Современные технологии в преподавании русского языка литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные технологии в преподавании русского языка литературы.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных: - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

При этом перед учителем встают новые задачи:

- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы - для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Информациюнно - справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. А теперь о новой технологии, которая меня заинтересовала сравнительно недавно. Вопрос о коллективной форме организации учебных занятий (КФО) и о коллективном способе обучения (КСО) в последние годы все чаще и чаще ставится на страницах педагогической печати. Этот вопрос - один из главных волнующих современную педагогическую общественность.

Ныне существующий способ обучения введен в школы Яном Амосом Коменским и его сподвижниками более 400 лет назад. Он пережил несколько социальных формаций, применяется при обучении людей всех возрастов. В массовой практике обучения с древнейших времен и по настоящее время использовались всего лишь три формы: индивидуальная, парная и групповая. Сочетание двух или нескольких форм организации дает нам организационную структуру учебного процесса. Так, примерно до XVI-XVII вв. в основном в обучении применялись парная (учитель-ученик) и индивидуальная формы ("индивидуальный способ обучения" - ИСО). Начиная с XVI-XVII вв. в массовую практику школ входит групповая форма и становится основной системообразующей ("групповой способ обучения" - ГСО). Основной разновидностью ГСО в школе является классно-урочная система (КУС), в ВУЗах - лекционно-семинарская. В.К. Дьяченко дает новое определение основному понятию дидактики. "Обучение - материальный процесс взаимодействия между учителем и учеником. Это общение между теми, кто имеет знания, опыт и теми, кто их приобретает".

Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях. Коллективная форма обучения - это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.

Приемы и методы КСО:

• взаимные диктанты в парах сменного состава;

• разучивание стихотворений;

• работа в парах сменного состава по карточкам;

• методика М.Г. Булановской;

• взаимообмен заданиями (ВОЗ);

• методика работы по вопросникам;

• методика Ривина А.Г.;

• сотрудничество учащихся "по вертикали";

• педагогика сотрудничества и "погружение".

Организация работы по новой педагогической технологии при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя. Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом (повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу и т.д.). У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника. Коммуникативная направленность преподавания русского языка характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели - практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая речевая направленность - это не только цель, но и средство. Технология КСО по своей организации учебного процесса обеспечивает с начала до конца коммуникативность в преподавании нашего предмета: • при знакомстве с теоретическим курсом; • при отработке теоретических знаний; • при организации учебного материала в разделе "Развитие речи"; • при сдаче зачетов; • при проведении контрольных работ; Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов: • каждый учащийся должен систематически излагать другому тему; • каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает; • каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно; • каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы. Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими дозами. По опорным конспектам и таблицам учащиеся составляют вопросники и грамматические рассказы, сдают друг другу теорию, приводя свои примеры. Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть. При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава. Каковы варианты методики первоначального изучения нового материала?

1. Манская технология. Суть ее в том, что учащийся, который уже знает материал, не излагает его от начала до конца своему партнеру, а предлагает изучить по учебнику. Партнер изучает новую тему под его контролем: читает текст, выполняет упражнения, решает задачи, отвечает на вопросы, пересказывает. При такой технологии не подавляется самостоятельность учащегося и при этом он получает своевременную помощь, не тратит время по-пустому. Главным источником знаний является учебник.

2. Самостоятельное изучение материала. Тему учащийся может получить у учителя или диспетчера. Он сам прорабатывает, разбирается в правилах, выполняет упражнения. А потом проверяется у нескольких впереди идущих учеников. Проверка может идти по частям или по окончании всей работы. Эту технологию называют "сначала сам, а потом проверка и помощь".

3. Коллективно-индивидуальная технология. Совместная работа двух учащихся над новой темой. Оба берутся за изучение темы впервые, между ними складываются отношение сотрудничества.

4. Изучение нового материала с использованием опорных сигналов (конспектов). Опорные конспекты помогают учащимся осуществлять преподавательскую деятельность. Два ученика прорабатывают, ведут запись, перерисовывая то, что дано в ОК. Каждый из них по очереди читает, вместе обсуждают текст и рассматривают опорный конспект. Затем еще раз читают и просматривают свою запись - ОК. После этого каждый из них может работать с новым партнером, выступая в качестве обучающего. Обучение может происходить по-разному. 1. Ученик может содержание своей темы изложить по ОК, а затем еще раз разобрать по учебнику. 2. Может предложить новому партнеру читать текст по учебнику и давать соответствующие объяснения по ОК. 3. Возможно попеременное объяснение записей ОК и чтение учебника. 4. Оба партнера могут работать самостоятельно, но каждый над своей темой: читают текст и опорный конспект, а после этого совместная работа сначала по первой теме, а затем по второй. 5. Обучающий совершенно самостоятельно (закрыв учебник и не пользуясь записями) дает все объяснения и попутно составляет ОК. Если учащийся приступает к изучению новой темы, то он должен четко знать: какая задача перед ним стоит? На какие вопросы должен ответить? Что должен найти в изучаемом материале? В современных учебниках таких вопросов нет, их должен сформулировать учитель. Задача ученика: разобраться в новом материале, чтобы суметь изложить, объяснить другим. Постановка вопроса перед изучением темы дает возможность ученикам не упускать главного и полнее воспроизводить содержание. Существует два направления использования ОК: 1. Проработка параграфа - рассмотрение ОК - изложение. 2. Свободное изложение новой темы по ОК с привлечением учебника.

На своих учебных занятиях мне можно использовать некоторые методические приемы КСО, к примеру: 1. ВД (взаимодиктанты); 2. ВОЗ (взаимообмен заданиями); 3. ВПТ (взаимопередача тем); 4. МР (методика Ривина); 5. работа по вопросникам. Каждая из них имеет свое назначение и направлена на формирование практических умений и навыков и развитие определенных качеств личности. Каждая методика ценна по-своему. Я остановлюсь на методике Ривина и на вопроснике. Данная методика применяется при изучении нового материала самим учеником без объяснения учителя. Учитель выбирает несколько тем. Темы выбираются так, что ученик может изучить их в любой последовательности. Темы небольшие, учитель может изучать их в любой последовательности, может сам разделить текст на абзацы, но может этого и не делать. Подготовленный материал может изучаться на одном уроке или на нескольких занятиях подряд. Каждый ученик в данный момент изучает одну тему, а за определенный промежуток времени он должен усвоить все темы. У каждого ученика своя последовательность их изучения. Учитель распределяет темы между учениками так, чтобы одновременно над каждой из них работали и слабые, и средние, и сильные ученики. Слайд 20 Ученик получает тему - задание и готовит к работе свою тетрадь. Он записывает число, название темы и делит страницу на 4 графы: • 1 графа - номер абзаца, • 2 графа - о чем абзац (название), • 3 графа - узловые понятия, • 4 графа - с кем работал. Затем ученик приступает к работе с текстом. Он сам решает, надо ли ему читать сначала весь текст или может сразу начать работу с партнером над первым абзацем. После такой подготовки он приглашает партнера. Два ученика садятся рядом. У каждого из них своя тема. Сначала они будут изучать тему первого ученика. Этот ученик читает свой текст, второй слушает. Вместе выделяют абзац, обсуждают его, составляют предложение, выражающее суть абзаца, для записи в тетрадь. Заканчивают эту работу. Теперь второй ученик будет изучать 1-й абзац своей темы, а первый ученик поможет ему.

Алгоритм работы 1. Получить текст. 2. Подготовить к работе тетрадь. 3. Если считаешь для себя необходимым, то прочитай весь текст. 4. Назови товарищу тему и скажи, какую работу в паре вы должны выполнить: а) выделить абзац, озаглавить его (составить вопрос), выполнить указанные действия для его усвоения; б) выделить абзац, озаглавить его и самим решить, какие действия надо осуществить для его усвоения. 5. Прочитать про себя абзац 1. Пересказать себе. Озаглавить (составить вопрос) и записать в тетрадь. 6. Прочитать вслух абзац 1 и пересказать друг другу (по очереди). Обсудить заглавие (вопрос абзаца). 7. Прочитать про себя абзац 2, пересказать себе и озаглавить его. 8. Прочитать друг другу вслух абзац 2. Пересказать друг другу абзацы 1 и 2. Обсудить заглавие абзаца 2. 9. Прочитать про себя абзац 3. Пересказать его себе, озаглавить его. 10. Прочитать вслух абзац 3. Пересказать абзацы 1, 2, 3. Обсудить заглавие абзаца 3. 11. Пересказать весь текст. Как работает ученик с новым партнером? В новой паре решают, кто сначала изучит тему, а кто поможет. Они изучали другой материал и о теме друг друга не знают. Поэтому должны друг друга познакомить с тем, что они изучают. Для этого они называют тему и пересказывают содержание абзаца, который усвоили, работая в первой паре. При этом они пользуются не текстом, а лишь записями в тетради. У них могут возникнуть вопросы, отвечают на них, а затем они работают по алгоритму. Когда они встретятся с третьим партнером, то они сначала перескажут друг другу содержание первых двух абзацев, ответят на вопросы, и только после этого они приступят к изучению следующей порции материала. Четвертому сначала расскажут содержание трех первых абзацев. Учет работы На период изучения этих тем в классе вывешивается листок учета "Экран изучения тем…". Этот листок помогает учитывать работу каждого ученика на данном уроке и видеть ход изучения всех тем в классе. Составляется таблица. Вертикальные графы: номер, фамилия и имя ученика, номер и название тем. В клетках на пересечении строки со своей фамилией и столбца с номером (названием) темы ученик сам проставляет номер даты начала и конца работы, или окончания изучения темы, или дату зачета. Можно в эти же клетки вписывать зачетные оценки. Применение этой методики помогает решению следующих задач: 1. Выработка качеств полноценного чтения: беглости, осознанности, выразительности, правильности чтения. Учительница начальных классов средней школы № 33 г. Якутска Говорова А.И. в 1993 году, применяя этот прием, закончила работу с "Букварем" в первом классе за 1, 5 месяца, т.е. в середине октября. При этом скорость чтения некоторых достигла 100 слов в минуту. 2. Формирование навыков работы над прочитанным текстом: выявление содержания основных частей, главной мысли и воспроизведение содержания. Проверка знаний может быть устной, письменной, в виде тестов, итоговой контрольной и. т.д. Работа по вопросникам Вопросники используются при изучении новой темы, а также для повторения пройденной темы, раздела или курса. Вопросник составляет сам учитель или могут привлекаться и ученики. Учитель предлагает всем внимательно прочитать правила, определения по учебнику. Все ученики читают про себя и составляют предложения-формулировки вопросов. Отбираются лучшие формулировки и записываются, так постепенно составляется вопросник. Таким образом, сделаны первые шаги по КСО в нашей школе. О больших результатах и показателях говорить еще рано, нерешенных проблем еще немало. При использовании КСО на уроках формируется следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения, развития речи, слова для запоминания и. т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест). В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. У педагога, наконец, появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта. Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. В.К. Дьяченко, подчеркивал, что "общение в паре - это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них - к знаниям и опыту всего человечества". Работать по новой технологии нелегко. Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится нам работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом. По итогам работы по КСО отмечается: 1. Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным изучаемым предметам. 2. Повысилась в целом успеваемость учащихся, процент выполнения и качество контрольных работ, техника чтения. 3. Отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону. 4. Дети стали более общительными, дружными, культурными. 5. Повысились показатели школы на олимпиадах и поступаемость выпускников в ВУЗы и ССУЗы. 6. Особое место в работе школы отводится научно-исследовательской работе учащихся. 7. Проведено анкетирование среди родителей, учащихся и учителей с результатом положительного отношения к занятиям по КСО. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т. к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Увлечённый новыми технологиями, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка. 1. «Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция) С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры - это реализация модельного метода обучения. 2. Метод Case Study (метод изучения ситуаций). «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецедента» или «случая». «Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес наукам за рубежом. … На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся в курсах обучения аспирантов по программе MBA… Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой - творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения Технология конструирования CASE STUDY. Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: «1-ый этап. Определить цель создания CASE. 2-ой этап. Подбор соответствующей цели конкретной реальной ситуации. 3-ий этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для CASE. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок. 4-ый этап. Собрать информацию и данные для CASE, используя различные источники. 5-ый этап. Подготовить первичный вариант представления материала в CASE. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.). 6-ой этап. Получить разрешение на публикацию CASE. 7-ой этап. Обсудить CASE, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение CASE. 8-ой этап. Подготовить методические рекомендации по использованию CASE. Разработать задания для учащихся и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации CASE, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения CASE. Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. «Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь. Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе…CASE - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям: - соответствовать четко поставленной цели создания; - иметь соответствующий уровень трудности; - иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни; - не устаревать слишком быстро; - иметь национальную окраску; - быть актуальным на сегодняшний день; - иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько решений. Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время». 3. «Метод проектов». «Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести». «Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат Е.С. Метод проектов] «Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.)» Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения». «Этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая иди индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы». В современной педагогике существует огромное количество педагогических технологий. Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1. Педагогика сотрудничества.

1.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

1.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

2.1. Игровые технологии

2.2. Проблемное обучение

2.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3.1. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

3.2. Технологии уровневой дифференциации.

3.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов).

3.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).

3.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

3.6. Технология программированного обучения

3.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

3.8. Групповые технологии.

3.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

4.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).

4.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).

4.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)

4.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).

5. Частнопредметные педагогические технологии.

5.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).

5.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе 5В.Н.Зайцев)

5.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).

5.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

5.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

6. Альтернативные технологии.

6.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).

6.2. Технология свободного труда (С.Френе)

6.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).

6.4. Технология мастерских.

7. Природосообразные технологии.

7.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).

7.2 Технология саморазвития (М. Монтессори)

8 . Технологии развивающего обучения.

8.1. Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

8.3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

8.4.Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).

8.5 Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская). 8.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9. Педагогические технологии авторских школ.

9.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).

9.2. Модель «Русская школа». 9.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).

9.4. Школа-парк (М.А.Балабан).

9.5. Агрошкола А.А.Католикова.

9.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики. Важное место среди образовательных технологий занимает технологический подход к преподаванию и учению предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.



© 2010-2022