Конспект по русскому языку Главные члены предложения (2 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Развитие умения находить грамматическую основу предложения.

Цели:

  • Формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи подлежащего и сказуемого.

  • Формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

  • Развитие умений восстанавливать деформированное предложение и пользоваться алгоритмом.

  • Развитие орфографической зоркости, памяти, речи.

Задачи:

  • Активизировать знания учащихся о предложении;

  • учить ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову,

  • расширить информацию о роли в предложении главных членов; находить главное, преобразовывать информацию - составлять алгоритм, схему;

  • развивать умения находить грамматическую основу предложения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.





  1. - Я хочу начать урок с высказывания известного человека:

- «Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к преодолению трудностей».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить

Сегодня мы откроем новый секрет русского языка.

Как строится урок, на котором мы узнаём новое? Сначала мы повторяем необходимые знания, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем, почему оно вызвало затруднение, ставим цель и сами строим способ выхода из трудной ситуации. А потом нам надо проверить, правильно ли мы справились с поставленной задачей на уроке. Мы напишем самостоятельную работу.

Если вы готовы, тогда вперёд.

Прочитайте слова : Снег, доска, играть, пенал, котёнок.

- Найдите лишнее слово. Что значит найти лишнее слово? (значит сравнить)

- Найдите в выбранном слове букву, которая обозначает согласный, звонкий , непарный звук. Это буква Р

Чистописание.

Буква Рр ррр оро ря ри река рука

4 3

Словарная работа с введением новых слов.

Знакомство с правописанием слова рябина. В насловарь добавляется новое словарное слово, чтобы его узнать, отгадайте загадку.

Весною зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

- Почему её так назвали - рябина? Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются из общей белизны своей пестротой.

- А что это за красные кораллы? (Ягоды рябины.) У Сергея Есенина есть такой красивый образ - «костёр рябины красной».

- Кто-нибудь знает, что такое кораллы, видел их? (Ярко-красный или розовый камень, являющийся известковым отложением морских животных, из него делают украшения.)

Запись слова рябина в тетрадях. Подбор родственных слов: рябиновый, рябинка. Выделяем корень.

Рябина - жительница лесных полян, опушек, но испокон века хотели приблизить к себе русские люди это деревце. Сажали ее перед окнами в палисаднике, около изгороди в саду, на обочинах дорог и в парках. Быть может, обычай сажать рябинку вблизи своего жилища идет с тех древнейших времен, когда люди верили в магическую силу дерева. Во многих местах России еще в прошлом веке существовал обычай при закладке нового дома сажать рядом молодую рябинку.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила).

1 3 1 1. Лингвистический эксперимент.

Деформированное предложение.

Прочитайте. Это предложение?

Рябину, около, молодую, дома, посадили.

Составьте предложение из данных слов.

Молодую рябину посадили около дома.

- Прочитайте.

- Докажите, что это предложение (оно выражает законченную мысль, слова в нём связаны по смыслу, можно задать от слова к слову вопросы)

- Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)

- По интонации? (невосклицательное)

- Можем ли мы сказать, что мы всё знаем о предложении? Ведь вы правильно ответили на мои вопросы?

- ???

Тогда давайте ещё больше узнаем о предложении.

- Сколько слов в предложении? (5)

- А какое из слов самое главное?…

- Ребята, может, кто-то догадался, над какой темой мы будем работать на уроке? (Версии ребят: главные слова, предложение, члены и т. д. )

Учитель услышав, какое-нибудь слово из темы урока постепенно открывает название темы урока: " Главные члены предложения". Цель нашего урока: знакомство с главными членами предложения.

Каждый из вас определяет и личную цель на этом уроке . Подумайте и запишите её в тетрадь.

А чтобы цели наши были достигнуты, мы должны работать по плану. В рабочих листах прочитаем его.

Достичь своей цели, не сбиться с пути, можно лишь тогда, когда есть план урока.

- Составим план, по которому будем сегодня работать.

План (примерный).

1. Учиться находить главные слова в предложении.

2. Учиться ставить к главным словам вопросы.

3. Научиться обозначать графически главные члены предложения.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Работа в группах.

Задание 1 группе:

а) прочитайте предложение без первого слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите.

Задание 2 группе:

а) прочитайте предложение без второго слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите. (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение - это несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

Задание 3 группе:

а) прочитайте предложение без третьего слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите. (Это не предложение, т. к. слова не связаны по смыслу, а я знаю, что предложение - это несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

Задание 4 группе:

а) прочитайте предложение без четвёртого слова;
б) имеет ли предложение смысл? Докажите.

- К какому выводу пришли?

- К какому выводу пришли? Если из предложения убрать имя существительное или глагол, то предложение теряет законченную мысль. Значит главные слова в предложении - это то, о ком или о чём говорится в предложении, т.е. имя существительное, и действие, которое оно совершает, т.е. глагол

Какое универсальное действие мы с вами сейчас развивали? Вы формулировали и аргументировали свою точку зрения. Давайте обсудим, опираясь на алгоритм всё ли у нас получилось.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений - применение знания.

Чтобы наши знания были прочные и вы легко находили главные члены предложения, нам нужно составить алгоритм (пошаговый план действий) определения главных членов предложения и научиться по нему работать

На доске есть шаги алгоритма и вам предстоит установить их последовательность.

Как находить главные члены предложения.

1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении.

2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркни одной чертой.

3. Найди слово, которое называет, что делает тот, о ком сообщается в предложении.

4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? и др. Подчеркни двумя чертами.

Давайте поработаем с предложениями, используя алгоритм.

- В рабочем листе задание №

С неба сыпал лёгкий снег. Снежинки долетали до земли. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки разлетались в танце.

Проговариваю для учеников несколько вариантов названий: грамматическая основа предложения, главные члены предложения, (подлежащее и сказуемое?)

Самостоятельная работа. (Каждый проверяет, усвоил ли он тему урока.)

1 уровень.

Подчеркните главные члены предложения.

Весело плещется синяя река.
Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый зайчик.

2 уровень.

Допиши слово в каждое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

С дерева слетали последние …
Дети собирали грибы и …

- Самопроверка по эталону. Если вы справились с первым предложением без ошибок поставьте +, если допустили ошибку, поставьте +?. Проведите такую же работу со вторым предложением.

У кого была допущена ошибка? Ты сравнил её с образцом?

Я предлагаю поработать дома аналогичные (похожим) дополнительным заданием

1 уровень.

Весело плещется синяя река.

Из кустов на солнечную поляну выскочил пушистый зайчик.

2 уровень.

С дерева слетали последние листочки.
Дети собирали грибы и ягоды.

Дополнительное задание.

1 уровень.

Подчеркните главные члены предложения.

На улице выпал пушистый снег.
Дети слепили большого снеговика.

2 уровень.

Допиши подлежащее в каждое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

Пушистый снег искрится на …
Ветви деревьев опустились под тяжестью …

- ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОДВЕСТИ ИТОГ НАШЕЙ РАБОТЕ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ игру «ИСТИНА-ЛОЖЬ», ЗАПИСАВ СЕБЕ -И-, если вы согласны с утверждением, -Л-, если не согласны.

1. Наступила золотая осень. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ. (Л)

2.Ель растёт под дворцом. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ имя существительное ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КТО? (Л)

3. СЛОВО ПЁСТРЫЙ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА (И)

4.Змея шипит. Это грамматическая основа предложения. (И)

5. Бабушка вяжет внучке носочки. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ГЛАГОЛ ВЯЖЕТ.(И)

Л,Л,И,И,И

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к изучаемой теме.

2.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙV. Итог урока.

- Над развитием какого умения работали на уроке? (Находить главные слова (грамматическую основу) в предложении.

- Каждый из вас поставил или обозначил цель, над которой работал во время урока. Вернитесь к своей записи и отметьте смайликом результат этой цели.

- Понравилась ли вам работа в группах? Почему?

Можно обсудить, получить помощь, лучше понять. 4 4

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?



V. Домашнее задание.

Стр.66 упр.88 (пояснить)


© 2010-2022