвещение» 2008

  23. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы. М «Просвещение» 2008

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАССА.

Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

  • Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

  • По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

  • По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

  • Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

  • Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

  • Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

  • Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Литература и средства обучения

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Просвещение 2012.

Мультимедийные пособия.

Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

«Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАССА



К концу 6 класса обучающиеся должны владеть следующими умениями и навыками.

Знать:

-основные особенности развития русского языка;

-характерные признаки изучаемых частей речи: имён существительных, прилагательных. числительных, местоимений и глаголов;

- правила по орфографии, связанные с изучением в 6 классе разделами лингвистики;

- лексикологию как раздел науки о языке;

-виды словарей, построение словарей;

- структуру слов, основные способы образования слов;

- основные признаки текста.

Уметь:

- производить словообразовательный разбор, морфологический разбор изученных частей речи, разбор предложений с двумя главными и одним главным членом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

-находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор, расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными правилами;

- составлять сложный план

- подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;

- собирать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

- описывать помещение, пейзаж;

- составлять рассказ на основе услышанного;

- составлять рассказ на основе воображения;

- совершенствовать содержание и языковое оформление текста.

Литература и средства обучения

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

Мультимедийные пособия.

Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Русский язык 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М. «Просвещение»2012



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАССА

Обучающиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала;

  • находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами;

  • находить и исправлять орфографиче­ские ошибки;

  • правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами;

  • выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты;

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда;

  • описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся);

  • грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Литература и средства обучения

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.

Мультимедийные пособия.

Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников.

Русский язык 7 класс. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, и др. М. «Просвещение»2012





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАССА



Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

  • осуществлять исследовательскую деятельность;

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

  • ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;

  • ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;

  • находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • определять тип и стиль текста;

  • подробно и выборочно излагать повествовательные тексты элементами описания памятников, местности

  • писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы;

  • совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.

Литература и средства обучения

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина,О. М. Александрова

Г. А.Богданова

Н.В. Егорова Поурочные разработки по русскому языку. М., «Вако» 2007.

Сиденко Н. В. Русский язык. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель» 2008.




© 2010-2022