Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Словообразовательные гнёзда", по учебнику С.И Львовой.Урок-исследование. На данном уроке тренируется умение учащихся составлять словообразовательные цепочки слов, умение строить словообразовательные гнёзда. УУД формируемые на данном уроке:Личностные - осознание алгоритма учебного действия; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные:умение принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать собствен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 6 классеКонспект урока по русскому языку в 6 классеКонспект урока по русскому языку в 6 классеКонспект урока по русскому языку в 6 классеКонспект урока по русскому языку в 6 классеКонспект урока по русскому языку в 6 классеКонспект урока по русскому языку в 6 классеКонспект урока по русскому языку в 6 классе

Технологическая карта урока

Школа: ГБОУ ООШ с. Старая Кармала

Учитель: Ягавкина Н.Н.

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

Автор УМК: С.И.Львова

Тема урока: Словообразовательные гнёзда слов

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок - исследование.

Цель урока: тренировать умение учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.

Задачи урока: Обучающие: 1) повторить сведения о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке

слов и формировать представление о словообразовательном гнезде;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь; обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение; формировать приём умственных действий при составлении словообразовательной пары и цепочки; развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

Воспитывающие: воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи; приобщать к здоровому образу жизни.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Сформировать умение составлять словообразовательные пары и цепочки. Сформировать представление о словообразовательном гнезде. Расширить словарный запас учащихся, пользуясь словообразовательным словариком.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары от цепочек; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока

  • ноутбук, экран, мультимедийный проектор;

  • презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint;

  • система контроля и мониторинга качества знаний PROClass;

  • опорные схемы «Словообразование слов»;

  • учебник для 6 класса «Русский язык» авт.С.И.Львова;

  • приложение к учебнику «Русский язык» (часть 3).













ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

I.Организационный момент

Мотивация

к учебной деятельности

Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Готовятся к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- О том, что знаю я. О том, что вам известно.

Поговорим? Поговорим.

Вам будет интересно.

- Сегодня мы с вами продолжим заниматься исследовательской деятельностью и постараемся по «Лесенке успеха» подняться на самую верхнюю ступеньку».

Исследовательская работа требует больших умственных и физических затрат. Мы должны быть готовы к ним. Поэтому перед работой вспомним Правила исследования:

- Уметь находить источник информации.

- Внимательно читать информацию.

- Научиться не торопиться с вынесением суждения.

- Научиться самостоятельно решать проблему, анализировать ситуацию.

- Делать выводы и подкреплять примерами.

- Уметь отстаивать свою точку зрения.

- Подходить к всему творчески.

II.Исследовательская работа

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Красивее - произнесите это слово правильно? Кто прав в данной ситуации? К какому источнику нужно обратиться, чтобы проверить свои варианты? Обратимся к аудио-словарю «Русский устный» на портале Грамота.ру - №..

- Мы преодолели 1 ступеньку.

Обратившись к словарю эпитетов, опишите сегодняшний День, Небо, Снег.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Выявляет уровень знаний. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудни-чества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ объектов с целью выявления признаков.

1)Игра «Найди лишнее».

- Определите, одним ли способом образованы следующие прилагательные, в случае затруднения обратитесь к словообразовательному словарику.

1) неудачный, сверхзвуковой, быстроходный;

2) придирчивый, парчовый, многоцветный;

3) приморский, дружелюбный, безбилетный;

4) морозостойкий, тёмно-синий, настенный;

5) левобережный, новогодний, придворный.

2) Устное высказывание.

- Используя материалы словообразовательного словарика, расскажите, что такое словообразовательная пара и словообразовательная цепочка слов. При подготовке к сообщению выпишите несколько примеров из словарика.

- Составьте словообразовательные цепочки из группы слов. Упр 286 с. 147. Сверьте с образцом.

- Преодолели 2 ступеньку.

Постановка

учебной задачи

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят цели, проводят исследования, работают в группах.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические - формулирование проблемы

1) Постановка проблемной ситуации

- Посмотрите на рисунок и попробуйте догадаться, чем мы сегодня будем заниматься?

- Кто уже сможет рассказать?

- Почему этот рисунок вызвал у вас затруднения?

- Сегодня мы с вами будем строить гнёзда. Птичьи? Верно, словообразовательные. Составление цепочек, гнёзд - занятие не только увлекательное, но и очень полезное.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

2) Исследование

- Расскажите, в чём особенности расположения слов в словообразовательном гнезде? Где возьмёте информацию? (учебник «Знайте и применяйте» с 146).


дым - ок -

дым - оч - ек -

дым-чат-ый

дым - и - ть - ся

дым - и -ть

за - дым - и - ть

на - дым - и - ть

дым - о - ход -

дым - о - ход - н - ый

Вывод: Словобразовательное гнездо - это группа однокоренных слов, расположенных в виде словообразовательных пар и цепочек, которые показывают, какое слово от какого образовано. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.

3) Первичное закрепление

Упр 287 с 147

- Преодолели 3 ступеньку.

Физминутка.

Чтобы продолжить наши исследования необходимо передохнуть, набраться сил.

1. Дадим отдых глазам. (круговые вращения у переносицы.)

2. Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев - каждый палец связан с определенным органом)

Мизинец - активизируем сердце.

Большой палец - легкие и печень.

Средний палец - систему кровообращения.

Указательный палец - зону пищеварительного тракта.

Безымянный палец - нервную систему.

Ладонь - в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони - сердцебиение

Построение проекта выхода

из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Побуждает детей к высказы-ванию собственного мнения. Организует самостоятельную деятельность детей при работе со словами.

Читают правило, проговаривают друг другу вслух, озвучивают правила. Составляют план достижения цели и определяют средства.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Давайте вернёмся к исследованию наших гнёзд.

«На белом снегу видны заячьи следы».

1 парта: - Рассмотрите словообразовательное гнездо с исходным словом «белый».

-Выпишите словообразовательные цепочки.

- Установите способ образования каждого слова.

- Сколько сложных слов в данном гнезде.

2 парта: - Рассмотрите словообразовательное гнездо с исходным словом «следы».

-Выпишите словообразовательные цепочки.

- Установите способ образования каждого слова.

- Сколько сложных слов в данном гнезде.

3 парта: - Данную группу однокоренных слов преобразуйте в словообразовательное гнездо с исходным словом цена.

Ценность, ценить, ценник, ценный, оценить, цениться, ценитель, переоценить, ценительница.

Проверьте свой ответ по словарику.

Молодцы! Вы выполнили самую трудную часть нашего исследования и сделали прекрасный вывод.

Применение полученных знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют типовые задания. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Анализируют приз-наки, создают план проверки безударных окончаний существительных.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра; познавательные: общеучебные - умение структури-ровать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия


  1. Проверка знаний. Тест. (система контроля и мониторинга качества знаний PROClass)

Сейчас каждый из вас, используя свои знания, проведет научный эксперимент и узнает результат своей работы.

(Дети отвечают на вопросы теста, проверка результатов)

Вот и последняя ступенька преодолена.

Рефлексия деятельности.

Итог урока

Организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Что вам больше всего понравилось во время сегодняшней исследовательской работы?

- Что показалось трудным?

Мы с вами поднялись на самую высокую ступеньку лестницы, мы достигли цели. Все слаженно работали, помогали друг другу в трудную минуту. Молодцы!

Домашнее задание.

Наши исследования непременно вам помогут в выполнении домашнего задания.

Спасибо за урок!






Правила исследования

- Уметь находить источник информации.

- Внимательно читать информацию.

- Научиться не торопиться с вынесением

суждения.

- Научиться самостоятельно решать проблему,

анализировать ситуацию.

- Делать выводы и подкреплять примерами.

- Уметь отстаивать свою точку зрения.

- Подходить ко всему творчески.



© 2010-2022