Собственные и нарицательные имена существительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель урока: прививать учащимся умения определять и употреблять в речи сущ.собственные и нарицательные.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Опрос дом.задания.

Учитель: 1.Что мы относим к главным членам предложения?

2.Что к второстепенным?

3.На какие вопросы отвечает подлежащее?

4.Сказуемое?

5.Дополнение,определение,обстоятельство?

6.Что называется именем сущ-м?

7.А как на казахском языке?

8.Как вы отличаете одушевл.сущ.от неодушевл-х?

Учитель: Ребята,вот мы с вами познакомились с именем сущ-м,вспомнили виды сущ-х,и цель нашего урока-путешествия, продолжить изучение сущ-х,а именно,поглубже познакомиться с сущ-ми собственными и нарицательными.

Учитель:( Объяснение нового материала)

Валиханов, Чокан Чингисович

Собственные и нарицательные имена существительные

Имя при рождении:

Мухамме́д-Хана́фия

Род деятельности:

Учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель

Дата рождения:

1835

Место рождения:

орда-зимовка Кунтимес,Аман-Карагайский округ,Омская область
(ныне Сарыкольский район
Костанайская область,
Казахстан)

Страна:

Собственные и нарицательные имена существительные Российская империя

Дата смерти:

10 апреля 1865

Место смерти:

урочище Кочен-Тоган,Алтын-Эмель, Семиречье

Отец:

Чингис Валиханов

Мать:

Зейнеп Чорманова

Супруга:

Айсары Валиханова

Дети:

нет

Детство

Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аман-Карагайского внешнего округа (ныне местность в Сарыкольском районе Костанайской области). Его отец, Чингис Валиханов, был старшим султаном Аман-Карагайского внешнего округаОмской области с 1834 года. При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его матерью прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве (1842-1847 гг.) мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков

Собственные и нарицательные имена существительные

Чокан в 1847 году

В предложении Шокан Уалиханов родился в Кусмуруне найдите подлежащее.

Чем выражено в этом предл-и подл-е?

Давайте вспомним,как в казахском языке различают жалкы(собственные) и жалпы(нарицательные)есімдерді ?

Ваши примеры на казахском языке.

Теперь вернемся к нашему предложению.

Сущ. Шокан Уалихановк какому виду относится ?(собственные)А кто такой Шокан Уалиханов?(Выдающийся казахский ученый просветитель ,исследователь)

.Обратите внимание на карту,кот-я представляет жизненный путь Шокана Уалиханова.

Учитель: В первом пункте нашего назначения (аул)мы будем овладевать умением определять существительные собственные и нарицательные.Вначале остановимся на собств-х сущ-х.Рассмотрим данную таблицу

Собственные существительные

Фамилия

имя

Отчество

город

село

Река

озеро

гора

Уалиханов

Шокан


Кусму

рун

Иртыш

Ыссык

куль

Алатау

Учитель:Сущ-ые,называющие единичные предметы,являются именами собственными.Они могут состоять из одного слова или нескольких.К собственным именам сущ-х относятся имена,отчества,фамилии людей,клички животных,названия городов,рек,гор,книг,картин,спектаклей.

А нарицательными сущ-ые называются потому,что они обозначают однородные предметы,одинаковые,кот-ые называются одним словом,несмотря на то,что эти преметы могут отличаться друг от друга.

Нап.словом «книга»называются все книги,хотя отличаются друг от друга содержанием,размерами.Первое наше задание определить ,к какому сущ-му относятся слова «аул» и Кусмурун.А для того чтобы понять ,что это за слова,я буду рассказывать вам о жизни Шокана Уалиханова.

Он родился в 1835 году,в ноябре,в Костанайской области,в селеКусмурун.Значит,село,которое называется Кусмурун,это место ,где родился кто?(Шокан Уалиханов)

К какому сущ-му мы отнесем слова КУсмурун и аул?Почему?

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие.

След-я станция Омба.После того как Шокан Уалиханов на «отлично» закончил школу,его отец привозит в Омбу,где он поступает в Кадетский корпус.Там он также всех удивляет своими способностями.Ваша задача-успешно найти в тексте имена собств-ые и выписать их.

Упражнение.

Следующая станция-Ыссык-куль.Шокан уалиханов заканчивает Кадетский корпус в 1853 году,в эти годы он знакомится со знаменитым географом Семеновым-Тяншанским,который помогает ему возглавить экспедицию.Шокан Уалиханов едет в Киргизию со своей экспедицией с целью исследовать Ыссык-куль.

А нам предстоит поработать по карточкам.

Карточка 1.К нарицательным сущ-ным Город,,река,озеро,улица подберите собственные имена сущ.

Карточка 2.К собственным сущ-ным Караганда,Или,Боралдай,Ыссык-куль подберите нарицательные.

Учитель: Следующая станция-Кашгария.После исследования Ыссык-куля,Шокан продолжает путешествовать и направляется в 1858 году в...... А куда,мы узнаем после разгадования кроссворда.

1.По нему плавали корабли,и назывался он Тихий....

2.Это используют на уроках географии....

3.Это может быть и земной и воздушный .....

4.Загадка: Моря есть -плавать нельзя.Земля есть-пахать нельзя.Дороги есть-ехать нельзя.Что это? ....

5.Загадка: Бежит-бежит не выбежит ....

6.Подберите синоним к слову село ......

7.В каждом городе есть главная ...

8.Нашу планету называют ......

Учитель:Следующая станция-Петербург.После исследования Кашгарии Шокан приезжает в Петербург,чтобы пополнить свои знания.

Мы заканчиваем путешествие по жизненному пути Шокана Уалиханова в городе Талдыкорган.Он прожил всего 30 лет.Жизненный путь этого замечательного человека завершился в 1865 году.

Закрепление.

Домашнее задание.



© 2010-2022