Внеклассное мероприятие на тему Совесть

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие на тему СовестьВнеклассное мероприятие на тему СовестьВнеклассное мероприятие на тему СовестьВнеклассное мероприятие на тему СовестьВнеклассное мероприятие на тему СовестьТема: Нравственные уроки рассказа А.П. Гайдара "Совесть".

Цель:

- Создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с художественным текстом.

- Продолжить работу по воспитанию качеств Человека.

Задачи урока:

- развивать умение работать над понятием;

- воспитывать у учащихся критическое отношение к своим поступкам, совестливость;

- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

- чтение с остановками,

- обращение к личному опыту учащихся,

- кластер.

Тип урока:

Оборудование:

- портрет А.П.Гайдара;

- толковый словарь;

- шкатулка, внутри которой красные сердечки.

Ход урока.

I Стадия вызова.

Актуализация знаний.

Формулирование темы урока, постановка цели:

- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе, раскаяние)

стыд

винаИспользование метода «Кластер».

раскаяние

чувства

грусть

огорчение

Тяжесть на душе



Учитель. Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чём мы будем говорить на уроке.

Кроссворд.

1.Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

2.Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?

3.Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

4.Недоброе чувство, мысль или дело.

5.Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

6.Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

7.Состояние полной, высшей радости.

Внеклассное мероприятие на тему Совесть

Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня ?

Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести? Какая совесть бывает чиста?

О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ А.П.Гайдара «Совесть».

(на доске портрет А.П.Гайдара)

II Стадия осмысление.

  1. Чтение с остановками.

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Остановка 1.

- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)

- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?

- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку)


Нина

Фиксируется в кластере. Заполнение кластера.

Внеклассное мероприятие на тему Совесть

Остановка 2.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Что делала девочка в роще? (пряталась)

- Переживала ли она, что не пошла в школу? (она готова себя простить и оправдать)

- Как Нина подшутила над мальчиком?

- Почему она решила, что он прогульщик?

Внеклассное мероприятие на тему Совесть

Остановка 3.

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?

Остановка 4.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

1940

- Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Учитель. Оцените поступок Нины.

- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?

- Почему Нина заплакала?

Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)

Читают концовку рассказа.

Нина совесть боязнь обман внимание стыд сострадание

- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?

III Рефлексия.

- О ком рассказ? - О чем рассказ?

- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)

- Что, по-вашему, совесть?

Совесть - это внутреннее ощущение человеком добра и зла.

Совесть - внутренний советчик и судья.

- А у кого из вас есть совесть?

- А как вы об этом узнали?

Вот как о совести сказал:

Ұят деген - адамның өз бойындағы адамшылығы...

Абай Құнанбаев

Мен де қазақпын жарылған сүйек - еттен,

Менде ар бар, менде ой бар жан тебіренткен.

Халқымның қарапайым бір ұлымын,

Жанымды арым үшін құрбан еткен.

Бауыржан Момышұлы

Самое важное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью.

Повинную голову меч не сечет

Агнии Львовны Барто «Совесть»:

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову. А.Барто

- Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой?

Притча"Бабочка":

- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался:

"А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?"

Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

-Всё в твоих руках

Вопросы учащимся:

- Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика?

- Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик?

- Как можно оценить убийство бабочки?

- А сохранение ее жизни?

Что главное, скажите в человеке?

7. Итог урока

«Синквейн»

  • Совесть

  • Вечная, мудрая

  • Спрашивает, учит, мучит

  • Главный судья

  • Слушай её

«Синквейн»

Доброта

Нужная, необходимая

Дает, помогает, радует

Доброта радует всех

Делай добро



1.Зеркало - где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе - зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

2.Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

3. Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

4.Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется,

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову. А.Барто

5.Однажды в классе уронили цветок.

Совершил это я, непоседа.

Кто разбил? Выяснение шло...

И тогда я свалил на соседа.

6.С той минуты повсюду, всегда

Взгляд его тяготил мою душу.

Я боялся его, как огня,

И ребят на уроках не слушал...

7.Но однажды на уроке

Нам пояснили про слово "совесть".

И тогда мое сердце,

Словно камень, сорвалось в пропасть.

8.И я, из-за парты вставая,

Учителю правду сказал

И просил его очень, рыдая,

Чтобы строго меня наказал!



© 2010-2022