- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку к УМК Г. Хлебинской 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку к УМК Г. Хлебинской 11 класс (базовый уровень)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова С.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку и авторской программы для общеобразовательных учреждений: Г.Ф. Хлебинская.- М.: Олма-Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Обучение русскому языку ведётся на базовом уровне, используется учебник: Хлебинская Г. Ф. Русский язык 11 класс Профильный уровень: учебн. Для общеобразовательных учреждений/ Г. Ф. Хлебинская. - М.: Мнемозина, 2012. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представлений о языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа;
углубление знаний о лингвистике как науке, о языке как развивающемся явлении;
совершенствование речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников;
развитие навыков речевого взаимодействия, совершенствование универсальных учебных умений и навыков, необходимых для продолжения обучения и профессиональной деятельности выпускников;
совершенствование функциональной грамотности учащихся. В старших классах средней школы обучение русскому языку
выходит на качественно новый уровень.
Основные задачи курса:
1) повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;
2) закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;
3) подготовка учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку;
4) совершенствование умения работать с различными источниками информации;
5) развитие логического мышления, способности планировать, регулировать и адекватно оценивать свою деятельность.
Реализация указанных целей и задач осуществляется при создании следующих условий:
-
организация обучения в рамках компетентностного подхода;
-
реализация коммуникативно-деятельностного, личностно ориентированного, системно-обобщающего и исторического подходов;
-
такое построение курса, которое обеспечивает освоение необходимого теоретического материала, закрепление навыков практического использования языка, осуществление последовательной подготовки к итоговой аттестации;
наличие дидактического материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся и обеспечивающего широкий интеллектуальный и эмоциональный фон, побуждающий старшеклассников к самообразованию, приобретению социального опыта предшествующих поколений, развитию научно-теоретического мышления, формированию творческой личности;
использование современных методов, форм и средств обучения.
Компетентностный подход в обучении русскому языку предполагает
формирование и развитие у школьников следующих видов компетентностей:
-
лингвистической, т. е. развитие умений проводить лингвистический анализ языковых явлений и фактов;
-
языковой, т. е. формирование навыков практического владения русским языком, его словарем, грамматическим строем, языковыми нормами;
-
коммуникативной, т. е. совершенствование разных видов речевой деятельности, формирование навыков, обеспечивающих продуктивное коммуникативное взаимодействие;
-
культуроведческой, т. е. осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, овладение культурой межнационального общения.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает формирование навыков грамотного письма и приобретение знаний из области фонетики, морфемики, лексики и других разделов на основе совершенствования речевой деятельности учащихся в целом, т. е. формирование языковой и лингвистической компетенций строится на базе коммуникативной. Именно поэтому темы, связанные с характеристикой функциональных стилей, жанров и типов речи, комплексным анализом текста, культурой устного и письменного общения, рассматриваются в начале курса. На изучении разделов «Культура речи» и «Текст» отводится значительная часть учебного времени.
Содержательные линии, обеспечивающие формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, в данном курсе взаимосвязаны и интегрированы. Это означает, что в каждом разделе курса изучени языковых фактов, явлений и закономерностей сопровождается активной и разнообразной речевой деятельностью. Большое внимание уделяется развитию умения выполнят многоаспектный анализ речевого произведения, способности создавать устные
-
письменные тексты разных типов и жанров. Такой подход позволяет совершенствовать и развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные умения учащихся, а также создает условия для реализации в учебном процессе надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Личностно ориентированный подход к обучению обусловливает необходимость современной формы подачи теоретического материала в учебниках, введение упражнений, дифференцированных по степени сложности, заданий по выбору, побуждающих учащихся к поиску, к творчеству, развивающих лингвистическую рефлексию, а также способность к целеполаганию, планированию и адекватной оценке результатов деятельности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, поддержания
учебного интереса предусматривается использование различных педагогических технологий, в том числе игровых. Кроме того, обучение по данному УМК предполагает рейтинговую систему оценивания результатов учебной деятельности.
Системно-обобщающий подход в организации подачи теоретического материала способствует эффективному решению образовательных задач. Для изложения теоретического материала активно используются схемы, таблицы, которые позволяют представить изучаемый материал в наглядной форме и способствуют его целостному восприятию, облегчают запоминание.
Особое место в данном курсе отводится повторению, регулярной систематизации и обобщению изученного материала. Структура Единого государственного экзамена требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации. Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания. Итоговые контрольные работы также ориентированы на формат ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту.
В рамках исторического подхода осуществляется обращения к фактам истории родного языка. Это способствует осознанному усвоению материала, развитию чувства языка, а также выработке ценностного отношения к родному языку, осознанию его национально-культурного своеобразия.
В соответствии со школьным базисным учебным планом на изучение русского языка на базовом уровне в 11 классе отводится 68 часов (в авторской программе -70 ч).
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
1) в области языковой и лингвистической (языковедческой):
знать
- основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
уметь
- проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- применять знания о нормах литературного языка на практике;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
- производить лингвистический анализ текста (полный и частичный);
- иллюстрировать орфографические и пунктуационные нормы примерами из предложенного текста;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте;
- классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;
- производить все виды разбора как слова, так и предложения;
- конструировать предложения, строить их схемы;
- определять роль конструкций, не являющихся членами предложения;
- заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью и т. д. синонимическими конструкциями;
- комментировать выбор орфограмм и пунктограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически;
2) в области коммуникативной:
знать
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;
уметь
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
- владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
при работе с текстом:
уметь
- определять тему, основную мысль;
- озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);
- определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;
- определять языковые средства связи предложений в тексте;
- делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;
- определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;
-оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;
- создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;
- производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров;
3) в области культуроведческой:
знать и понимать
- осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;
- осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса;
уметь
- соблюдать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел
Кол-во
часов
Контр.
работы
Творч.
работы
1.
Морфология
29
3
3
2
Синтаксис и пунктуация
36
3
5
3.
Повторение
3
Итого
68 ч
6
8
Содержание программы
Морфология (29 ч)
Имя существительное (3 ч)
Понятие о частях речи.
Признаки имени существительного: семантический, морфологический и синтаксический. Лексико-грамматические разряды существительных: нарицательные и собственные; конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные. Морфологические категории существительных: одушевлённость/неодушевлённость, род, число, падеж. Склонение существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Особенности склонения русских и иноязычных имён и фамилий.
Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже единственного числа. Варианты падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Роль существительных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.
Имя прилагательное (3 ч)
Признаки имени прилагательного: семантический, морфологический, синтаксический. Грамматические категории рода, числа и падежа прилагательных. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Полные и краткие формы имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Особенности склонения имён прилагательных. Нормы употребления прилагательных в речи. Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Прописная и строчная буквы в притяжательных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание не с прилагательными.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Роль прилагательных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.
Имя числительное (2 ч)
Признаки имени числительного: семантический, морфологический, синтаксический. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, дробные, неопределённо-количественные, порядковые. Словообразовательная структура числительных: простые, сложные, составные.
Употребление ь в числительных. Слитное, раздельное, дефисное написание числительных. Особенности склонения имён числительных.
Нормы употребления числительных в литературном языке. Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические особенности.
Морфологический разбор имени числительного.
Местоимение (1 ч)
Признаки местоимения: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды местоимений. Нормы употребления местоимений в литературном языке.
Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Роль местоимений в образовании изобразительно-выразительных средств языка.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Глагол (3 ч)
Признаки глагола: семантический, морфологический, синтаксический. Инфинитив. Формообразующие основы глагола. Морфологические категории глагола: вид, время, наклонение, лицо.
Глаголы переходные/непереходные, возвратные/невозвратные. Спряжение глаголов.
Основные нормы употребления глагольных форм в литературном языке. Синонимические варианты употребления глагольных форм и их стилистические и смысловые особенности.
Правописание суффиксов и безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Роль глаголов в образовании изобразительно-выразительных средств языка.
Причастие как особая форма глагола (3 ч)
Признаки причастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование причастий. Причастия действительные и страдательные, полные и краткие. Переход причастий в прилагательные.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными.
Морфологический разбор причастия.
Деепричастие как особая форма глагола (1 ч)
Признаки деепричастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование деепричастий. Отличие деепричастий от омонимичных частей речи.
Правописание деепричастий.
Нормы употребления деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Наречие (2 ч)
Признаки наречия: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды наречий по значению. Словообразовательная структура наречий: производные и непроизводные наречия. Степени сравнения наречий.
Нормы употребления наречий в литературном языке.
Правописание суффиксов наречий. Правописание н и нн в наречиях. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и наречных выражений.
Морфологический разбор наречия.
Слова категории состояния (1 ч)
Признаки слов категории состояния: семантический, морфологический, синтаксический. Степени сравнения слов категории состояния. Отличие слов категории состояния от омонимичных наречий и кратких прилагательных.
Морфологический разбор слова категории состояния.
Предлог (1 ч)
Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов по про-исхождению: непроизводные и производные (наречные, отымённые, отглагольные). Разряды предлогов по структуре: простые, сложные, составные. Разряды предлогов по значению (пространственные, временные и др.). Падежное употребление предлогов. Варианты сочетаний некоторых предлогов с падежными формами.
Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов.
Морфологический разбор предлога.
Союз (1 ч)
Союз как служебная часть речи. Разряды союзов по происхождению: непроизводные и производные. Разряды союзов по структуре: простые и составные. Разряды союзов по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные. Разряды союзов по значению и грамматической функции: сочинительные и подчинительные.
Отличие союзов от омонимичных местоимений, наречий и вводных слов. Правописание союзов.
Морфологический разбор союза.
Частица (2 ч)
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по происхождению: непроизводные и производные. Разряды частиц по структуре: простые и составные. Разряды частиц по выполняемой функции: смысловые и формообразующие. Отличие частиц от омонимичных им слов (союзов, наречий, местоимений с частицами).
Слитное, раздельное, дефисное написание частиц со словами. Основные случаи употребления частиц не и ни.
Морфологический разбор частицы.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
Междометия как особая часть речи. Разряды междометий по происхождению: непроизводные и производные. Разряды междометий по структуре: простые, сложные, составные. Разряды междометий по значению: эмоциональные, повелительные, этикетные. Звукоподражательные слова как особая группа слов, близкая к междометиям.
Правописание междометий. Морфологический разбор междометия.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Синтаксис и пунктуация (38 ч)
Словосочетание (3 ч)
Основные синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Принципы русской пунктуации: логический, структурно-синтактический, интонационный.
Типы словосочетаний. Нормы построения словосочетаний в современном русском языке. Типичные ошибки, связанные с построением словосочетаний.
Предложение (31 ч)
Простое предложение (7 ч)
Общие сведения о предложении.
Виды предложений по структуре (простые и сложные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные), эмоциональной окраске. Предложения распространённые и нераспространённые. Грамматическая основа предложения.
Двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемых. Нормы согласования подлежащего и сказуемого в литературном языке.
Односоставные предложения. Типы односоставных предложений.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, приложение. Употребление дефиса при одиночных приложениях.
Полные и неполные предложения.
Порядок слов в простом предложении. Порядок слов как средство выразительности.
Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Тире в неполных и эллиптических предложениях. Соединительное и интонационное тире.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Простое осложнённое предложение (10 ч)
Понятие о простом осложнённом предложении.
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах.
Условия обособления согласованных и несогласованных определений.
Обособленные приложения. Знаки препинания при приложениях.
Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными.
Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях.
Обособление дополнений.
Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции: слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, вводными и вставными предложениями. Обращения. Слова-предложения. Междометия. Знаки препинания при них.
Синтаксический разбор простого предложения.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (4 ч)
Сложное предложение (7 ч)
Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений по способам связи частей. Синонимия сложных предложений различных видов, сложных и простых предложений. Нормы употребления сложных предложений.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор сложного предложения.
Период (1 ч)
Период как синтаксическая единица. Знаки препинания при периоде. Период как средство выразительности речи.
Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)
Способы передачи чужой речи (2 ч)
Прямая речь, диалог, косвенная речь, цитаты. Пунктуационное оформление чужой речи.
Итоговое повторение, обобщение, контроль (2 ч)
Литература для учителя
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы./ [авт.-сост. Г.Ф.Хлебинская]. - М.: Мнемозина, 2013.
-
Русский язык. 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)/ Г.Ф.Хлебинская. - М.: Мнемозина, 2012.
Литература для обучающихся
Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. - М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., сте-реотип. - М.: Дрофа: Рус. яз., 2006. (Библиотека словарей русско-го языка).
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. - М.: Рус. яз., 1984.
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка: Более 14 000 слов. Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед. - СПб.: Норинт, 2004.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: совмещённая редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртене в современном написании: в 4 т. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение: Ок. 12 000 слов. 5-е изд., сте-реотип. - М.: Рус. яз., 2003.
Зимин В. И., Спирин А. С. Русские пословицы и поговорки: Большой объяснительный словарь. 4-е изд., стереотип. - М.: Феникс, 2008. (Словари).
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: А-Я: Пособие для учащихся 5-9 классов. 8-е изд, испр., доп. - М.: Просвещение, 2006.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А ТЕМП: ЭЛПИС, 2008.
Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, граммат. формы: Ок. 65 000 слов. Под ред. Р. И. Аванесова. Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 8-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2000.
Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1991.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 9-е изд. - М.: Рольф, 2009.