Веб-квест «Писатели, прославившие Донбасс»

Данная работа направлена на реализацию обучающимися своих творческих способностей через освоение родной культуры. На уроках литературного краеведения в старших классах в комплексе осуществляется этическое и эстетическое воспитание, что помогает объединить в восприятии ребёнка знания, полученные на различных уроках, в целостную картину мира, развить гуманитарный тип мышления, научить мыслить на духовном уровне. Занятия обучающихся исследовательской работой в области литературного краеведения спос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Веб-квест «Писатели, прославившие Донбасс»

Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

Донецкая гимназия №70Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики


Веб-квест «Писатели, прославившие Донбасс»


Составитель:

учитель русского языка и литературы

Литвина Виктория Викторовна,

учитель вышей категории,

учитель - методист



2015 г


Аннотация

Данная работа направлена на реализацию обучающимися своих творческих способностей через освоение родной культуры. На уроках литературного краеведения в старших классах в комплексе осуществляется этическое и эстетическое воспитание, что помогает объединить в восприятии ребёнка знания, полученные на различных уроках, в целостную картину мира, развить гуманитарный тип мышления, научить мыслить на духовном уровне. Занятия обучающихся исследовательской работой в области литературного краеведения способствуют развитию таких качеств личности, как готовность к восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству, помогают развить эмоциональную отзывчивость, образное мышление.

Применение информационно-компьютерных технологии способствует созданию условий для естественных диалоговых отношений между обучающимися, а взаимодействие исследовательских проектов и уроков происходит в процессе формирования общеучебных умений. Неформальное творческое общение в ходе выполнения исследований, мини-проектов, презентаций способствует сближению учителей и учащихся и помогает сформировать сплочённый коллектив, в котором царит взаимоподдержка и культ знаний.

Изучение литературы родного края, его духовной жизни, национальных традиций, формирование национального сознания, патриотизма является мощным воспитательным средством, стимулирующим самосовершенствования и саморазвитие молодёжи, что отвечает основным целям Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи - формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Для реализации проекта использовались планшеты Apple A1395 iPad2, планшети ZnayPad II, ноутбуки, сеть Wi-Fi, создан сайт на платформе Jimdo.

Проект направлен на практическую реализацию - использование данной разработки учителями русского языка и литературы в 9 - 11 классах общеобразовательных учебных заведений.












Вступление

Изучение литературы родного края, его духовной жизни, национальных традиций, формирование национального сознания, патриотизма является мощным воспитательным средством, стимулирующим самосовершенствования и саморазвитие молодёжи.

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Масштабная трансформация в области социокультурной жизни, изменение векторов сферы внимания в направлении изучения художественного достояния родного края, важна для осмысления собственной роли на культурном фоне, поиска аутентичности, которые невозможны без живого интереса к литературному и историческому наследию ближайшего к каждому человеку духовного средоточия.

Знание народом своей культуры, её истории, достижений и особенностей - это не только показатель его духовной зрелости и интеллигентности, но и важная предпосылка и стимул дальнейшего его развития.

Работа старшеклассников по литературному краеведению - хорошая возможность реализовать свои творческие способности через освоение родной культуры.

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию её возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе должно обеспечить формирование у обучающихся информационной компетенции, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в будущем.

Формирование навыков информационной деятельности - задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Одна из них - технология веб-квестов.

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание, проект с использованием интернет-ресурсов.

Сегодня во всех общеобразовательных учреждениях большинство обучающихся свободно пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же, упрощает для них процесс поиска информации, обработки её и предоставления в различных формах. Поэтому использование в проектной деятельности обучающихся компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

- повышение мотивации к самообучению;

- формирование новых компетенций;

- реализация креативного потенциала;

- повышение личностной самооценки;

- развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

  • использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

  • самообучение и самоорганизация;

  • работа в команде;

  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.

Работа обучающихся в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, сделает его живым и интересным.

Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:

  • веб-квесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;

  • в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений или изменения должны быть незначительными;

  • в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;

  • учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания.

Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании веб-квестов:

  • для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;

  • технология веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;

  • медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов).

Таким образом, «Веб-квест» как одна из форм проектной деятельности является одним из инструментов формирования у школьников умения анализировать и синтезировать информацию. На основе полученных знаний, умений, навыков и опыта работы в сети Интернет, формируются ключевые компетенции, приводящие к обученности учащегося и его самостоятельности.

Веб-квест «Писатели, прославившие Донбасс»

Только пламенная, горячая любовь к своему

краю и месту своего рождения или месту

своего жительства даёт силы для неусыпно-

трудолюбивой работы на пользу своего края

на познание его.

А. А. Золотарёв

Своих земляков мы должны знать, а особенно тех, чьи имена известны во многих странах. Творчество многих донецких писателей уже давно перешагнуло рубежи их родного края.

Всем вам знакомо слово Родина. Это Отечество, родная страна или место рождения. Любовь к «большой» Родине вырастает из любви к родине «малой» - родным местам, отчему краю, городу или селу. Наша с вами «малая» родина - это наш город Донецк. Наш родной край, Донбасс, воспевали и воспевают талантливые люди, наши земляки - донецкие поэты и писатели, с творчеством которых мы с вами познакомимся.

Цели и задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • развивать творческие, коммуникативные, креативные способности учащихся;

  • расширять знания обучающихся о писателях Донецка, об истории родного края;

  • формировать познавательный интерес учеников, привлекать детей к выполнению творческих заданий, используя различные источники информации; ориентироваться в информационном пространстве;

  • стимулировать ведение поисково-исследовательской работы учеников по изучению литературного краеведения;

  • воспитывать нравственную позицию гражданина ДНР по отношению к родному краю;

  • формировать личность с активной жизненной позицией, способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в социокультурном пространстве Республики.

Алгоритм работы

1. Выберите для себя одного из предложенных писателей, о ком бы вам хотелось узнать в первом уровне веб-квеста, по этому принципу объединитесь в группы.

2. Внимательно изучите задание своей группы.

3. Распределите роли (по несколько ролей) в вашей группе (биограф, библиограф, портретист, кинокритик)

4. Для выполнения задания вам потребуется завести Документы Google, оформить в них презентацию или видеоматериал. Не забывайте, что на блоге учителя опубликованы дистанционные консультации, которые помогут вам справиться с технической стороной задания.

5. Подготовьтесь к защите своей работы.

6. Если у вас появятся затруднения, обращайтесь к учителю (оставляйте свои вопросы в виде комментариев к сообщениям блога или пишите на электронную почту учителя).

Распределение групп

1 группа

Легендарный Беспощадный (2-3 учащихся)

Автор знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано» Павел Иванов (Беспощадный - псевдоним, ставший потом фамилией) родился в Смоленской губернии. Потом семья перебралась в наш край. Выпустил сборники «Каменная книга», «Горный пламень», «Над шахтой летят журавли», «Шахтёрские поэмы», «Донецкие просторы»... Он очень помогал - как советом, так и делом - начинающим писателям. Именем этого светлого человека названы улицы в Горловке и Донецке.

2 группа

Песенный Пляцковский (2-3 учащихся)

Енакиевец Михаил Пляцковский одно время трудился в местной заводской многотиражке «За металл». Описывал красоты родного края, романтизировал работу метзавода. И уже тогда, по словам бывшего председателя Донецкой областной организации Национального союза писателей Украины Станислава Жуковского, который дружил с автором будущих шлягеров «Лада», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза», «Через две зимы», пытался напевать свои стихотворения. Потом уехал покорять Москву. А покорил весь Союз.

3 группа

Героический Кулага (2-3 учащихся)

Писатель-краевед Иван Иванович Кулага - ветеран Великой Отечественной войны и органов государственной безопасности, ныне директор Донецкого областного агентства Книги Памяти Украины, Почётный гражданин города Донецка. Посол Мира. Иван Иванович является соавтором книг «Органы государственной безопасности в Донецкой области», «Золотые Звезды Донбасса» и автором фотожурнала «Освободители Донбасса» и многих других

4 группа

Сказочный Костыря (2-3 учащихся)

Иван Сергеевич родился в Днепропетровской области, а писать начал в Киеве, учась в мединституте. Но главные свои произведения создал на донецкой земле. Восемь лет он проработал в Горловке врачом - сначала педиатром, потом детским психиатром. Наконец, с головой ушёл в творчество. Он подарил нам «Сказку о солнечных братьях», «Как зверята ума набирались». И, конечно, - «Думы о Донбассе», где причудливо переплелись легенды, шахтёрские сказы, были, реальные факты. Именно Костыря был инициатором письма учёным, результатом которого стало присвоение малой планете №19916, открытой в 1976 году, имени Донбасс.

5 группа

Справедливый Шутов (2-3 учащихся)

Поэт и прозаик, защитник Ленинграда от оккупантов, а наших героев - от забвения, почётный гражданин Донецка. Всё это - Виктор Шутов. Он оставил нам богатое наследство: стихотворные сборники, романы, книги для детей, повести, очерки о Донецке. И, конечно, песни о нашем крае - «Шахтёрская лирическая», «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «Саур-Могила». Благодаря его упорству, боевому характеру, жажде справедливости появились книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие, открывающие правду о деятельности донецких подпольщиков в годы оккупации. Именем Шутова названа улица областного центра, а также литературная премия.

6 группа

Фантастический Березин (2-3 учащихся)

Есть у нас и творцы параллельных реальностей да иных миров. Дончанин Фёдор Березин, служивший офицером-ракетчиком в Казахстане, а затем на Дальнем Востоке, уволившись в запас в звании капитана, вернулся в родной город. Был предпринимателем, проходчиком. А 15 лет назад занялся писательством. В 2001-м он основал в столице края клуб любителей фантастики «Странник», а также взял первое место на международном фестивале фантастики «Звёздный мост» в номинации «Лучший дебют» (за роман «Пепел»). Свой жанр Березин определяет как «фантастико-философский технотриллер». Его книги печатают московские издательства. На данный момент Фёдор Дмитриевич является помощником коменданта г.Донецка. Человек, решивший сражаться не только пером, но и оружием.

7 группа

Экранизируемая Роздобудько (2-3 учащихся)

Эта дончанка сейчас входит в топ-10 самых издаваемых украинских писателей. Победительница трёх национальных конкурсов «Коронация слова», обладатель международной литпремии им. князя Юрия Долгорукова. По произведениям нашей землячки сняты полнометражные фильмы и сериалы «Пуговица», «Осенние цветы», «Таинственный остров», «Ловушка». Как призналась она «Донбассу», её детские воспоминания, связанные с жизнью в Калининском районе Донецка, нашли отображение в романах «Якби» («Если…»), «Шестая дверь».

8 группа

Технический отдел

Дают консультации по работе в компьютерных программах, необходимых для выполнения заданий, по использованию iPad, ноутбуками. После предзащиты проектов размещают на сайте материал.

Вспомогательный материал.

1 группа

ru.wikipedia.org

vk.com/club45700461

donbass.name/1838-ya-donbassom-zhivu-i-dyshu-pavel-besposhhadnyj.html

donbassrus.livejournal.com/708554.html

people.su/13884

litmisto.org.ua/?p=10559

gruzdoff.ru/wiki/

2 группа

allforchildren.ru/poetry/author64-plyackovsky.php

planetaskazok.ru/mpleatskovskyskz

dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/419565

ololo.fm/search/

poezosfera.ru/tag/mihail-plyatskovskij

ollelukoe.ru/skazkiplyackovsky

3 группа

pobeda.visitdonetsk.info/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD

pobeda1945.su/frontovik/13658

ukrop.dn.ua/cgi-bin/ukrop/start.cgi?info51=6830&page=41

trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=35534

riata.ru/kultura/item/9242-nam-pishut-iz-donbassa-dve-vojny-donetskogo-veterana-ivana-kulagi.html

donbass.ua/news/region/2011/09/09/ivan-kulaga-razoblachal-shpionov-bral-kenigsberg-i-vozrozhdal-voennuju-pamjat-donbassa.html

4 группа

dobro-biblio.ucoz.ru/ivan_kostyrja-br.pdf

tourdnepr.com/content/view/1405/1332

onetherapy.ru/p/596686.html

library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_09_2013/A/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F,%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.html

issuu.com/lazurit/docs/dumi_donbass

5 группа

donjetsk.com/tags/%C2%E8%EA%F2%EE%F0+%D8%F3%F2%EE%E2/

obook.ru/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F?n=208301_%D1%88%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

unienc.ru/274/480132-viktor-vasil-evich-shutov.html

molodguard.ru/heroes4600.htm

donbass.ua/news/culture/literature/2011/07/26/planeta-po-imeni-shutov.html

6 группа

novorossik.ru/novorossia/fedor-berezin-donetsku-glavnoe-perezhit-zimu.html

dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1173540

donpatriot.ru/publ/zhiteli_donbassa/doneck/berezin_fedor_dmitrievich_pisatel_fantast/4-1-0-430

yakaboo.ua/author/view/461927/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=14133306_direct_avt&utm_content=1162792531_4104334722

7 группа

litmir.co/a/?id=59942

loveread.ws/biography-author.php?author=Iren-Rozdobudko

e-reading.club/bookbyauthor.php?author=1001868

kino-teatr.ru/kino/screenwriter/post/42437/bio/

Технический отдел

О технологии создания интерактивных тестов и плакатов в среде MS Power Point 2007/2010 pedsovet.su/load/338-1-0-20169

Программа для вырезки фрагментов фильмов pedsovet.su/load/9-1-0-15865

Мастер-класс "Создание учебных совместных документов сервисами Google" pedsovet.su/load/338-1-0-34673

Шаблон интерактивного голосования Excel pedsovet.su/load/338-1-0-38916

Windows Movie Maker раздела "Видеоуроки" pedsovet.su/load/277

Презентация "Создание слайд-шоу в программе Windows Movie Maker" pedsovet.su/load/47-1-0-5653



Критерии оценивания работ учащихся

Средний уровень

Достаточный уровень

Высокий уровень

Понимание задания

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Работа демонстрирует точное понимание задания

Выполнение задания

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Результат работы

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Творческий подход

Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Литература


  1. Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. - 1997. - № 5. - С. 37.

  2. Анисимова Е. И. Некоторые закономерности и особенности научно-исследовательской деятельности как образовательной технологии.// Альманах «Отечество», 7 выпуск. - М.: ЦДЮТиК РФ, 2001, с. 7-12.

  3. Веденеева Т. Е., Войнова М. И. Проектная технология в системе личностно ориентированного образования в школе. // ж. «Дидакт», 2002, № 1, с. 32-39.

  4. Дулина Л. В. Воспитание любви к «малой родине» через литературное краеведение. // ж. «Литература в школе», 2005, № 9, с. 45.

  5. Мун Л. Н. Инновационные интегрированные технологии в теории и практике учителей.// ж. «Дидакт», 2003, №1, с. 42-48.

  6. Прокофьева А. Г. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования. Автореферат./Рос. Гос. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. 1997.

  7. Веденеева Т. Е. Проектная технология в системе личностно ориентированного образования в школе. - ж. «Дидакт», 2002, №1, с. 32-39.

  8. Литературное краеведение: проблемы, поиски, перспективы: Сборник научных статей. - Полтава: ПГПУ, 2002.

  9. Чечель И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3

  10. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - ito.bitpro.ru/1999

  11. Web-квест в проектной деятельности katerina-bushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obrazovanii/internet_uroki_i_web_kvesty/4-1-0-8

  12. Интернет-конференция Организация сетевого взаимодействия: опыт и перспективы 2013 год wiki.saripkro.ru/index.php/Доклад_%22 %22


© 2010-2022